Каторга! какая благодать!

Анатолий Апостолов
               
             

             "КАТОРГА! КАКАЯ   БЛАГОДАТЬ!"
               
                Версты обвинительного акта...
                Шапку в зубы! Только  не рыдать!
                Недра шахт вдоль Нерчинского тракта!
                Каторга! Какая благодать!
               
                Борис ПАСТЕРНАК (1890-1960), поэт
 
                "ГУЛАГ - хорошая вещь, на  самом деле".
               
                Андрей ПИРОЖКОВ (1995 г.р.), депутат
                городской Думы Екатеринбурга.


        Давно ушли и навечно растворились в пространстве свидетели тотального   советского Заточения - и автор  этих строк - поэт Борис Пастернак и узница ГУЛАГА Евгения Гинзбург, автор романа-хроники "Крутой маршрут",  30-ая глава которого   так и называется "Каторга! Какая благодать!" ("Даугава", №8, август 1988, сс.61-64)
    Вслед за ними стремительно  уходят те, кто имеет право рассуждать не только о вкусе нежных крабов и сухого "Советского шампанского" урожая 1953 года, но и  знает толк  в   ржавой бочковой  селёдке из   этапного  пайка  из улова 1971 года, кто на основе личного опыта неплохо   разбирается в нормах лагерной  выработки, знает настоящую  цену убийственного подневольного   "ударного труда" на  зимнем лесоповале,  в шахтах Воркуты и Норильска, на рудниках Магадана.
     На смену им уже пришли  те, которые не ведают, что творят и что говорят. Во власть пришли  новые "архитекторы Будущего", носители немыслимых глупостей,   нелепых идей и непродуманных  слов, люди абсурда и вырождения.   
      Кто им придёт на смену завтра,  никому неизвестно. Может это будут    бессмертные биороботы, или  могучие пришельцы из созвездия Сириуса, покорители  Времени и Пространства, а может  хронические дегенераты новой волны. "Будут внуки потом, потом всё повторится  сначала". 
    Наступило то время, когда  "хорошего человека найти нелегко" (Фланнери О'Коннер)  Ещё труднее найти  хорошего человека и отличного профессионала, наследного принца высокой морали, великих идей и дел в одном лице.    За последние 30 лет народилось новое поколение людей, страдающих плохой, извращённой  исторической памятью, острым дефицитом человечности, атрофией чувства сострадания, приличия и самоуважения.  Многие из них были зачаты и рождены в середине и в конце  гнилых и смутных 90-х годов ХХ века и несут в себе дурную наследственность безбожного  большевизма, спёртый  дух насилия пещерных предков-антропофагов. Почти ничего не зная о прошлом своей страны, плохо зная историю СССР, они не в состоянии даже  перечислить  самые судьбоносные для народы события советской истории, и выбрать для себя, для своего общественного служения самое лучшее из прошлого своей страны и других соседних стран.
      Они лишены логического мышления и элементарного воображения.  Для  юных конформистов последней  волны нет  в отечественной истории такого события, которым следовало бы гордиться  или стыдиться.
      Им неведомы муки совести, чувство вины и стыда, которое так  мучило Льва Толстого, когда в 1893 году в хлеборобной Российской империи вспыхнул очередной голод: "Народ (наш кормилец) голодает, потому что мы, трутни,  сыты".
   В этих молодых людях  от 20 до 25 лет, получивших среднее,специальное и высшее образование, так и не смогло возникнуть необходимое  для человека разумного  внутреннее противоречие между образным и рациональным  постижением мира. Среди них  довольно много людей  сомнительных нравственных качеств, лишённых воображения и оригинальной мысли,  они  не способны  выяснить, что для них важнее  - правда или  истина, знание позитивное или  метафизическое.  Юные конформисты предпочитают довольствоваться мифотворчеством, верить идеологическим мифам, не разграничивая  коллективный миф от объективного научного знания, которое куда надёжнее любых мифологем.
   Лишённое потребности в позитивном знании  юношество, не способно без посредника-пропагандиста   разобраться как в настоящем, так и во и в множестве  идеологиских интерпретаций прошлого. Представители успешных  юных конформистов не желают  дойти до сути своим умом, самостоятельно и критически осмыслить тот или иной факт и вместить его в рамки своего, пусть  небогатого, личного  опыта. Творческий, индивидуальный (через ум и сердце) процесс познания им  неведом. О прошлом   и настоящем они предпочитают узнавать  от кинематографистов, а не от  авторов мемуаров, исторических исследований и составителей  сборников  архивных документов.      В основном, это дети и внуки тех, кто не достроив  реальный коммунизм на крови и костях, в спешке за счёт ограбления собственного народа  бросился строить для  своего потомства капиталистический райский Город-Сад в стране "вечной мерзлоты и вечнозелёных помидоров".
       Детям реформаторов-авантюристов стало ясно, что   Затея их отцов  сделать из России могучую, монструозную сверхдержаву провалилась. Сегодня никого в мире насильно уважать себя не заставишь и никого  своей дурной  репутацией не напугаешь, а скорее всего вообще  потеряешь своё человеческое  лицо и  власть. Оказалось, что за счёт продажи одних только  природных ресурсов, грабительских налогов, ростовщичестве    и валютных спекуляций долго во власти не продержишься,  сильную экономику в стране  не возродишь и эффективное управление  не наладишь, а  посему  для этого вполне  сгодится опыт  прошлого, опыт построения социализма в одной стране "со сталинским лицом" и  с помощью ГУЛАГА. Эта идея, надо признать, основательно устарела, но для успешного, конформистского "золотого сегмента" нового поколения "Z" она кажется сегодня привлекательной и актуальной: без огромного  числа рабов великую державу  и вечных  пирамид не построишь.
       Так,  депутат городской Думы Екатеринбурга (Свердловска), юный коммунист Андрей Пирожков, заботясь  об экономическом величии (ограбленной в 90-е годы) России  предложил перенять  у СССР идею  трудовых исправительных лагерей, сказав, что "ГУЛАГ - хорошая вещь, на  самом деле".
     Юного свердловского депутата и строителя буржуазного коммунизма Пирожкова прежде всего  восхитила "высокая эффективность" и дешевизна рабского труда в деле освоения богатых недр на  ледяных безжизненных  российских пространствах.
    Увы, это восхищение эффективностью  советских трудовых лагерей дополняются в головах  наших юных реформаторов   "фантастической эффективностью" нацистских трудовых концлагерей в горнодобывающей промышленности и при строительстве подземных военных заводов, военных подводных баз в Норвегии и в Антарктиде у Земли королевы Мод.
   Однако ими не берётсяво внимание, что гитлеровская Германия  быстро решила вопрос своего   научно-технического развития   и  милитаризма без своего  немецкого ГУЛАГА и без  "шарашек",  полностью игнорируя  при этом богатый чекистский опыт по руководству советской  наукой.   Надо признать, что в мирное время  немцы в гражданском, промышленном  и дорожном  строительстве,  вполне обходились трудом вольнонаёмных  рабочих  и инженеров, специалистов высокого  уровня.   В отличие от советского ГУЛАГА, где людей превращали в рабов и безвольных скотов, на стройках "великого рейха"   труд не был принудительным, и пусть скромно, но  всё же  оплачивался и не давал человеку  потерять себя, свою квалификацию  и социализацию. В августе 1939 года Гитлер в личном письме  Сталину писал: "К  сожалению, я не могу  в данный момент применить Ваш  богатый репрессивный  опыт по  борьбе с врагами Рейха, так как среди увлекающихся политикой немецких рабочих, есть  много профессионалов  своего дела".   
    Это только у Сталина,  Мао и  Пол Пота врачи-хирурги рыли  мотыгами каналы и  выгружали  вручную кирпичи. Немецкий народ вполне обошёлся без своего ГУЛАГА как  до войны, так и после неё, во время восстановления весьма  разрушенных  войной городов,  жизненно важных промышленных объектов и энергосистем. Уже через шесть лет после войны уровень жизни немецкого рабочего был  в три раза  выше, чем у советского рабочего и в десять раз выше,чем у колхозника. Через 10 лет после войны уровень жизни  рабочих ФРГ был в десять раз выше,чем у рабочего ГДР, и осовеченные немцы стали под пулями и пулемётными очередями перебегать из восточного красного  сектора, в  буржуазный  Западный Берлин. С тех пор наша страна при любом режиме продолжает оставаться до сего дня     огромной страной с бедным населением, где бедность для простого трудового  люда  навечно стала судьбой и проклятием.   
    Юнным коммунистам, демократам и патриотам- монархистам,великодержавникам и либералам  сегодня  пора бы знать, что в систему новых пролетарских трудовых  отношений в первые годы большевизма входила  всеобщая  трудовая повинность и так называемое "Тыловое ополчение" и "Трудовая армия" с их   подневольным принудительным трудом, ставший позднее коммунистическим трудом. Вождь революции В.И.Ленин, всю жизнь чуравшийся физического труда и презиравший  крестьянский труд, считал, что труд обязательно должен  основываться  на принуждении  со стороны государства и  только под его контролем: "Субботники, трудовая повинность вот практическое осуществление в разных формах социалистического и коммунистического труда". Для этого  сто лет назад, в декабое 1918 года, большевиками был принят Кодекс законов о труде и создан Народный комиссариат  труда во главе с В.Шляпниковым, который устанавливал в стране трудовую повинность для всех трудоспособных граждан от 16 до 59 лет, вкючая сюда и школьников, которые несли трудовую повинность в школе. Поскольку граждане восприняли  перспективу работать в Трудовой армии   "за идею" и скудный паёк без должного энтузиазма и стремились уклониться от такой  почётной обязанности ради блага и процветания  всего человечества, были созданы  Управления поучёту и распределению рабочей силы с привлечением воинских частей и милиции для успешного проведения трудмобилизаций, ЭТАПИРОВАНИЯ  ТРУДАРМЕЙЦЕВ К МЕСТУ РАБОТЫ  ПОД  КОНВОЕМ.
      Уже к 1920 году основная масса рабочей  силы перераспределялась насильственно под штыками винтовок, путем трудовых мобилизаций. Отношение к мобилизованным мирным, свободным гражданам было такое же как и к военнопленным и даже хуже: их изолировали, почти не кормили, охраняли и доставляли к месту работы этапами в скотских вагонах.  Так начинался СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), так  чекисты накапливали  практический опыт  для организации ГУЛАГА. Широкое использование принудительного труда, который как известно со времён рабовладения, не может быть эффективным, стало одной из причин глубокого экономического кризиса, приведшего к НЭПУ. Однако, большевиков это не вразумило, и они  продолжили свои  варварские социальные эксперименты. Они стали широко   применять   принудительный труд  как мирных граждан, так и заключённых для скорейшей милитаризации страны, для решения  своих стратегических задач. Отцы-основатели ГУЛАГА считали, что рабский, принудительный труд тогда эффективен, когда  он носит массовый характер, когда в его орбиту вовлечены миллионы  подневольных людей, готовых ради сохранения жизни на всё, на любые страдания и невзгоды под издевательским и циничным  лозунгом: "МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ".
      В СССР рабы были смиренны и немы, а  Древнем Риме рабы не раз бунтовали и кончали жизнь на крестах позорной смертью., а некоторые   становились вольноотпущенниками, свободными гражданами. В СССР человек, выйдя из ГУЛАГА, по сути, продолжал оставаться рабом,  причём рабом (по анкете) неполноценным, пожизненно  клеймённым.
    Те, кто сегодня желают вернуть практику  ГУЛАГА  в жизнь, в социальном плане смертельно опасны.
    Таким юным великодержавникам и реставраторам социализма со "сталинским лицом" лучше вообще не рождаться на свет. А тем, кто родился и продолжает, за не имением  разума, жить идеями тоталитаризма, тому следует пока не поздно поступить по совету Иисуса Христа - надеть себе  мельничные  жернова на шею и броситься в море.
         Ясно, что повторить на своей шкуре кровавое прошлое  СССР в качестве жертвы  режима и узника ГУЛАГА никто из  этих юных политиков-реформаторов не хочет.  Все желают быть только господами-начальниками, имперцами-рабовладельцами, распоряжаться судьбами, жизнью и смертью миллионов  своих соотечественников-рабов. Именно эти дегенеративного склада  последыши и носители имперской идеи снова сделают тотальное насилие благотворным,   сделают "новую жизнь" средневековой  тюрьмой  особого  режима, после которой, каторга для многих станет  благодатью, а смерть долгожданным освобождением из  ада  имперского ГУЛАГА.
     Ничего путного  и вечного  с  помощью ГУЛАГА  в России  не построишь.  Здесь, в России,  "ничего не возродится ни под серпом, ни под орлом" (Георгий Иванов). Там, где царит  тотальное насилие, обман и ложь, все  немыслимые усилия и жертвы нации в итоге оказываются напрасными. Возродить сегодня ГУЛАГ - значит полностью повторить  своё страшное и угрюмое   прошлое, с его "кровью и почвой", взрастившим ГУЛАГ в его окончательной  людоедской  форме, снова остаться у разбитого корыта.
      Чтобы возник новый, "полноценный и эффективный" ГУЛАГ, нужно ещё раз провести "красный террор", национализацию и приватизацию частной собственности, устроить ещё раз гражданскую войну, три голодомора и насильственное перенаселение народа в Заполярье, на побережье  и острова  Ледовитого океана и сделать всё необходимое, чтобы  долгожданная третья, мировая,термоядерная  война  непременно состоялась, чтобы наконец, она избавила "золотой миллиард" элитных небожителей от  шести миллиардов "лишних ртов".  Нужно повторить снова тот Ад, который вместе с Гражданской войной и  ГУЛАГОМ стал огромной и вечной нашей национальной  травмой, которая  не перестаёт болеть и бередить  больные наши души. Нужно пережить заново багровое безумие на этом ледяном  "Багровом острове", все эти инфернально нежные,  садомазохистские переживания и  ласковые палаческо-жертвенные отношения,  так откровенно и натуралистично  описанные Андреем Платоновым в "Чевенгуре": "Бей мне в голову, Никиток! Ударь посильней, мой хороший!  Расклинивай мне череп скорей!"
     Современному российскому обществу нужна длительная  педагогическая терапия.      В  больной атмосфере всеобщего  невроза, где взрослыми моделируется и модернизируется подлость, извет и насилие, где ненависть и агрессия взрослых стала нормой нашей жизни, бесполезно надеяться на  человечное, мудрое и созидательное потомство. Здесь больше шансов его потерять, чем сохранить  для мирного, созидательного, справедливого   Будущего. Нужно срочно возрождать комплексную медико-психологическую и психоневрологическую  службу в школох, вузах, в силовых и властных структурах. (Евгений Бунимович, Ефим Шаргородский, Евгений Ямбург). Нужны не только  психологи, социальные педагоги и дефектологи, нужны и  социальные психиатры и дефектологи, специалистов по дегенератологии.
      Увы, тема ГУЛАГА и сегодня остаётся за за порогом боли, человечности и порядочности. Тема ГУЛАГА не стала нашей  всеобщей национальной, травмой, частью нашей национальной психологии, и не стала для всех нас поучительным уроком.
     Беда, что  такого рода предложениям  юных реставраторов  людоедского "славного прошлого" и пропагандистов и его "достижений" нет достойной альтернативы. Одного Государственного Музея ГУЛАГА в Москве и его филиалов в  Заполярье, в Сибире и на  Колыме здесь явно недостаточно, нужна ещё и мощная сеть Школ Доброты и Милосердия при Академии человечности, при федеральной и региональшых высших школах по подготовке управленческих элит. Нужна  мощная сеть образовательно-воспитательных учреждений, направленных против манипуляции молодёжным сознанием,  против расчеловечивание человека через насилие и ложь. Ведь человек, думающий о себе как о  подобии Божьем, не может обращаться  с другими людьми,как со скотом, как  древний пещерный вождь антропофагов со своими пленными.
   И беда здесь не только в нанесённом  депутатом Пирожковым  оскорблении священной  памяти  жертв, но и в том, что этим старым "инновационным" предложением предана  жертвенная борьба простого народа с  немецким  нацизмом.   Реставрация  советского ГУЛАГА в  современной авторитарной, буржуазной России, где у власти стоят вчерашние  коммунисты-ренегаты  и чекисты-оборотни, делает победу советского народа  над фашистской Германией  напрасной, несуразно затратной по крови, вопиюще нерентабельной и лишённой всякого смысла.
     Воскрешение ГУЛАГА, пусть даже и в модернизованном виде, порождает самый главный и судьбоносный для всей страны  вопрос:"А ЗАЧЕМ?"  Вслед за ним возникает самый главный вопрос всей жизни нескольких поколений, который сформулировал в конце 90-х годов в романе "Прокляты и убиты"   наш выдающийся писатель Виктор Астафьев: "НЕУЖЕЛИ ВСЁ НАПРАСНО?"
     После такого вопроса опускаются руки, отпадает всякая охота снова и снова, чуть ли ни с нуля, проектировать и  строить свою жизнь и будущее    своего потомства. С такого рода вопросом-выводом в голове и в сердце    трудиться и созидать на отдалённую перспективу теряет всякий  смысл. Ни у кого нет желания снова  работать бесплатно  "за идею" и "за того парня"  (безымянного и  убитого на Гражданской и на  Великой второй мировой), ограничивать себя всю  жизнь  в самом элементарном и дружно, как один,  бедствовать и гибнуть  во  благо  "товарищей из ЦК", хищных  "комсомольских вожаков"   и их заморских дядюшек-опекунов.
     Натуралистами и биологами  давно отмечено, что племя, лишённое  этических инстинктов, обречено на гибель, ибо  неспособно  оставить взрослое потомство. Природа безжалостно  истребляла те общины, в которых вожди мало заботились о здоровье  и благе  соплеменников, где  недостаточно  охранялись беспомощные дети, где  недостаточно о них заботились. Свойственное  человеку  стремление совершать  благородные, самоотверженные поступки, не является  лишь следствием  добронравного  воспитания. Оно в значительном мере порождено его естественной эволюцией, развитием умственных способностей, удлинением срока  беспомощности детей  и сопряжённой с этим  чрезвычайной интенсификацией  отбора на альтруистические эмоции. Закон  естественного отбора, самый могущественный  из законов живой природы - "закон уничтожения слабых, больных, в определённых условиях породил и закрепил инстинкты и эмоции величайшей нравственной силы".  Без них в людях утрачивается   человечность и чувство единства, без них  непременно гибнут самые великие империи и государства. Эту банальную  истину  давно пора бы вместить в свои головы всем политикам и депутатам,  правителям  стран и народов. И прежде чем, в очередной раз, в приступе мании величия,   свершать что-то великое и грандиозное (себе на пользу и себе во славу), каждому из них    надо всякий раз обдумывать своё слово и свой  каждый шаг, исходя из принципов добра и милосердия и  конечно же необратимого Закона Воздаяния. Незавидна роль отца, воспитавшего безумного  отцеубийцу.

11.12.2018                Анатолий АПОСТОЛОВ