Конституция. Вставные челюсти капитализма

Владимир Костылев
Конституция.Вставные челюсти капитализма.

Время быстротечно, и вот уже пришла пора подводить итоги капиталистического пути развития и искать причины и истоки его возникновения. Ведь, будем откровенны, мало кто ожидал таких жалких результатов развития страны. Экономические кризисы, неуклонный рост цен, налогов, деградация образовательной системы, падение нравов, невиданная ранее преступность, неостановимая коррупция и т.д., и т.п. И как следствие – 21 миллион граждан, живущих ниже уровня бедности. Страна находится чуть ли не в состоянии войны с бывшей братской республикой. Милитаризация идет полным ходом. Кто виноват?

На этот вопрос, в принципе, уже дан ответ: это дело рук бывшей партхозноменклатуры (ПХН), поставившей свои интересы выше интересов народа и воспользовавшейся своим местом в системе государственного управления и руководства для превращения государственной собственности в частную.
Но все это общие фразы. Чтобы проделать эту историческую загогулину, понадобилось создать целую правовую паутину, запустившую механизм перехода к капитализму. И началом этой паутины, ее сердцевиной стал главный правовой документ – Конституция.

Которой исполняется сегодня 25 лет.

Это событие заставляет еще и еще раз задуматься, как, на самом деле, зыбка историческая реальность. Какие-то непонятные люди, в каком-то неизвестном месте в течение нескольких недель буквально «склепали» нужный им текст, и, используя политическую конъюнктуру, быстренько его сделали Основным Законом жизни целого народа!!!

Не спрашивая этот народ, не обсуждая широко этот текст, а просто потрясая теле и радио эфир громогласными заявлениями и лозунгами о будущей счастливой демократической жизни.

Сегодня имена этих людей известны. Они, надо сказать, гордятся своим участием в этом деле, даже пытаются его увековечить, написав об этом многотомную книгу. Только хочется их огорчить. Наступит время, и позор закономерно ляжет на их головы. История не прощает людей, предающих свой народ.
Но уже сейчас у некоторых из них ощущается некая неуверенность в правоте сделанного когда-то, появились оговорки, оправдания, ссылки на обстоятельства. Созданный ими текст Конституции, вдруг, оказался…….. Об этом ниже.
Для иллюстрации сказанного рассмотрим два интервью, данных, как их называют в СМИ, одними из главных «отцов» российской Конституции: Сергея Шахрая (МК от 10.12.2018) и Олега Румянцева (Эхо москвы. Программа «Живой гвоздь» от 11.12.2018).

Олег Румянцев являлся ответственным секретарем Конституционной комиссии (Кк), согласовывал, продвигал, координировал и т.п. Данное интервью интересно тем, что без лишних разглагольствований ему пришлось ответить на щекотливые вопросы ведущих и, по сути, дать краткий ответ на вопрос, как и почему конституционные нормы сегодня не работают, что явилось причиной неудачи при создании Конституции.

В студии Эха сидел неуверенный, как бы извиняющийся человек, который с нотками огорчения рассказывал об истории создания и появления Конституции РФ. Он говорил о годах исследовательской деятельности, создавая иллюзию долгой и трудной работы. Из его рассказа выяснилось следующее.

До 1993 г. Кк работала над созданием общей концепции, важнейших норм о взаимоотношениях различных политических субъектов, о федеративном устройстве и т.д. И, как ему кажется, как он хочет представить сегодня общественности, Кк внесла большой вклад в понимание сути подлинной демократии. Именно так хотелось бы сегодня видеть себя в истории членам этой комиссии.

Однако, как только его спросили,  считает ли он современную конституцию своим детищем, он тут же от нее открестился: «когда говорят, это, мол, ваше детище, я не могу с этим согласиться». Вот, те раз!

Оказывается, Олег Румянцев не считает себя «отцом конституции», оправдывается, мы, мол, записали одно, а имеем совсем другое…

Чем он это мотивирует?

После тяжеленной, ну, прямо-таки, изнуряющей работы Кк, вдруг (ни с того, ни с сего?), «в 93 году родился президентский проект Конституции группы Шахрая, который предлагал нам суперпрезидентство. В итоге произошло объединение проекта Кк и проекта президентского с суперпрезидентскими полномочиями».

«А после трагических событий 93 года,- продолжает Румянцев, - многие компромиссы были убраны. Так родилась Конституция».

Таким образом, все недостатки современной Конституции, сводящие «на нет» все её достоинства, исходят… не от Кк, а от группы Шахрая?! Это они, буквально одной статьёй о президентских полномочиях, дополняющей статью о незыблемости частной собственности, поставили нашу страну на путь капитализма. Такая «вставная челюсть капитализма», обрамлённая многословием о свободе, неотчуждаемых правах, справедливости, демократии, правах человека и т.д. до бесконечности.

Румянцев с огорчением, чуть ли не извиняющимся тоном говорит о том, что Конституция не является детищем Кк из-за вторжения, интрузии президентского проекта.

Более того, он, ссылаясь на своего коллегу, утверждает, что представители Кк «не оставили камня на камне» от президентского проекта, положив их рядом. «Но после известных событий 93 года многие компромиссы были убраны».

«Получилось сложное произведение, в котором есть светлые страницы, связанные с общей концепцией» (надо полагать из-за титанической работы Кк?).

Но ведущие не дремлют. Они задают каверзные вопросы: почему многие статьи Конституции не работают? Почему этот важнейший документ превратился в такого «монстра»?  Иными словами, почему написано одно, а происходит совсем другое?

Ответ оказался до банальности прост. С марксистской прямотой Румянцев заявил: «Как выяснилось, Конституция это надстроечный документ, все определяется базисом, системой экономических отношений…».

Возникает вопрос: когда это для членов Кк «выяснилось», что надстройка определяется базисом, а Конституция есть всего лишь правовой документ, выражающий характер экономических отношений в обществе?

Ответ, на этот простейший для нашего времени вопрос, был дан 150 лет назад, стал для членов Кк откровением? Членам Кк понадобились «тяжелые» годы исследовательской работы, чтобы прийти к давно известному и доказанному выводу.

О.Румянцев, вдруг, превратился в марксиста, прозрел, после долгих лет «творческих» изысканий. А что ему остаётся делать? Ведь по-другому возникшую Конституцию и последующее развитие общества в соответствии с ней - не объяснишь!

Что же получается? Кк впустую потратила время на пустопорожнее выяснение иллюзорных философских представлений о свободе, равенстве, братстве, о справедливости, о сути конституционности и т.п.?

Примерно, так. Они созидали сказку, иллюзию, оторванную от жизни, наполненную благими пожеланиями и либеральными измышлениями. Исходя из своих поверхностных представлений о материальной жизни общества.

К чему они стремились? По словам Румянцева, к созданию «конституционного строя». Но даже эта фраза, без конкретного наполнения смыслом об отражении сущностных экономических отношений, есть глупость, выспренность, пустота.

Конституционный строй означает лишь одно – жизнь общества при наличии писаного закона – Конституции. И ничего более. А вот, что вы запишете в эту Конституцию, и  будет выражением сути вашего конституционного строя. Даже фашизм может успешно существовать, создав «под себя» Конституцию и заставив все общество «плясать под её дудку». И кичиться при этом своим конституционным строем. Античеловеческим, по сути!

Таким образом, Кк была несколько лет просто элементарной вывеской, жупелом для  обывателей, живших с мыслью, что скоро им светит конституционный строй.

И нечего сегодня строить из себя благородных защитников конституционного строя, глядя на своё детище. Присваивая себе его якобы положительные стороны и открещиваясь от негативных.

Перед нами образец деятельности по изучению «качества колёсной мази в бричке у Чичикова». И никакие тома об истории работы Кк не смогут это опровергнуть. Ибо это уже попытка снять с себя ответственность, «обелить» себя, откорректировать нужные события и т.п.

Итак, «президентский проект группы Шахрая» победил, в считанные недели провернул работу, на которую у Кк ушли годы.

А что Шахрай?
Как же сам г-н Шахрай рассказывает нам об этом? Интервью Шахрая есть классический образец выступления циничного политика, победившего в отстаивании своих интересов, выполнившего свою разрушительную работу, пришедшего к власти и поэтому не опасающегося за свои откровенные высказывания. Даже если они и выдают его с головой, в его неприглядной роли создателя социального непотребства.

Первыми же словами Шахрая были: «К сожалению, сегодня степень фиктивности Конституции достаточно высока… 20-25%».
 
Тут же, для равновесного сравнения, как же иначе, советская конституция объявляется фиктивной на 100%. Мол, КПСС решала все вопросы единолично, «факт присвоения власти налицо».

Ну, да. Кто же спорит? Согласно Конституции СССР именно КПСС была «ядром политической системы». Она и определяла политическую жизнь общества. Хорошо, или плохо – это другой вопрос. Но уже тогда было ясно, что достаточно записать в Конституции одну единственную статью, определяющую прерогативы, статус, возможности какого-либо политического субъекта, и все остальные статьи станут лишь довеском к этой статье. Концепция простая – никаких сдержек и противовесов, всё решает выбранный политический субъект.

Таким субъектами могут быть партия, парламент, госсовет, президент, совет старейшин, съезд народных представителей и т.п.

И всё это будет законно, конституционно, чинно-благородно. На самом деле, в зависимости от исторической ситуации, от расклада социальных сил, в каждой стране эти процессы формируются по-разному. Где-то, как в Англии, вообще отсутствует писаная Конституция. Тем не менее, именно туда сейчас рвутся наши нувориши. Там что, неконституционный строй? «Бедные» англичане!   

Вы думаете, всего этого не знал Шахрай и иже с ним? Прекрасно знал, но сознательно шел на создание фиктивной Конституции.

Результатом деятельности группы Шахрая и стала Конституция, в которой все «основные решения принимаются не правительством, а в Администрации Президента. Про авторитет и независимость судебной власти я вообще говорить не буду».

Но ведь именно этого и добивался Шахрай! Именно таким путём его сторонники стремились уничтожить всякую возможность противостоять надвигающемуся капитализму, захвату общественной собственности, переходу её в частные руки.

И делали они это очень стремительно (по свидетельству того же Олега Румянцева). Протолкнув свой проект  в 1993 году, и окончательно утвердив его после расстрела Белого дома. 

Проект Шахрая и К создавался специально под Б.Ельцина, с пониманием того, что тот ни вникать, ни разбираться не будет.
«Эту модель президентских полномочий, которую мы с Сергеем Сергеевичем Алексеевым записали в Конституцию…
за исключением кадровых вопросов у президента нет повседневных полномочий. Почему мы ставили перед собой такую цель? Не буду скрывать: в том числе и потому, что мы знали реальный характер Ельцина — всю его непредсказуемость…».
То есть, главной прерогативой президента эти конституционные творцы сделали решение кадровых вопросов. Четко понимая и следуя той самой формуле, за которую они так любят критиковать Сталина – кадры решают всё. Уже тогда было понятно, что с таким президентом, как Ельцин, надо брать всё в свои руки и…

Прочтите книги одного из самых близких когда-то к Ельцину людей А.Коржакова (охранник Ельцина) и вы поймёте, как решал Ельцин кадровые вопросы. Волосы на голове встают дыбом! 

Таким образом, группа Шахрая (неизвестно под чьим влиянием, за какие коврижки) решила главный политический вопрос – обеспечила полный простор для деятельности пробуржуазных сил, используя президентские прерогативы. Сразу же «посыпались» нужные Указы, назначения, отстранения от должностей, закрытие одних учреждений, открытие других, предоставление полномочий и т.д., и т.п.

Капитализм потому и стал реальностью в том виде, в котором мы его сейчас ощущаем (с постоянным ростом цен, с монополиями и олигархами, с двумя десятками миллионов, живущих ниже уровня бедности, с разрушающимися образованием и медицинским обслуживанием, высокой преступностью, войной с близкими и далекими странами и т.д.), что когда-то Шахрай и К преподнесли нам Конституцию, а мы не смогли ничего предпринять, и слабовольно ей подчинились.

При этом все эти «благоглупости» в виде прав человека, свободы слова, собраний и т.п. были успешно забыты и похерены. Кого это уже волновало? Впереди был большой хапок, благодаря ваучерной приватизации, которую также поспешно, как и Конституцию, провернули ельцинские подручные.

Ельцин же, тем временем «не просыхал» и продолжал идти на поводу своих приближённых. Именно в это время и возникло такое явление, как олигархи. Эти люди обогатились абсолютно незаслуженно, не в результате каких-либо трудовых усилий, или особой гениальности. Просто они были «в нужный момент, в нужном месте», стояли близко к «кормушке», которой на тот момент заведовал нездоровый человек с повышенным чувством тщеславия.

Цинизм Шахрая проявился в этом интервью ещё и в том, с какой лёгкостью он предлагает пути изменения Конституции. Мол, хотите продлить полномочия президента? Пожалуйста, легче лёгкого. Наделяем властными функциями Госсовет, а президента делает его председателем.

С такими прожжёнными юристами, как Шахрай, буржуазное российское правительство может вечно находится у власти, каждый раз оставаясь в конституционном поле. Все, мол, чётко, всё по закону.
 
Таким образом, 25 лет мы живём в совершенно искусственной политической реальности. Понимая это, и не желая лишний раз обращать внимание на конституционные загогулины, власть перестала праздновать день Конституции и опять превратила его в рабочий день.

P.S. О том, что происходит с Конституцией сейчас, даже писать не хочется. Все продолжается в том же русле. Только с упомянутым цинизмом Шахрая. Остается надеяться, что та лавина информации, которая заполонила Ютуб, хоть как-то просветит народ в происходящем. Хотя в целом, надежд на изменение очень мало. Вернее - никаких!