Жемч. Ожер. Гл. 19 2018 г. Ч. 1-12 Эпилог

Дудко 3
Эта фотография долгое время открывала нашу страничку на нашем сайте в ПРОЗА.РУ
Я решила, что именно эта фотография должна закрывать последнюю часть
 19-ой Главы, рассказывающей о конце жизни Виктора и обо мне…


ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  ГОД 2018
ЧАСТЬ 1-12    ЭПИЛОГ


Никто из нас не знает – времени, которое оборвёт нашу жизнь. Это удел ВСЕВЫШНЕГО.

Свой последний ПРИГОВОР Человеку БОГ выносит в судный день.
Но, согласно СУДЬБЕ - каждому Человеку уже с момента рождения назначен срок его жизни.

Дата смерти для каждого является тайной. Тем не менее,  срок жизни  тяжело больного  Человека можно ориентировочно спрогнозировать по состоянию его здоровья.

Мы узнали об истинной причине смерти Виктора только после вскрытия.
Диагноз – СЕНИЛЬНАЯ  ДЕМЕНЦИЯ  и ОТЁК  ГОЛОВНОГО  МОЗГА.
Мы ухаживали за ним до последнего момента, искали причину его состояния, но не смогли узнать точного диагноза его заболевания.

Я это говорю для того, чтобы всем было понятно – нельзя заниматься самолечением,  и при каждом заболевании нужно предпринять все возможности для  установления правильного диагноза. Тогда можно своевременно, если не излечить   то,  по крайней мере – задержать болезнь и продлить жить больного.

Виктора уже нет. Теоретически я знаю, что его уже нет на этой земле, нет и не будет рядом с нами… Но  меня не покидает странное чувство отрешенности от происшедшего. Нет того ужасного  парализующего состояния стресса, который обычно бывает при потере близкого и любимого человека.

Мне кажется, что он где-то рядом. Он - есть, но я его просто не вижу, но жду…
Я живу так же, как и раньше. Я обещала, что буду жить за двоих. И я стараюсь это делать. Как и прежде – меряю по утрам и вечерам давление. Стараюсь во время принимать лекарства. Поливаю посаженные им цветы на подоконниках. Умываюсь, сижу подолгу за компьютером.

Что изменилось в моей жизни?

Раньше привыкла к тому, что за стол садились всегда вдвоём. Поэтому сейчас – не хочется готовить и есть в одиночестве. Ем то, что приносит Стэлла.  Аппетита нет.

И ещё – некому рассказать… О чём?

Рассказать о том, что происходит в доме у Стэллы с Сашей. У них своя жизнь.

Смотрю в  окно. Прилетели вороны, а я им ничего в этот раз не положила в пустую миску, что стоит напротив окна. А они ждали, сели на крышу и нагло каркали – требовали еду. Я рассмеялась их наглости, а рассказать – некому.

В субботу и воскресенье хочу напомнить ЕМУ о том, чтобы не забыл включить во время телевизор и не пропустил бы свою любимую передачу – ФОРМУЛУ 1.
А напомнить – некому.

И так много раз на день  - некому напомнить, некому рассказать, нет ЕГО в нужный момент рядом, чтобы – попросить…

Вот в  такие мгновенья, что-то неосознанное  обрывает тебя   на слове, на мысли, и рядом образуется пустота, а  мозг пронзает мысль – ЕГО же  нет и сказать - некому…

Видно Ангел-Хранитель постарался «разбавить» живыми существами моё одиночество.

Стэлла принесла обед и, входя - не закрыла дверь, т. к.   были заняты руки. Видимо, в этот момент забежала с холода в дом молоденькая мышка. Я её заметила на следующий день, когда она юркнула  под камин.  Я поставила ей поддончик из-под какой-то нарезки и теперь периодически кладу на него еду: обрезки яблока, корочки хлеба, сыра или сальца. Пара раз видела мордочку и глазки-бусинки. Назвала Жорка – от слова «Обжора».  Ест много. Пить бегает, наверное только ночью. Оставляю - в туалете воду в крышке из под какой-то банки.
Живёт уже третью неделю…

А ещё – у меня теперь ночует – Тобик, молодой метис – овчарки с кем-то ещё.
Щенок бегал давно по нашей улице. Когда Саша (зять)  по утрам ходил гулять с нашими собаками к лесу и потом на берег водохранилища, этот пёсик пристраивался и бегал за ними. Трусливый, видно доставалось ему не раз –  у беспризорников на свободе свои трудности. Ещё и – голод… Наши стали его подкармливать.
Рядом с нашим домом – заброшенный строительный вагончик. Щенок в ожидании еды, стал ночевать за этим вагончиком.
Наступили холода. Выпал снег. Когда Виктора не стало, я упросила Стэллу с Сашей  запускать его ко мне в домик – ночевать. Утром – выпускали за ворота.
Постепенно привык. Назвали Тобиком.
И, хотя он у меня находится в основном только ночью, он успел сгрызть два войлочных ботинка. Теперь разуваясь, свою зимнюю обувь я поднимаю на верхнюю полку вешалки, где до сих пор хранились только шапки…

Вот сейчас, как будто почувствовал, что пишу о нём – подошел, положил голову на колени, а в глазах его вопрос – почему не ложишься спать?
И,  правда – скоро пойду…
Уже не могу, как раньше сидеть за компьютером до утра.

Так что моё одиночество теперь скрашивается присутствием Жорки и Тобика.
Последнее время мы с Виктором не брали в свой дом животных, так как понимали, что нельзя допустить, чтобы они пережили нас - хозяев.
Теперь я  нарушила это правило… Не специально – так получилось…

Насчёт Тобика – я долго сомневалась. И только после больницы решилась на то, чтобы взять собаку именно себе, в наш домик. В большой дом его Стэлла не взяла бы, так как  две суки и кобель – большая проблема.
4 течки в году! А он и сейчас уже очень сексуально озабоченный пёсик.

Действительно, продолжаю писать только на следующий  день…

У меня появилось чувство тревоги по поводу лично моего состояния здоровья.
Слишком много всяких признаков того, что у меня, кроме основных заболеваний,  развиваются во всю те же самые болезни, что были и у Виктора. Я имею в виду – СЕНИЛЬНУЮ  ДЕМЕНЦИЮ.
Старение не обходит ни одного Человека. Не у всех оно кончается слабоумием – не у всех, но у многих…
Причём, СЕНИЛЬНАЯ  ДЕМЕНЦИЯ может длиться и 5 и 10 лет… Но самое тяжёлое время этой болезни наступает для тех, кто ухаживает за этими больными тогда, когда они превращаются  в лежащий на постели "овощ".

Не раз, возвращаясь к этим мыслям, мной завладело желание узнать -  что ждёт меня в ближайшем будущем?
Наверное, я не смогла бы повторить ЕГО «подвиг» отказа от жизни путём голодания, чтобы не мучиться несколько лет самому и не стать обузой - для близких.

Я уже писала о том, что после 9-го дня, когда ночевавшая со мной Тонечка уехала, я осталась в нашем маленьком домике одна. Стэлла после 40-го дня  должна была лечь на операцию по поводу замены тазобедренного сустава. Через полгода - вторая такая же операция - на втором суставе. Я два года не могла добиться в поликлинике, чтобы меня в плановом порядке положили в больницу. А капельницы для поддержки сосудов нужно повторять каждые  полгода. Значит моё лечение опять откладывается, так как после операции у дочки, она будет долго проходить реабилитацию дома и  я должна буду быть рядом с ней.
Неожиданно операцию Стэллы перенесли на январь.
И Стэлле удалось в экстренном порядке положить меня в больницу.

Когда я легла в этот раз в больницу, я узнала, что раз в неделю, по понедельникам, заведующий отделением делает обход больных. Он очень опытный врач. По национальности – кореец. А я слыхала о том, что корейская школа медицины относится к очень высокому уровню знаний. Поэтому решила не упускать случай – проконсультироваться у него по поводу своего здоровья.

Поскольку память у меня стала никудышной, я заранее сочинила и написала себе шпаргалку, а потом выучила её наизусть.

Во время обхода,  заведующий вместе с лечащим доктором по очереди подходили к постелям больных. Доктор докладывала ему о состоянии больного. Он кивал в ответ головой, и они шли к следующему больному.
Когда они были готовы отойти и от моей кровати, я обратилась к нему со своей речью…

«Могу я с Вами поговорить?». Он удивился, но согласился меня выслушать…

Я сказала ему следующее…

-  У меня два вопроса.

НА  ПЕРВЫЙ  ВОПРОС может ответить только БОГ.
Но сегодня для меня БОГ – это – ВЫ.

Мой диагноз: 3 Инсульта, Фибрилляция предсердий, Паркинсон, Диабет и ещё куча всяких сопутствующих болезней.
Третий инсульт был 2 года назад. За эти два года не было никаких обследований и  реабилитирующих  лечений в клиниках.
Могу ли я Вас просить – провести сравнение полученных результатов проведённых здесь  обследований - с такими же,  только двухгодичной давности? Это такие показатели, как: Атрофия головного мозга, Кризисный стеноз сонной артерии и другие.
Можно ли определить скорость дегенерации, например -  мозговых клеток, чтобы спрогнозировать их дальнейший онтогенез?
Можно ли вычислить – сколько мне осталось жить? Хотелось бы успеть завершить в этой жизни то, что ещё не доделано?

ВТОРОЙ  ВОПРОС…
Выйдя из больницы, - 3 ноября будет 40-й день, как умер мой муж – Виктор…
Кажется, я запрограммировала себе в этот день очередной стресс.
Как обезопасить себя от следующего рывка вниз?

Профессор выслушал меня и почему-то расплылся в улыбке.
Потом, направив взгляд к потолку,  сказал – «Мы постараемся по итогам проведённого обследования спрогнозировать Ваше дальнейшее состояние…»

Я понимаю, что мои вопросы были нагловатыми. Старухе – идёт 9-ый десяток, а она – о прогнозировании скорости онтогенеза  своих мозговых клеток!

До моей выписки оставалось – два понедельника…
К моему разочарованию – Заведующий отделением с обходом, пока я лежала в палате – больше  не появился.

Больше того, каждый день больные из моей палаты ходили на какие-то обследования и процедуры в физкабинет или – на массаж.

Ко мне приходила врач – физиотерапевт и то лишь для того, чтобы сказать, что при фибрилляции предсердий никакое физлечение – не показано.

Кроме анализов крови и мочи – никаких других обследований мне не назначалось, в том числе и МРТ головного мозга.

И только уже перед выпиской я прошла УЗДС брахиоцефальных артерий.

Диагноз: Эхо- признаки геодинамически незначимого  стеназирования артерий экстракраниального отдела БЦА,  стеназирование области бифуркации ОСА (сонная артерия) и устья ВСА с обеих сторон до 20 -25 % за счёт утолщения стенки и включения мелких кальценатов.

Перед выпиской ко мне подошла лечащий доктор – молодая  дагестанка, с красивым именем – Патимат. Поскольку мой возраст позволяет иногда быть фамильярной, я называла её – Патиматочка…

Она присела рядом со мной на стульчик и сказала мне следующее…

- Вы задавали вопросы. Я могу Вам на них ответить…
Мы не стали направлять Вас на МРТ головного мозга. Считаем, что это обследование Вам вообще до конца жизни делать не стоит.
Вам поставлен диагноз – Атрофия головного мозга. Этот диагноз назад хода не имеет. Это заболевания невозможно повернуть назад. Ему свойственно – не возвращаться, а только – прогрессировать.  Как быстро? Как Бог даст…
Мозги зависят от работы  сердца и сосудов. Нужно постоянно самостоятельно  поддерживать их состояние  – таблетками, уколами и  капельницами…

Теперь о сосудах. Нужна операция.  И не одна. Каждая такая операция длится 3 часа под общим наркозом. Во время операции в любой момент фибрилляция предсердий может вызвать осложнения. Вы согласитесь на такую операцию?

Я подумала и ответила – «Наверное – нет…»

Патиматочка улыбнулась и сказала в заключение – «Ну вот, Вы сами ответили на свои же вопросы…».

Ну что ж! В ординаторской доктор Патимат сидит рядом с Профессором. Видимо, он поручил ей самой ответить на заданные мной вопросы…

Но я благодарна им обоим. Не всегда больным говорят правду о диагнозе заболеваний – такую, какой она является на самом деле.
Правда, я всё о своих болезнях итак знала до этого, но всегда на что-то надеешься… Значит, теперь особенно нужно ценить каждую прожитую минуту.

В ночь после 40-го дня, ночью дочка пришла ко мне  в домик и в отличие от меня позволила себе – расслабиться… Она рыдала и винила себя за то, что не смогла «повернуть болезнь папы вспять». Она просила меня – подольше пожить, так как у неё в жизни ближе, чем – я, никого не осталось…

Но я-то знала, что я ей нужна буду – особенно весь следующий год, когда она будет делать каждые полгода  по операции по замене тазобедренных суставов…

Ну, о моих мозгах всё понятно.
Но у меня ещё – болезнь Паркинсона.

Болезнь Паркинсона неизлечима, но ее развитие можно затормозить, а для этого ее сначала надо распознать.

К счастью, мне поставили правильный диагноз уже 8 лет назад.

Хоть что-то в нашей медицине есть порой положительное. В данном случае, поскольку в  поликлиниках отсутствуют врачи – паркинсонологи, в округах, в некоторых поликлиниках функционируют консультативно-диагностические отделения. Врачи -  неврологи районных поликлиник раз в году направляют больных болезнью Паркинсона – в эти консультации к врачам – специалистам этого заболевания. Врач –паркинсонолог, обследовав больного – даёт заключение о состоянии больного в момент обследования и назначает лечение на весь последующий год…

Вот и я наблюдаюсь уже 9-й год у одного и того же специалиста – не только высокой квалификации врача, но и чудесного, чуткого и внимательного человека – ЮРИЯ  НИКОЛАЕВИЧА БЕЗДОЛЬНОГО.

 Бездольный Юрий Николаевич  - Невролог.
Специализируется на ведении пациентов с болезнью Паркинсона и другими экстрапирамидными заболеваниями нервной системы. Занимается вопросами нейрофизиологии при патологии центральной и периферической нервной системы.

Юрий Николаевич действительно врач от Бога. Каждое его слово питает больного надеждой и вселяет веру в то, что, если болезнь не отступит, то -  по крайней мере,  не будет спешить галопом к очевидному концу.

И с этой верой больной живёт, и в свой следующий год старается строго выполнять все рекомендации, данные Юрий Николаевичем. И это действительно помогает – продлевает жизнь… А умирать никому не хочется.

Кто не знает – чем грозит последняя стадия болезни Паркинсона? Напомню…
В медицинском справочнике значится следующее…

ПАРКИНСОНИЗМ – синдром, характеризующийся акинезией, регидностью, тремером покоя, изменением ходьбы и поздними  (постуральными) нарушениями.

АКИНЕЗИЯ – замедленность движений, обеднение мимики и редким миганием, монотонностью и приглушенностью голоса, изменением почерка, постепенным нарушением размеров букв к концу строки.

РЕГИДНОСТЬ   -  повышение мышечного тонуса, повышенной сопротивляемостью мышц пассивному растяжению. Оно может быть постоянным (феномен «зубчатого колеса»).
Дрожание проявляется в покое и преимущественно вовлекает кисти, реже стопы, нижнюю челюсть, губы и крайне редко – всю голову.

Выделяют пять стадий болезни ПАРКИНСОНА:

1 стадия – АКИНЕЗИЯ, РЕГИДНОСТЬ и ТРЕМЕР – выявляются в конечностях с одной стороны.
2 стадия  -  симптоматика становится двухсторонней.
3 стадия - добавляется постуральная неустойчивость, но сохраняется способность к самостоятельному передвижению.
4 стадия -  симптомы паркинсонизма резко ограничивают двигательную активность.
5 стадия – больной прикован к постели.

В первые годы болезни больные теряют в весе, но позже вес стабилизируется на более низком уровне. У 50 % больных развивается депрессия, а у 20% - в более поздних стадиях – деменция. Интеллект не страдает, однако замедленность, рассеянность, невнятная речь создают ошибочное впечатление о слабоумии.

ПОСТЕЛЬ  -  ВРАГ  ПАРКИНСОНИЗМА!!!

Конечно в мозгах застревает страх перед трагедией, которую несёт в себе – 5-я стадия.

В последней стадии больной Паркинсоном превращается в лежачий овощ, требующий полного обслуживания другим человеком.

Не говоря о страданиях больного, мозг которого продолжает соображать и фиксировать всё происходящее, страшно представить, что ждёт тех близких, на роль которых выпадет обязанность ухаживать за таким больным.

Получив направление к Юрию Николаевичу,  4 декабря побывала у него на приёме.

Он занимался со мной почти час. От него всегда выходишь из кабинета со счастливой улыбкой. Он умеет вселить в тебя – чувство уверенности в том, что нет ничего страшного, нужно только выполнять все его рекомендации.
Тем не менее, в диагнозе к обычной записи  добавилось ещё три…

ДИАГНОЗ:  код МКБ G20
Болезнь Паркинсона смешанной формы 3 стадия двигательных нарушений Хен-Яра постуральная неустойчивость, с постуральным тремером рук, когнетивными, аффективными нарушениями (галлюциноз, тревожные состояния) на фоне приёма препаратов леводопы.

Код  МКБ G21.8 167.8 169.4
ЦВБ  Хроническая ишемия головного мозга
Синдром лобной дисбазии с выраженным нарушением инициации ходьбы, функции передвижения, постуральной неустойчивостью, перенесенных ОНМК от 2015, 2016 гг., на фоне церебросклероза, гипертионической болезни.

Код  МКБ  F01.3
Смешенная корковая и подкорковая сосудистая деменция

Код  МКБ  G24.8 
Дистонический тремор головы с вторичным мышечно-тоническим синдромом.

Далее – Рекомендации и лекарства…

Вернувшись домой, изучила ЗАКЛЮЧЕНИЕ, и конечно – отыскала в компьютере незнакомые мне слова в ДИАГНОЗЕ…

1. 3  СТАДИЯ  ПАРКИНСОНА
Всё понятно… В прошлом году тоже была 3-яя стадия.  Значит перейдя на лекарство – СИНДОПА болезнь притормозила своё развитие..

Далее в этом году добавились новые показатели…

2.  ИШЕМИЯ  ГОЛОВНОГО  МОЗГА
Этот диагноз был и ранее в выписках из больниц, где я лежала.
Ну, посмотрим ещё раз – что это такое?

Ишемическая болезнь головного мозга – это сложная патология, при которой сосуды головного мозга сужаются, что ухудшает поступление крови в мозг, и соответственно вызывает нехватку кислорода в мозговых тканях.

Здесь же упоминается -  ЛОБНАЯ  ДИЗБАЗИЯ и ЦЕРЕБРОСКЛЕРОЗ

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИЧИНЫ  ДИСБАЗИИ:

-  Поражение оболочек нервных волокон ГМ и СМ (склероз);
-  Паралич малоберцового нерва нижней конечности;
-  Дрожательный паралич или болезнь Паркинсона;
-  Нарушения кровообращения в сосудах мозга;
-  Функциональные нарушения в мозжечке;
-  Патологии лобной доли ГМ;
-  Паралич церебральный.

ЛОБНАЯ  ДИСБАЗИЯ

Больной человек частично или полностью утрачивает способность ходить.
Такие нарушения появляются при обширных повреждениях лобных долей ГМ. Этому типу дисбазии часто сопутствует недержание мочи, деменция.

ЦЕРЕБРОСКЛЕРОЗ
Заболевание сосудов, известное как церебральный атеросклероз — одна из разновидностей атеросклероза головного мозга, которая сопровождается сужением крупных магистральных артерий из-за образования в них холестериновых отложений. Эта патология опасна множеством осложнений, включая угрожающие летальным исходом состояния: ишемический и геморрагический инсульт.

Всего три стадии развития церебрального атеросклероза:

1. На первой определяется липидная бляшка на стенках сосудов, в этот период симптомы носят функциональный характер и появляются лишь при серьезной физической или психологической нагрузке.
2. 2 стадия характеризуется формированием липидной бляшки и появляется постоянно. Головокружение, рассеянность, головные боли, снижение зрения приобретают уже стабильность и не зависят от нагрузок.
3. При третьей степени увеличение бляшки приводит к закупорке сосудистого просвета что проявляется симптомами ишемии мозга. Пациент теряет трудоспособность.

3.  СМЕШАННАЯ  КОРКОВАЯ  И  ПОДКОРКОВАЯ  ДЕМЕНЦИЯ

Смешенная корковая и подкорковая  деменция – не что иное, как – СОСУДИСТАЯ  ДЕМЕНЦИЯ.

В предыдущих разделах мы подробно описали всё о СЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ, в том числе и о СОСУДИСТОЙ  ДЕМЕНЦИИ.

Вспомним ещё раз…
Классический и наиболее часто встречающийся вариант сосудистой деменции — атеросклероз сосудов головного мозга. На разных стадиях развития заболевания симптоматика различается.

Начальная стадия. Преобладают неврозоподобные расстройства (слабость, вялость, утомляемость, раздражительность), головные боли, нарушения сна. Появляется рассеянность, дефекты внимания. Появляются аффективные нарушения в виде депрессивных переживаний, недержание аффекта, «слабодушие», эмоциональная лабильность. Заострение черт личности.

На следующих этапах более отчётливыми становятся нарушения памяти (на текущие события, имена, даты), которые могут приобрести более грубые формы: прогрессирующая и фиксационная амнезии, парамнезии, нарушения в ориентировке (синдром Корсакова). Мышление теряет гибкость, становится ригидным, снижается мотивационный компонент мышления.

Таким образом, формируется частичная атеросклеротическая деменция по дисмнестическому типу, то есть с преобладанием расстройств памяти.
Относительно редко при церебральном атеросклерозе возникают острые или подострые психозы, чаще в ночное время, в виде делирия с нарушением сознания, бредом и галлюцинациями. Нередко могут возникать хронические бредовые психозы, чаще с параноидальным бредом.

4.   ДИСТАНИЧЕСКИЙ  ТРЕМЕР  ГОЛОВЫ  С  ВТОРИЧНЫМ  МЫШЕЧНО – ТОНИЧЕСКИМ  СИНДРОМОМ

Тремор паркинсонический - наблюдаемый при паркинсонизме статический тремор с частотой 37 колебаний в 1 с. При этом значителен компонент катания пилюль, счета монет. Паркинсонический тремор наиболее выражен в дистальных отделах конечностей, но может проявляться и дрожанием губ, языка, нижней челюсти, реже бывает тремор головы…


Ну и какие выводы я для себя сделаю из ВЕРДИКТА, который мне вынесли – Корейский профессор  и Учёный-Паркинсонолог?

Все мои болезни  отступать назад – не желают, но и не выпускают из своих лап: - и мозги, и сердце, и сосуды…

Они упорно продолжают развиваться и двигаются вперёд. Хотя их можно на какое-то время притормозить…

Чем? Таблетками, уколами, капельницами…

Ещё чем?  Отсутствием стрессов… А как это сделать?

Врач -  паркинсонолог сказал, что самое необходимые  действия при всей совокупности этих заболеваний:

-   следить за нормальным кровоснабжением головного мозга и

- заставлять работать мозги…

Первое - следить за кровоснабжением мозга. А что это значит? Что в моих силах - мерить регулярно давление, не лениться, следить за диетой, принимать во время – лекарства, наблюдаться у врачей, никого не обижать, не грешить, не расстраиваться по пустякам… Или – вообще не расстраиваться?

Ерунда всё это… Всё вроде перечисляю правильно, но что-то главное всё время упускаю…

Повысилось атмосферное давление, корональные выбросы на солнце, магнитные бури, стрессовые ситуации – всё это вызывает разной силы  ишемические атаки…
Всего этого не избежишь…

Ничего не придумала...

Второй совет – заставлять работать мозги…

Это решаемо. При работе на компьютере – мозги работают активно…

Задумываясь на эти темы, иногда  вспоминаю  данный мне совет на эту тему – давно уже это было. Лежала в больнице и спросила доктора:
- «В  семье  бабушка умерла от инсульта, отец 7 лет после инсульта пролежал в постели… Можно считать инсульт наследственной болезнью и от неё умереть?»

В ответ услышала – «Выкиньте из головы эти мысли. Будете ждать инсульта, а умрёте от элементарного аппендицита»…

Так что, согласно последнему совету – не буду заморачиваться.
Жизнь вспять не повернёшь и не проживёшь заново.

Судьбу не обманешь…

Надо жить дальше, ценить и благодарить Бога за каждый прожитый день.
Важно жить по совести и в любви к ближним. И до последнего вздоха стараться делать что-нибудь полезное… Пока мозги работают…