О Дедах Морозах

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

«Трезвый Дед Мороз это позор и неуважение к детям. Жалкое зрелище. Безответственно являться в таком виде на праздник...» 
© Слава Сэ

Шло важное собрание профсоюзного актива Ленфильма. Проходило оно в цехе звукотехники, и было жарким. Главная активистка Татьяна Усачёва ставила вопрос ребром и очень жёстко – на носу Новый год, надо поздравлять детей работников студии, а у нас НЕТ ДЕДА МОРОЗА!
Тут надо пояснить, что не было не того настоящего  Деда Мороза, что живет в наши дни в  в сосновом бору на берегу реки Сухона, что в 15 километрах от города Великий Устюг, нет, у нас не было его заменителя, предназначенного только для хождений по квартирам наших сотрудников. Не говоря уже о том, что у нас не было и Снегурочки, но её-то у нас и раньше не было, а вот Дед Мороз раньше был, но «весь вышел» по причине горбачёвской антиалкогольной кампании. Кампания эта шла не первый год, все вредные виноградники уже были вырублены, времена спирта Рояль ещё не наступили, поэтому глухо было с самым главным участником праздничного стола – горячительными напитками во всех их проявлениях. А раньше только этим и можно было соблазнить свой внутренний контингент,  никакие актёры со студии к этому отношения не имели. Студия это просто фабрика по производству фильмов. Поэтому актеры тут, конечно, появляются, но только если маячит щедрый заработок. А вот своими, профсоюзными силами можно было только своих мужиков соблазнить и то натурой -  благодарные родители щедро нальют и также щедро дадут закусить. Но так было раньше, до горбачёвских реформ. И в результате этих новаций год от года дураков на почётное звание Деда Мороза становилось всё меньше и меньше. И вот всё! Уперлись в стену… НЕТ ДЕДА МОРОЗА!
Может это был такой хитрый ход, никак нельзя этого исключить. Ведь меня записали в этот профсоюзный актив не зря, я в тот момент сидел под пристальными взорами женщин, потому что больше мужиков на этом активе не было. Повисла мертвая тишина…
- А если я соглашусь, то, что мне за это будет? Наконец поняв, что они от меня ждут, начал маневрировать я.
- Почёт и уважение. Саркастически парировала Татьяна.
- И премию ещё выпишем. Четыре рубля шестьдесят две копейки. Тут уже знающие люди начали довольно потирать ладоши. Парень то, похоже, клюёт!
- А что так мало! Из последних сил пытался я поторговаться.
- Это за моральный ущерб, остальное получишь натурой. Коварно врали мне прямо в глаза мои сотрудницы.
- Без Снегурки не поеду! Ухватился, как утопающий за соломинку, я за эту возможность заполучить надежное в этих делах женское плечо.
- Будет тебе и Снегурка не переживай, дадим тебе личный автомобиль, водитель у тебя будет женщина. Вот вы там с ней и договаривайтесь на эту тему.
О, как я был глуп и наивен! Меня развели как последнего лоха этим словом «женщина».
И я согласился на эту авантюру, с возвышенными словами:
- «У меня Деда Мороза в детстве не было, так пусть хоть у наших детей он будет».
После чего отправился в костюмерный цех подбирать обмундирование. Не надо думать, что на мой 5-й или даже 6-й рост на Ленфильме не найдётся формы Деда Мороза. Там была целая вешалка самых различных, пропитавшихся нафталином новогодних костюмов.
Не знаю уж, в какой кинокартине снимался мой экземпляр, но я подобрал себе одежонку на славу - роскошная в полный рост амуниция, огромная борода с усами, шапка, всё как полагается. И, конечно же, присутствовали мешок для подарков и волшебный посох.
Первая тревога зародилась тогда, когда я увидел свою «снегурку»…
 «Снегурка» моя водила на студии «буханку», так в простонародье называют микроавтобус УАЗ с полным приводом. Это была обветренная, тертая всеми калачами мира, лишенная каких-либо намёков на женственность и, похоже повидавшая и места настолько отдаленные, что водить её к детям, как я собирался, не представлялось возможным. А тем более получать консультации по вопросам сценического мастерства.
-Ты что ли мой Дед мороз будешь? Посасывая беломорину, познакомилась она. Ну давай, залезай.  Я уже ранее, в начале книги писал об этой особе. Конечно же, я не был «паханом» среди «Дедов Морозов», поэтому как только я попытался руководить процессом нашей «одиссеи» по адресам наших коллег меня тут же послали туда, куда Морозы, как правило не ходят.
Ладно, думаю, раз возглавить процесс не получилось, остаётся расслабиться и получать удовольствие. Но как-то не удалось ни того ни другого. Буханка – хоть и вездеход, но в этих странных руках, почему-то вечно буксовала и вязла в снегу. Мне приходилось толкать её, машину с двумя ведущими мостами, застревающую в обычных ленинградских дворах. Это ведь не бездорожье где-нибудь в тайге но, тем не менее, мне приходилось помогать этому вездеходу. Под смех и радостное улюлюканье прохожих, наблюдавших, как Дедушка в одиночку толкает свои «сани» в полном парадном облачении. Вымотала эта «снегурка» меня изрядно.
Теперь об удовольствии. Надо напомнить, что это был разгар карточной системы. Продукты люди покупали, отоваривая талоны на питание. Поэтому почти никто меня не то, что не угостил, или покормил, чаю даже не догадались дедушке предложить. А ведь это режиссеры, операторы, блин, руководители цехов и участков. То ли стеснялись, а может и правда считали, что фольклорный персонаж святым духом питается. Ну а я слишком был вымотан и горд, чтобы просить что-то большее, чем воды напиться. По договорённости я сначала тайком помещал подарок в мешок, а уже потом с деланным ненатуральным весельем на лице и предложениями почитать мне стишки или проявить прочие способности подрастающего поколения под смешки и шуточки выслушивал и затем вручал подарки деткам. Детки были рады. Дедушка вряд ли.
Выбивало из колеи отсутствие очередных счастливых родителей по списку, хоть все  были предупреждены и должны были ждать моего прихода. Приходилось по нескольку раз возвращаться на одни и те же адреса. На что «снегурка» несла матом так, что у меня опускались руки. Но человек я обязательный, и уже к концу «одиссеи» мой водитель стал меня слушаться, видя, что если уж толкание автобуса его не сломали, то пока этот «дуст» дело до конца не доведёт, не успокоится.
Пару раз попал на простых людей, где поднесли самогонки, и немного пищи упало в пустой желудок в виде закуски. После этого дело пошло веселее. Хоть и валился уже с ног от усталости. Заехал напоследок к своему однокашнику Вадиму, вернее для поздравления его дочери. Юморить уже не получалось, но надеюсь люди всё поняли правильно. Даже сфотографировали нас на память.
Последним был, конечно, адрес моего дома. Уже еле живой я принял подарок от супруги в мешок, и мы стали будить ребёнка. И вроде со сна даже удалось убедить, что это настоящий Дедушка Мороз, борода из ваты, и подарки тоже именно он принёс. Только какое-то недоверие в глазах дочери всё же зародилось. Как-то очень уж этот дедушка на папу похож.  Ну а потом и забылось совсем об этом визите сказочного персонажа.
Только под каждый Новый год, вспоминаю я, глядя на своих коллег Дедов Морозов, как в те трудные для нашей страны времена переходного периода пытался создать хоть чуточку праздничного настроения и волшебства нашим детям. В надежде, что плохое забудется, а хорошее, может быть, они и вспомнят, воспитывая уже своих детей в эпоху всеобщего изобилия.