По приграничному краю. Окно в Прибалтику

Эми Ариель
Из серии "Окно в Прибалтику"

       Не могли мы в тот год во время пасхальных каникул  уехать в традиционное  весеннее путешествие к морю. Нашему близкому человеку по состоянию здоровья  ежедневно была нужна наша помощь, он находился в больнице, а кроме нас о нём никто не заботился.  Поэтому отлучиться надолго из города возможности не было. Вот тогда,  чтобы немного развеяться, мы и придумали эти короткие, но познавательные и интересные  экскурсии  по Вильнюсскому краю.   Они позволили немного скрасить наши  каникулы в это нелёгкое время.

                В один из первых апрельских дней мы отправились в Мядининкай. Это деревня в двух километрах от границы с Белоруссией в  31 км от Вильнюса на Минском шоссе. Рядом расположен пограничный контрольно-пропускной пункт с белорусским городком Каменный Лог.  Когда мы все жили в одной стране,  не раз приходилось проезжать по этой дороге в Белоруссию, даже просто в магазины или на базар в соседнюю республику. Но теперь здесь восточная  граница Евросоюза, ограждения, пограничная зона, нужны визы.  А ведь многих жителей в этой местности  по обеим сторонам границы  связывают семейные и дружеские связи.  Новая, так необходимая политикам  граница устанавливалась на крови, страданиях людей и вооружённых провокациях. 31  марта 1991 г.   здесь были убиты семь  сотрудников литовской  полиции и таможни,  осуществлявших  дежурство на этом посту.

               Едем по Минскому шоссе.   По пути ненадолго останавливаемся в посёлке Немежис. Это историческое  поселение известно ещё со времён князя Витаутаса Великого.  Мудрый князь приглашал в свой край иноземных ремесленников и купцов – евреев, караимов, татар и пр. , что способствовало расцвету ремёсел и подъёму хозяйства страны во время его правления.   Он даровал привилегии еврейским общинам, а так же нескольким сотням караимских семей, приглашённым  из Крыма, которым был гарантирован правовой статус (свобода вероисповедания и право на свой суд).   В Немежисе же в 1397 году он поселил татар, потомки которых живут здесь и по сей день. Об   этом напоминает и интересная деревянная татарская мечеть, которую фотографируем. Когда-то  в этих местах была летняя резиденция Витаутаса Великого, а так же замок, до наших дней  сохранился боярский дворец, предположительно, что именно тут  в 1656 г. во времена царствования государя Алексея Михайловича  был заключено русско-польское перемирие и образован антишведский блок.
 
Ну, а мы продолжаем путешествие к самой границе. 
Мядининкай  в исторических документах упоминается ещё с  XIV  века, поскольку здесь находилась каменная оборонительная крепость. Периметр её   стен -  568 метров. В древние времена это был важный оборонительный пункт, как от татар, так и от крестоносцев, которые атаковали рубежи княжества.  Крестоносцы упоминали эту крепость в своих летописях.  В начале XVI века в   исторических источниках говорится уже о развалинах Медининкской крепости, а в 1812 г. наполеоновские солдаты сожгли находящиеся внутри неё деревянные постройки.  Сохранилась только оборонительная стена  по периметру и некоторые башни.  Во время нашей поездки   на развалинах   ещё только начинались восстановительно-реставрационные работы, а сейчас  здесь уже  открыт музей, филиал музея Тракайского замка.

         А тогда в деревне было тихо и пустынно. Мы поставили машину на площадке  около костёла и отправились на прогулку. Фантастически   чистый воздух, так здорово тут дышится! И не удивительно - в этих краях никогда не было никакой промышленности.  Это чувствуется сразу.

        Костёл Св. Троицы и  Св.Казимира в Мядининкай очень интересный – сравнительно небольшой, деревянный с такой же часовней в углу двора. Спереди выглядит изящно, даже «по-восточному».  Двор ограждён деревянной оградой.   Службы в нём ведутся только на польском языке.  Костёл в Мядининкай был построен одним из первых в Литве после принятия христианства, много раз перестраивался, горел, а теперешнее здание построили в 1931  г.

         Древние крепостные стены мы увидели неподалёку от костёла.  Реставрационных  работ ещё тогда  велось немного, по углам стен опасно нависали деревянные конструкции.  Вход на территорию был закрыт. Мы немного пофотографировали и уже собрались возвращаться к машине, как к нам на роликах подкатились две  девчушки и предложили свои услуги:
- Хотите попасть вовнутрь?  Мы вам всё покажем и расскажем.

      Девчонки оказались  толковыми и старались произвести хорошее впечатление.  Очень бойко рассказывали о Мядининкском замке, о  себе,  расспрашивали нас, откуда мы. Мы узнали, что старшей  уже тринадцать лет, а младшей  – десять,  они подружки, занимаются танцами.   Девочки с  гордостью сообщили, что  разговаривают на четырёх языках – по-русски, по-польски, по-белорусски и по-литовски.   Младшая рассказала, что папы у неё нет, он очень пил, и мама с ним развелась. Есть отчим, но он уехал в Лондон на заработки, но пока вестей от него нет.

- Сейчас нам трудно,  хорошо, что в магазине записывают, - не по-детски вздохнула она.

       Записывают в магазине – это значит, дают в долг и записывают в тетрадку. В сельских магазинах такая практика существует много где. Магазинчик этот с вывеской на польском  языке   SKLEP (магазин)  мы  увидели на обратном пути.
Девчонки обвели нас вокруг оборонительной стены, показали место, где можно было пролезть на территорию замка, и показали все интересные места.  Они ловко управлялись на своих  роликах на совершенно неприспособленных для этого тропинках. Хмурое небо прояснилось,  погода стала просто чудесной, и мы славно погуляли в этом интересном месте да ещё с такими замечательными юными гидами. На прощание подарили девчушкам денег на конфеты и поблагодарили за чудесную экскурсию. Наши новые знакомые весело покатили на роликах, а мы отправились дальше – на Шумск.

          Шумск – это тоже пограничный пункт с Белоруссией, только проходит через него другое  шоссе, на белорусский пограничный городок Гудогай.  Вокруг по пути довольно бедные, прямо убогие дома. Но в самом городке поражает великолепный костёл Архангела Михаила – такой храм сделал бы честь и столице. Это очень интересный собор, большой, величественный, в стиле позднего барокко. Вход во  двор костела устроен через  часовню с колоколом. Храм расположен на возвышении и производит сильное эмоциональное  впечатление. В своем теперешнем виде костел построен в 1789 г.,  в 1866 г. был переустроен в православную церковь, в начале ХХ в. возвращён католикам.  Такие трансформации в Литве много где происходили. Православные храмы становились католическими и наоборот, потом снова меняли назначение. Всё зависело от политической ситуации на конкретный момент, ведь территория переходила буквально из рук в руки, менялась власть.  В костёле Архангела Михаила службы ведутся тоже только на польском языке.

       Неподалёку от этого костёла находится  кладбище с очень интересной часовней. Воздух в городке тоже чистый, поскольку и тут промышленности не было никогда.

      Обратный путь лежал ещё через один пограничный городок  - Кальвяляй. Здесь находится железнодорожная станция Кена, железнодорожный пограничный пункт Евросоюза транспортного коридора IXB и IXD (Белоруссия (Гудогай)/Кена-Кибартай (Литва) / Калининград, Россия) и (Белоруссия (Гудогай)/Кена-Клайпеда(Литва), а так же  коридора I, IA (Хельсинки –Варшава). Это важнейшие коридоры  европейской транспортной сети. После присоединения   Литвы к  Шенгенскому пространству весь железнодорожный транзит из России в Калининград и Клайпеду происходит через эту станцию.  Из-за пограничного статуса станции  весь участок пути от Кены до границы с Белоруссией ограждён и находится под постоянным  наблюдением. Здесь имеется два основных пути и 11  путей прибытия/отправления. Службы таможенного и пограничного контроля осуществляют проверку проходящих поездов. На территории оборудованы посты ветеринарного, фитосанитарного, радиационного контроля, другое оборудование, необходимое для технического и коммерческого осмотра вагонов любых типов.  Транзитные поезда на станции не только проверяются, но и, согласно  директивам ЕС, обеспечиваются  GSM-оборудованием для слежения за поездами на территории ЕС. Со времени нашей экскурсии на станции Кена произошли значительные изменения. В конце 2017 года была завершена электрификация дороги на этом участке, а с декабря 2018 года  здесь происходит замена белорусских локомотивов на литовские, дотаскивающие  поезда до калининградской границы, Клайпеды или Елгавы (Латвия).
      
            Раньше нам нередко приходилось следовать через эту станцию по пути в Москву. Тогда  Россия и Белоруссия успешно  осуществляли на границе совместный таможенный и пограничный контроль прибывающих иностранцев.  Однако, в последние пару лет ситуация изменилась -  въехать из Белоруссии в РФ и обратно наземным транспортом могут только граждане этих двух стран, поскольку между РФ и Белоруссией внутренней границы нет, а  Россия теперь  разрешает въезд остальным иностранцам только через российские пропускные пункты.  Поезд  литовского формирования Москва-Вильнюс упразднен уже более трех лет, отменили и наши прицепные вагоны к Калининградским поездам. Попасть в Москву нам теперь можно только самолетом, что не всем приемлемо, а  наземным транспортом нужно  следовать  только через Латвию, что неудобно и хлопотно, это гораздо дальше, да и ехать надо с пересадками. Вот так -  технические проблемы железнодорожники смогли решить, а на смену им пришли  дипломатические, искусственные и надуманные проблемы, которые политики решать не собираются.д

                В Кальвяляй мы увидели великолепный костёл Божия Милосердия. Он тоже расположен на возвышении, откуда открывается широкая панорама – вид на станцию и окрестности городка. Перед костёлом установлен бронзовый памятник Папе Иоанну Павлу. Это современное строение 2000 года в стиле модернизма, на мой взгляд, довольно удачное.

           Большинство населения этого присоединенного к Литве в 1939 г. края в настоящее время составляют поляки. Еврейское население Шумска, Кены, Новой Вильни и других окрестных местечек, а также сосланные на каторжные работы в «трудовые лагеря» на местных торфяниках виленские евреи были ликвидированы  в 1941-1942 г. в окрестных лесах. В одном только Велючёнском лесу неподалёку от Вильнюса   в сентябре 1941 г. было расстреляно согласно рапорту фашистского палача К.Ягера 1159 евреев, а таких мест здесь не одно. Операции осуществляли специальные командированные в эти места отряды карателей, они же расправлялись с невинными жертвами и в соседней Белоруссии.  Во время нашей экскурсии мы не смогли посетить связанные с этими трагическими событиями места, поскольку тогда ещё  не была проделана колоссальная историческая работа по созданию карты Холокоста в Литве и не отмечены места массовых казней и подъезды к ним. Надеюсь, что когда-нибудь мы ещё съездим в эти места и   поклонимся памяти невинно убиенных.

          Из  Кальвяляй  мы  повернули на Вильнюс. Небольшая, неутомительная экскурсия  доставила удовольствие – много новых впечатлений,  знаний о родном крае и его людях.

До следующего раза в «Окне в Прибалтику» !