Крапчатый

Вадим Светашов
                Крапчатый.

          В предыдущем рассказе «Подснежники» было сказано, как дочь нашла норку неизвестного зверька. Желание увидеть хозяина норки занозой сидело у меня в голове. И вот в середине марта мне удалось выкроить свободное время. Прихватив бинокль, вечером на машине поехал в засаду. Рассуждал я примерно так: если зверёк ведёт дневной образ жизни, то должен вернуться в своё логово засветло; а если он активен в ночное время или в сумерки, то должен покинуть нору до захода солнца.
          Машину поставил на обочину дороги, перебрался на заднее сидение, открыл окно и настроился на долгое ожидание. Нора находилась не далее восьмидесяти метров от дороги. В бинокль её не было видно, зато отчётливо просматривался бугорок глины, выброшенной наверх и моя метка из трёх камней, поставленных друг на друга.
         Вопреки моему настрою, ожидание не затянулось. Не прошло и получаса, как внизу по склону, среди невысокой пожухлой прошлогодней травы, заметил движение. Навёл бинокль. Вверх короткими прыжками продвигался небольшой  зверёк величиной с крысу. Кого-то он напоминал своими движениями. Доскакав до входа в нору, остановился и поднялся столбиком на задних лапах. Теперь я мог хорошо рассмотреть его. Да это же суслик! Но такой, какого мне ещё не приходилось встречать. На относительно крупной голове видны большие чёрные глаза, а вот ушные раковины совершенно отсутствуют.  Передние лапки короткие, но с длинными подвижными пальцами. Окрас шерстяного покрова оригинален: по общему коричневатому фону рассыпаны желтовато-белые крупные пятна с чётко очерченными краями. На шее пятна мельчают, а на серовато-бурой голове превращаются в штрихи. Вокруг глаз светлое кольцо. Горло беловатое, а грудь и брюшко светлые с желтоватым оттенком.
         Всё это я успел увидеть пока зверёк с минуту стоял в напряжённой позе, медленно поворачивая голову, оглядываясь по сторонам. Но вот он, сгорбатившись опустился на передние лапки и не издав ни звука мгновенно исчез в норе. Только мелькнул его короткий хвостик. Больше мне здесь делать было нечего, но я всё же подошёл и сделал несколько расширяющихся кругов вокруг, прежде чем уехать. Других нор не обнаружил.
         В сельской библиотеке ничего об этих сусликах не оказалось. Тогда на следующей неделе я после работы посетил городскую библиотеку в Бендерах.  Там  необходимая литература нашлась и я быстро установил, что имею дело с крапчатым сусликом, самым маленьким, нередким, но и немногочисленным представителем семейства сусликов. Ареал его распространения в СССР проходил по степной и югу лесостепной зоны от Днестра до Волги.  В некоторых регионах они внесены в красную книгу. Питаясь зерном злаков, в том числе и культурных,  он мог бы быть отнесён к вредителям сельского хозяйства, но в связи с малочисленностью особой угрозы не представляет.
          Длина тела взрослого зверька составляет 20-25 сантиметров, причём самцы крупнее. Хвостик совсем короткий – 3-5 сантиметров. Весит суслик не более двухсот граммов. Обычно крапчатые суслики живут колониями, но встречаются и отшельники одиночки. Видимо с таким отшельником пришлось и мне познакомиться. Больше в жизни с этим зверьком мне встретиться не довелось.