Елеонский некропoль. Мусульманская святая Рабия

Анатолий Гурьевич Холодюк
По преданию,  святая  Рабия   (Рабиа аль-Адавия аль-Басри; также Рабия Басри) скончалась в 801 г.  и  "похоронена на Елеонской горе – в месте, где находится мечеть  17-го века". Другие источники уточняют, что  прах Рабии пребывает в каменном саркофаге, установленном в пещерe, расположенной  вблизи мечети "Аль –Сууд".

Все известные ныне   cведения  о  жизни  отшельницы  Рабии были собраны из различных агиографических источников. Исследователи затрудняются сегодня отделить  факты от легенд. Если последних  сложено много, то  подлинных фактов   о   Рабии недостаточно. Жизнеописание  Рабии оставил суннитский персидский суфийский поэт Фарид-ад-дин Мохаммед бен Ибрахим Аттар , живший в XII веке.
Басра на Аравийском полуострове, где между 714 – 717 гг.   в бедной арабской семье  четвертым ребенком родилась Рабия, славилась  тем, что в городе была высока  популярность аскетизма. Басра была родиной  известного аскета  и богослова Абу Саида аль-Хасана  сан ибн Ясара  аль-Басри.  Поздние суфийские биографы  называли Рабию  его  ученицей, хотя   с ним она, вероятно, никогда не встречалась.
 
Девочка Рабия  рано осталась  сиротой и  была продана  в рабство.  Хозяин, осознав великие духовные способности Рабии, отпустил её на волю. Одна из легенд рассказывает, что днем Рабия занималась хозяйством, а ночью молилась. "Однажды хозяин  услышал, как Рабия  изливает душу перед   Всевышним:
— О Господь мой! Прости меня за то, что только ночи свои я могу посвятить Тебе. Ты знаешь все, и знаешь, каким тяжким трудом наполнен день рабыни, принадлежащей тому, кто по Твоей воле сделал меня своей собственностью. Но даже, выполняя порученную хозяином дневную работу, я сохраняю свободным свое сердце, в котором безраздельно властвуешь Ты!"

Избавившись от рабства, Рабия стала  свободной женщиной.  Она сознательно  отказалась от брака и  жила в бедности.  Помимо обретенной свободы, Рабии недоставало одиночества, чтобы остаться наедине с Богом.  О причинах, побудивших ее искать уединения, а также об ее учителях, если таковые вообще существовали, ничего не известно.   Она жила в Басре  отшельницей и часто уходила молиться  в пустыню. Одна из легенд гласит, что "после полуденного намаза Рабиа обычно выходила из дома и шла к реке. Она уединялась на ее берегу и подолгу смотрела на бегущую воду. Течение реки  напоминало ей течение ее собственной жизни, в которой были свои быстрины и водовороты времени. Ей же хотелось, чтобы жизнь ее стала временем созерцания образа Всевышнего и чтобы созерцание это продолжилось не только в ближайшей, но и в будущей жизни."

Однажды Рабия совершила хадж-паломничество в Мекку, до которой добиралась в течение несколько лет. Большую часть пути Рабия  преодолевала  на коленях  или ползком.  В родной город Басру она вернулась укрепленной в вере. Бог наградил Рабию чудесными дарами. Многие подробности  ее безгрешной и чистой жизни  становились известными окружающим людям.  Многие  стали называть Рабию  святой, хотя сама она   не давала повода подобным слухам. Рабия стала для жителей Басры  примером  благочестия. Люди толпами шли к ней за помощью и советом. Согласно учению Рабии, "мудрость заключалась в знании Бога и полной преданности ему". "Величие человека заключалось в следующих вещах: чистоте сердца, молитвах, преданности и вере в защиту Всевышнего и направлении всех своих помыслов на Бога".

По преданию, Рабия превосходила своих современников-мужчин в мудрости. Ее проповедь любви  как религиозного идеала  в какой-то мере перекликается с христианским. Рабия не оставила  после себя  письменных документов, большинство историй о ней связано лишь с литературными произведениями. Имеется несколько поэтических произведений, приписываемых Рабии, но многие из них неизвестного происхождения. Рабии приписываются несколько молитв. Вот одна из них:
"Возлюбленный, Ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела. Куда бы не вели меня ноги, они ведут меня только к Тебе. И куда бы не стремилось мое сердце, оно стремится только к Тебе. И пусть я сбиваюсь с пути к Тебе, но Ты ждешь меня, и терпению твоему нет предела. Аминь".

Ныне в исламском мире   имя  Рабии пользуется большой популярностью. Рабия является героиней многочисленных исламских притч и легенд, где подчёркивается идея о "всепоглощающей и бескорыстной любви к единому Богу Аллаху", во имя которой она отреклась от земных благ. Рабия  известна как одна из величайших исламских аскетов. Ее  причисляют  к первым  суфийским мистикам. Мусульмане  почитают  Рабию  святой. На Елеоне рядом с пещерой, где по преданию хранится прах святой, действует женская мечеть  Рабии  аль-Адавии.  В 1963 г. в Египте создан художественный фильм, посвященный святой Рабии.

По преданию,  незадолго до своей смерти Рабия попросила  друзей отойти  от нее и дать путь посланнику Бога. Святой Рабии принадлежат такие проникновенные слова, обращенные к Всевышнему: "Я молю Тебя о том, чтобы до тех пор, пока я живу, я жила в памятовании о Тебе и чтобы после моей смерти Ты даровал мне благодать лицезреть Тебя".
...История хранит тайну о том, когда и при каких обстоятельствах святая Рабия появилась в Иерусалиме и на Елеонской горе.