Матрица-1. Новосибирские рассказы

Иван Степанов
52.НР.12

Алгебра и Иван Грозный.
Матрица 1.
Новосибирские рассказы.

На первом курсе математических факультетов различных университетов обычно принято преподавать предмет под названием Алгебра.
Новосибирский государственный университет не был исключением из этих  правил. Лекции и семинары по Алгебре для меня лично были сложны. Даже дело не в том, что я   не понимал что к чему, как складываются и умножаются матрицы и тому подобные алгебраические изыски. Понимал я это всё хорошо, но не видел этот предмет в общем и целом, не чувствовал его философии. И на то было несколько причин.

Первая из них была в том, что лекции у нас были авторские. Мазуров, главный лектор, конечно хороший человек, и дочь его Даша училась с нами на одном потоке, но знаний мне это, к сожалению, не прибавляло. И не было ни одной книжки, где можно было прочесть  это изложение.  А я почему-то люблю читать книжки, а не лекции. В книжках стройнее и полнее изложение материала. Хотя лекции я все посещал и аккуратно конспектировал. Но что к чему в глобальном плане понять и осознать я не мог.

 А я так устроен, что  мне надо всё увидеть в общем, и любой предмет в контексте мироздания становится для меня очевидным. К примеру, цветок не просто цветёт, он несёт радость и красоту жителям Планеты Земля. А пчёлы ещё и мёд из многих цветущих растений приспособились добывать. Потом будут у цветка семена и  из них могут появиться его потомки. А само цветущее растение производит зелёную массу, которую многие могут есть. Да и после смерти растение станет частью плодородного слоя земли, поучаствует в процессах биогеоциноза. А к чему Алгебра? Игры разума и не более того.

Иногда семинары дают какой-то толк в понимании предмета, но это был не тот случай. У нас семинары вёл Никитин. Человек хороший, но не спал по ночам, работал, давление у него иногда зашкаливало от нездорового образа жизни, по болезни сам пропускал порой семинары. Да и разговаривал он на семинаре совершенно не о предмете. Было интересно его послушать, но это не добавляло знаний об Алгебре. При этом  он ссылался на то, как его так учили Алгебре самого. Человек, её ему преподававший, на семинарах рассказывал только об Иване Грозном. Алгебра его не интересовала. А Никитин просто продолжал дело своего учителя.

Почему-то Никитин не рассказывал  об Иване Грозном, а всё больше говорил  о другом. Политика, шахматы, методы научной работы и культурная жизнь Академгородка – это была сфера его интересов. Интересно он высказывался о сеточном сборе информации от которого однажды чуть не пострадал. На одном публичном мероприятии он назвал сумму затрат СССР на помощь вьетнамскому народу во время войны во Вьетнаме.  Цифра оказалась верной, и его вызвали в КГБ поинтересоваться, откуда он имеет такие точные данные. Он честно рассказал, что посчитал сам. В открытых американских источниках называлась сумма затрат США на войну во Вьетнаме. Почему-то Никитин решил, что СССР тратит примерно столько же. И всё. Ему посоветовали щедро не делится своими знаниями, поэтому он нам даже не говорил  во сколько обошлась СССР война во Вьетнаме. Мол, посчитайте сами, если читаете открытую американскую прессу в библиотеке. Это же элементарно.

Решение алгебраических задач было тоже для него элементарно, поэтому он задавал много, но не проверял никогда,  как выполнили его задания, не разбирал у доски  решения задач. Вам надо, вы и решайте. В какой-то момент я даже перестал ходить на семинары, это было бессмысленное, на мой тогдашний взгляд, время провождение.

С Алгеброй у меня были ожидаемые проблемы на экзамене. Лекции я не понимал, а учебник мало что мне дал. Мазуров хотел мне поставить двойку. Но у меня были билеты уже купленные на самолёт и сданы все другие экзамены  на пять.  Я Мазурова об этом проинформировал в эмоциональной манере. Он меня пожалел и предложил тройку. Я так расстроился, что не услышал его великодушное предложение.  Я сдал авиабилеты,  выучил все лекции, и пришел на пересдачу. Четвёрка, полученная на пересдаче,  была вполне заслуженной.

Но речь не о четвёрке, а о матрицах. Дело в том, что  отсутствие глубокого понимания Алгебры мучало меня всю жизнь. А неумение работать с матрицами просто угнетало мою психику. Да тут ещё маразменый фильм «Матрица». О чём хотели сказать его создатели? Зачем им Алгебра?! А люди почему-то кое-где его культовым считают. 

Но Никитина и его науку я вспоминал очень часто и, честно говоря, очень хорошо овладел его сеточным методом сбора и обработки информации. Оказалось, что обладая всего несколькими фактами с высокой долей точности можно просчитывать неизвестные величины. За это я ему очень благодарен. А с матрицами  и Алгеброй в ближайшие сто лет разберусь как-нибудь сам, может быть.
 
Самое интересное заключается в том, что  я никогда в своей жизни не решал ни одной задачи с матрицами. Так  случилось. И, может быть, прав был Никитин, что уделял на семинарах внимание другим важным, с его точки зрения, вещам. Ведь просто так директором ФМШ не назначают. А говорят, что он потом стал директором ФМШ при НГУ, или, как теперь говорят, СУНЦа. Но, как не называй нашу школу, фымышуга она и есть фымышуга! И знает фымышонок Алгебру или не знает не так уж важно. Важно то, что если ему будет нужна эта область знаний он освоит её сам.


Источник - http://xn--7-0ub.net/obschii-razdel

Важная тема. -