Воронец

Варакушка 5
На конкурс Евгения Говсиевича.



Всегда была уверена, что сладкозвучная певица Ольга Воронец фамилией владеет от легендарных берегов Дона. С намёком на лихих вороных скакунов!

Тем сильнее было удивление, когда сибирский дедушка попросил принести с "воронца" какую-то загогулину. Это оказалось задачей "поди туда..., принеси...(что?)".

"Воронец" оказался ТОЛСТЕННОЙ кедровой перекладиной поперёк дома.

???????!!!!!!!.

Всё остальное "танцевало" от воронца. Печка. Стены. Полки. Люльки. Сбруя. Закутки. И люди.
Жизнь крутилась вокруг воронца. На нём сушили. Хранили. Качали люльки.

Это был дом моего дедушки-старовера. Тайга Алтая. Беловодные реки. Рыбные озёра. Стремнины перекатов. Грибы, ягоды, орехи, мёд и море лечебных трав. Дедушка был знаменитым травником. И "мОржем".

Накрепко запомнила его совет: -"Выбрось сковороду!"

Хочешь быть здоров - не ешь жареного! Разве мы соблюдем такие советы? Соблазн сильнее нас.

Древний уклад жизни сохранился до наших дней. Только одежду теперь покупают. Перестали сеять лён. А моя мама носила домотканые льняные платья.

Дедуля по папе брал меня на покос. За сеном. Нагружал бричку. Меня подсаживал на ворох. Сам шёл рядом, держа вожжи в руках. Серко перебирал копытами не торопясь. Ворох колыхался.
Я трусила от мысли, что свалюсь.

Но так приятно было вдыхать аромат свежего, тёплого цветочнотравяного настоя на солнечных лучах и свежем ветре!.. Дорогу домой хотелось продлить.

Бричка въезжала в ворота. Конягу распрягали и он тот час пристраивался к свежему вороху.
А дедуля подсыпал ему овса и черпал "журавлём" водицы. Серко тихонько музыкально ржал и
складывал голову на плечо дедуле.

А бабуля управлялась в хлеве. Слышно было звонкое пение молочных струн о дно и стенки подойника, но, вскоре, пение превращалось в сытое и влажное шуршание с всхлипами.

И вот она! Кружка сладкого, тёплого, живого молока. Белые "усы" над губой - награда за
дневные труды.

Дедуля мечет деревянными вилами на сеновал, а я разгребаю ровненько. Работа спорится.
Последние охапки уносят в хлев и свинарник, а мне подают простыни и подушки... Сегодня
спим на сеновале!

Ночлег устроен. Быстро в баньку!

И вот, чистенький, уставший, довольный, предвкушая аромат сеновала, наконец, заваливаешься
на чистые простыни. Опускаешь масахан от комаров. Расправляешь. Всё! Ты в объятиях Морфея.
Под тёплые вздохи в коровнике. Под хруст сена. Трепыханье в курятнике. Проваливаешься в
сладкий сон.

Спасибо, дедуля, что взял меня с собой. Я чувствую себя взрослой.

А завтра поедем за ранними дыньками и арбузами. Лето в разгаре!

Чистое яркое утро встретило ароматом свежевыпеченного хлеба! Кружка парного молока. Краюха
тёплого, хрустящего, поджаристого каравая!.. Пара помидоров с грядки. Горсть малины.
Что ещё надо для полного счастья!?

Тайком отламываю кусок макухи в амбаре. Дедуля делает вид что не заметил. Спасибо, дедуля!
С тобой можно в разведку!

Серко уже запряжен. Грызёт, позванивая, удила. Нетерпеливо переминается. Машет хвостом.

Медленно расходятся тяжёлые створки ворот. Мне уже чудится дынный аромат и яркая мякоть арбуза.

Сядем на бережке Ульбы, выкатим из золы горячую картошку, развернём салфетку с малосольными бабулиными огурчиками и, пополдничав, примемся наполнять бричку полосатыми и оранжевыми ягодами.

Опять Серко повезёт потихоньку домой. К вечерней дойке. Дедуля будет шагать не спеша. Я -сидеть на облучке. В сумерках распахнёт объятия сеновал...

Где Вы, милые мои!?  Родные! Дорогие сердцу люди!

 В ответ тишина. И только память полна живыми, яркими картинами.