Всеволод Гаршин. Сказка о жабе и розе

Антон Шишкодремов
Может и правы буддисты, уверяющие, что самое главное - это красиво умереть. А что еще остается, если не верить в бессмертие души. С другой стороны, почему бы и не умереть как-то также, если, напротив, в нее веришь. Вот ведь, никогда и не поймешь - божественное то испытание или дьявольское искушение. Потому что чисто внешне это порою одно и тоже.

Впрочем, может мне мешает груз других произведений Всеволода Гаршина. Вновь открыв для себя этого автора, я не перестаю удивляться какой-то мистической мощнейшей связи этого писателя с душами читателей. По ходу чтение очень быстро начинается какой-то странный процесс, когда дышать тяжело, каждое слово кажется значительным, а пару дней потом ходишь под тягостным впечатлением. К сожалению, Гаршин в основном известен читателям как тот, кто написал "Лягушку-путешественницу".

"Сказка о жабе и розе" - еще одно многогранное произведение автора. Совсем небольшая по объему сказка, в десяток страниц. Гаршин, правда, предлагает сугубо местечковое решение вопроса о прекрасном - созерцание и уничтожение. Я же, например, предпочитаю понимать и ощущать. В последнем, на мой взгляд, в основном и скрывается та самая красота, ее форма, соразмерность, гармония, все то, что именуется вкусом.

А "Сказка о жабе и розе" Гаршин проповедует две крайности - украсить розой могилу или, подобно жабе, съесть ее. По сути, это одно и тоже, именно поэтому сказка и завораживает. Стоит только прислушаться к чему-то одному и тебя начинают тут же раздирать противоречия. Проблема розы именно в том, что она статичная, податливая и созерцательная, по существу, она просто сидит и ждет свою жабу. Или садовника с ножницами, а кто сказал, что это лучше?

Безусловно, если эту розу срежут и сделают символом какой-нибудь революции, то ей начнет казаться, где-нибудь на трибуне, под окрики обожания и визги одобрения, что она именно здесь полностью реализовала себя. Есть в этом нечто дешевое и позерское. Зато как прекрасна жаба в своем разрушении, ее возбуждает чужая смерть, а та самая роза именно смерти и ждет. Смерть для нее - единственная постоянная, то, что неизменно, она лишь выбирает способ, чтобы позначительнее отдать свои концы.

"Не укрыться от доли кровавой, что земным уготовила твердь.
Но молчи. Несравненное право - самому выбирать свою смерть". Николай Гумилев.