Постепенное степенство

Станислав Климов
Дни становились теплее, длиннее, светлее и «веселее», а ночки, ненаглядные северные ночки, как таковые, уходили в небытие временного отступления и полного исчезновения, потому, как стали называться белыми. А белые ночи на севере красивее и приятнее, нежели в средней полосе вблизи второй столицы нашего могучего государства. Они…

Впрочем, я больше хотел в первую очередь, поведать о «веселых» деньках, называемых у рабочего люда авралом, а уж потом, если будет на то мое настроение, а оно, скорее всего, будет, о дивных и незабываемых таежных белых ночах. Коли у человека есть свое, родное или почти что родное, то он и относится к нему подобающим образом. Так и суденышки: большие и маленькие, новенькие и старенькие – все требуют внимания, ласки, ухода и своевременного ремонта, дабы по весне не подкачать своего капитана и с первым нажатием кнопки стартерного пуска помчаться во весь апорт, а точнее, во все свои лошадиные силенки вверх или вниз по Алдану. Нестись и нестись навстречу еще холодному горному ветру, по воле своего штурвального, показать ему всю мощь своих внутренностей и наружностей. А для этого самого экипажу необходимо провести несколько «горячих» денечков в авральном режиме, в поту, в «мыле», в полной выкладке силенок и ума и привести в надлежащий порядок «боевого коня» под названием теплоход, предъявить его большому количеству разношерстного начальства и разного калибра контролирующим структурам. Да не просто предъявить, а показать, что на нем, «боевом коне», можно бороздить водные просторы, жить, отдыхать, сносно питаться и сладко спать на волнах или без оных. А они еще, эти структуры, могут не поверить, да взять и запретить ему, «коню», работать. А капитан должен стоять на своем и всеми правдами и неправдами отвоевывать, прямо- таки отвоевывать, строевого друга, что бы точнехонько в срок умчаться в навигацию зарабатывать средства на пропитание слегка похудевшему, за долгую и морозную зиму, населению своего дома и подворья. «Вот тебе, бабка, и Юрьев День», а точнее, весенний преднавигационный аврал во всей своей красоте и прелести! Кому дано – тот выйдет первым, а остальные поплетутся следом, по колее, проторенной первопроходцами, знатоками душ, потребностей и сердец всех вышеперечисленных господ и товарищей. А ему, этому, самому первому, респект, почет, уважение и благосклонность всех, опять же, вышеперечисленных господ и товарищей, как первому, первопроходцу, словно первому студенту на государственном экзамене, помните, наверное, студенческую молодость…

- Ладно, вы первые, сделаю небольшую поблажку т дам добро в рейс выходить, - спокойно и, улыбаясь, проговорил инспектор, осматривающий судно, стоявшее «под парами» и, как не терпящий ни минуты простоя ретивый конь, желавшее скорее пуститься галопом, а точнее, с громким гудком открыть навигацию на среднем Алдане. – Только учти, капитан, через месяц буду проходить мимо вашего участка, подъеду, проверю, что бы все замечания устранил.
- Хорошо, Сергей Васильевич, сделаем, - так же спокойно, приятно выдохнув из своего нутра схваченный воздух, проговорил в ответ капитан, Михаил Михайлович…
Ему же, первопроходцу и открывателю навигации, и карты в руки, причем в прямом и переносном смысле – выдают карты навигационные, дабы не заблудился на своей Любимой реке, ее протоках и притоках. Дабы не сел на мель на перекатах, осередках и шалыгах, не пропорол брюхо «боевого коня», не оторвал ему главный движитель – винт или насадку, да перо руля, помогающее поворачивать в необходимом направлении. Да и выполнил одну из главных своих задач – правильно и своевременно выставил знаки судоходной обстановки, помогающие другим капитанам и штурманам безаварийно вести свои суда в нужном направлении. А он, капитан то есть, конечно же, возьмет и игральные карты, способные скрасить досуг экипажа между вахтами, рассветами да закатами. Да и вообще, нагрузит «коня» по полной программе: снаряжение и спасательный инвентарь, знаки судоходной обстановки и одежонку на все случаи жизни, провиант, книги, да, да, книги, их на каждом судне в немыслимом количестве торчит изо всех мест по каютам команды. Вот уж поистине, есть когда почитать что-нибудь интересное, полезное, познавательное или просто отвлекающее от дневных будней, дома-то совершенно некогда, по себе знаю. Да как же можно забыть рыбацкие принадлежности: сети и удочки, поплавки и леску, все, что сгодится на любой случай флотской жизни.…

Впрочем, я увлекся, «горячие» деньки в полном разгаре, все суетятся, ничего не хотят позабыть, всем запастись на долгие четыре месяца разлуки с родным домом, берегом, близкими сердцу и душе людьми, базой, снабжающей их тем, чем может. Да, лет десять, как повелось, что лишнего ничего и нет на базе, но каждому капитану хочется чего-то особенного, чего нет у другого, поэтому и суетятся, ищут, выписывают, приобретают, достают и прибирают в своей каюте до поры до времени, на самый худший день, как говорится, это нечто. Прямо, Клондайк какой-то, да и только, потом будет, чем удивить экипаж в грустные минутки долгой уже, темной осенней ночки, да когда и кровать кажется уже станком пыток, эшафотом, камерой смертника, до того надоедает однообразие. Тут-то бравый умный капитан и достанет припасенное нечто, развеселить всех вокруг… а пока бегает, бегает, волка, точнее, капитана и всю его команду его же ноги и кормят. А когда уже все, кажется, достал, всем, кажется, предъявился, всех, кажется, удовлетворил состоянием своего «железного коня» – суденышка – в путь, в навигацию, на вольные хлеба. Там он сам себе хозяин, только под пристальным голосом диспетчера на сеансах радиосвязи, правда, опять же, всего лишь по два раза в сутки, а остальное – лафа, природа, река, охота, рыбалка, хотя о работе никто не забывает – профессионалы своего дела. Плавное перетекание авральных весенних денечков в более спокойное русло летних суток навигационного процесса опустошает внутренности затона, базы, берега, где эти самые «кони», теплоходы, то есть, были, как в стойле привязаны веревочками к берегу, ждали своего часа и первого гудка или судовой сирены, оповещающей всей Усть-Майской округе, что началась навигация…

«Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся» - так, кажется, говаривал небезызвестный всему миру великий комбинатор Остап Сулейман Бендер Бей и т. д. в вечном и нетленном произведении искусства ушедшего века, вот и я говорю – корабли тронулись в рейс, в навигацию – добрый им путь и «семь футов под килем». И моя навигация начинается с ее белым тихими ночами и беспокойными днями, но об этом будет уже другая история.