Еврейско-украинские отношения 1905-1906 гг

Моисей Харитонов
Схема 1. Отношения в поле еврейских погромов периода 1905-1906 гг. в житомирском регионе.

А. ОБЪЕДИНЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ РЕСУРС

Быть евреем, тем более, израильтянином, быть лично опаленным Холокостом – и не участвовать в проработке темы Холокоста – невозможно.
С каким собственным ресурсом я могу участвовать в такой работе?

Предметом научного представления должна быть конструкция «извлечение опыта из памяти его носителей» - > «символизация извлеченного опыта» - > «внедрение символов в культуру».

В непосредственно доступном для меня общении, в городе проживания – Нетания (Израиль), я встретил двоих исполнителей РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ работы по «извлечение опыта из памяти его носителей». Давида Блюма и Гарри Фельдмана.

Давид Блюм - "Идея моего проекта: Израиль и диаспора - один народ, одна история, одна песня Победы",
Давид Блюм. Книга «Еврейский Бал», https://books.google.co.il/books?isbn=1304162729.
 
Давид Блюм. Стихи., litsvet.com/index.php/поэзия/285-давид-блюм-стихи.

Иосиф Рейтман, Гарри Фельдман. Во имя исторической правды., https://books.google.co.il/books?isbn=9659146108

Гарри Фельдман. «Величие нашего современника»., http://haifainfo.com/?p=142651
 
Иосиф Рейтман, Гарри Фельдман. «В грозном зареве войны».,  
С Двидом и с Гарри сотрудничали группы тружеников. Работу по выявлению носителей опыта достойного пребывания и, часто, гибели в условиях Холокоста, работу по документальной и художественной регистрации опыта - исследователи проделали грандиозную. У Давида состоялась впечатляющая песенная и музыкальная символизация извлеченного опыта. Гарри с соавтором издал указанную трилогию.

Б. С ДАВИДОМ БЛЮМОМ

В сборнике «Многогранная Массада» я, используя некоторые пропетые Давидом Блюмом случаи еврейского героизма, попытался сформировать представления о контекстных условиях, которые побудили к проявлениям героизма. На этой основе мы с Давидом представили доклад на Международной конференции в сентябре 2018 г. – «Вестник Академии ИНАРН», т. 10, сс. 59-64, http://israscience.wixsite.com/vestnik «К проблеме воспитания еврейского патриотизма». Обозначили возможность развития успешного героико-патриотического духоподъемного проекта Давида «История еврейского народа в песне» в проект системного воздействия на триаду «ценности – воля к их актуализации – ориентироспособность».

Слушательская реакция, приглашения и признательные награды от организаторов массовых культурно-идеологических и политических акций, оценки полномочных политических и административных руководителей (Софа Ландвер, министр абсорбции Государства Израиль, о книге песен Давида Блюма: «… возможность приблизить читателя к еврейскому сионистскому самосознанию». Мирьям Файерберг, мэр города Нетания: «приветствую Вашу замечательную инициативу по укреплению связи между евреями диаспоры и Израиля через песню. … Ваши песни внесут большой вклад в приближение сердец еврейского народа к наследию сионизма, Танаха и Эрец-Исраэль») – все это признаки успешности Проекта за почти двадцатилетний период его осуществления.

Параллельно, в поле общественных институций Министерства абсорбции осуществляется проект исследования возможностей подключения русскоязычных израильтян старшего возраста к деятельностному участию в проработке проблем существования государства:

1. Шеплер Цион, Харитонов М. Тьюторство в среде с напряженностью гражданских чувств. VI Международная научная конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве». - Москва. Изд-во МПГУ; МИОО, 2013. сс. 81-83
2. Шеплер Цион, Харитонов М. Использование иудейских мотивов лермонтовской поэтики в развитии еврейской идентичности. Материалы Тринадцатых Лермонтовских чтений. - Ярославль. Изд-во «Канцер», 2014. сс. 53-64
3. Харитонов М. Проект самоактуализации М. Лермонтова и смыслы этого опыта для израильтян. Всероссийская научная Лермонтовская конференция с международным участием «М.Ю.Лермонтов: межкультурный диалог на Евразийском пространстве». Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, - Пятигорск.  Изд-во ПГЛУ, 2014.
4. Харитонов М. Использование поэтики М. Ю. Лермонтова в проработке проблем обустроенности евреев в мировом сообществе. Международная научная конференция «М.Ю. Лермонтов: межкультурный диалог на Евразийском пространстве». - Пятигорск.  Изд-во ПГЛУ, 2015. сс. 263-274
5. Харитонов М. Еврейская поведенческая система – ограничивающий фактор жизнеспособности Государства Израиль. Сб. трудов Междисциплинарной научной конференции «Многофакторные подходы к формированию комфортной среды». - Нетания. Израиль. Изд-во «Print ABC», 2017. сс. 67-74

В настоящее время обсуждается постановка скоординированной работы по обоим проектам.
 
Исходная рабочая гипотеза:
 
1.на протяжении двухтысячелетнего периода притеснений и избиений еврейские сообщества сохраняли сложившийся в древности двуслойный характер «верхушка сообщества, целенаправленно уродующая триаду внутреннего состояния низовой части сообщества и злоупотребляющая низами в своих интересах».
 
2.для попытки выживания большой массой еврейства в современных условиях нарастания противоборства цивилизационных гигантов (Америка во главе «Запада», Китай, исламизм, Россия) необходима нормализация в триаде внутреннего мира евреев:

- Ценности (сохранение данности собственной жизни + обеспечение проживания линии потомков + обеспечение проживания «племени»).
- Воля к действиям (отмобилизованность на проявления себя в осуществлении своих ценностей).
- Ориентированность (осведомленность и понимание состояния и тенденций в развитии обстоятельств, благоприятствующих или угрожающих осуществлению ценностей).

Эта триада составляет Систему адаптации человека или сообщества к среде проживания – от развитости Системы зависит возможность и качество проживания. История евреев, избиваемых на протяжении тысячелетий, указывает на стабильную внутреннюю, ментальную инвалидность непрерывно притесняемых и избиваемых. Прервать такую линию притеснений и избиений можно только путем точной (честной) диагностики стабильной инвалидности Системы и восстановления системной гармонии.
Смыл жизни – прожить самому, наслаждаясь проживанием, и обеспечить проживание ближайших потомков. Для этого живому существу дана жизнеспособность – способность ориентироваться в происходящем в среде проживания и воля к жизнеспасительному поведению:

1. Способность различать в среде проживания те обстоятельства и процессы, которые могут приводить к угрозам проживанию или угрозам благополучию. Воля и способность, на основе такого различения, заранее изобрести=сгенерировать пока неочевидное поведение, которое приведет к избежанию или преоборению этих угроз. Это, так называемая, ГЕНЕРТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ поведения.
2. Способность различать в среде проживания уже назревающие угрозы + воля и способность найти и осуществить упреждающие действия. Это ПРОАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ поведения.
3. Способность найти в себе мужество собрать доступные силы и правильно встретить нападение врага. Это АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ поведения.
4. Способность рационально повести себя в отношении последствий нанесенного врагом удара или сделанного врагом промаха. Например, залечить свои раны и не пасть духом, проанализировать и извлечь для себя уроки из состоявшегося случая своей неподготовленности. Это РЕАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ поведения.

И в эпоху «хмельнитчины», и в период революция-гражданская война в России, и в период второй мировой войны – «верхушка» еврейской общины пыталась следовать ГЕНЕРТИВНОЙ и ПРОАКТИВНОЙ стратегиям только для удержания своей жизнеспособности. Низовая еврейская масса воспитывалась системой ЛОЖНО ОРИЕНТИРУЮЩИХ «заповедей» таким образом, что оказывалась способной только к реактивному поведению.

В первых изданиях песенного проекта Давида Блюма «Героизм еврейского народа» и «Террору – бой!» превалирует направленность на поддержку готовности низовой еврейской массы к АКТИВНОЙ стратегии в обстоятельствах нападений НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ врагов.

В наше время такими НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ врагами являются террористы и армейские силы исламских государств.  Низовую израильскую массу ориентируют на жертвенное героическое противостояние этим нападениям; низовая еврейская масса вне Израиля должна разделять такую настроенность низовых израильтян и сочувствовать им.
Но, если ставится цель «Выживание народа Израиля и сохранение Государства Израиль», то:

1. надо рассматривать не ограниченный объект «противоборство израильтян с террористами и армейскими силами исламских государств», а ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ «борьба за выживание маленького народа Израиля и сохранение маленького Государства Израиль в условиях противоборства цивилизационных гигантов», и
2. искать СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ «сочетание политического маневрирования в среде цивилизационных гигантов + противоборство израильтян с террористами и армейскими силами исламских государств».

Сформированная в проекте «История еврейского народа в песне» весьма содержательная – по объективным оценкам - подборка историй о героизме конкретных еврейских судеб может явиться одним из исходных ресурсов для подступа к проработке гипотезы. Наработанный в Проекте ресурс (множество поэтических текстов, сводка указаний на множество реальных еврейских судеб, мощно впечатляющий аудио-визуальный материал, общественный авторитет, связи творческого сотрудничества) может быть использован для перехода от уровня эффективного воздействия на волевую («дух храбрых иудеев!») компоненту к воздействию на всю Систему мировосприятия и мироотношения евреев. Такого воздействия, которое вело бы к искоренению извечного двуслойного характера еврейского народа, при котором «верхушка» обеспечивает свое выживание и благополучие за спиной и на костях приносимых в жертву «низовых» еврейских масс.

Продуктом развивающегося Проекта могут быть риторико-музыкальные композиции типа «мастер риторики выступает с обсуждением проблем выживания Государства Израиль и других еврейских общин, а песенное аудио-визуальное обрамление усиливает посылы ритора мощным эмоциональным воздействием».

В. С ГАРРИ ФЕЛЬДМАНОМ
 
Опыт Гарри Фельдмана, отраженный в написанных им книгах, некоторые мои накопления информации и соображений, позволил сформировать наметки к учету в долговременных проектах Израиля некоторых имманентных особенностей еврейского общества. Объектом для исследования принята проблема выживания еврейской популяции в конкретном географическом регионе – участок вблизи украинского города Житомир. Уроки давнего исторического прошлого соотнесены с зарегистрированными наблюдениями поколения Холокоста.

Источниками информации явились -

1. Выдержавшие проверку временем труды исследователей из разных стран – труды, в которых проработан объемный фактический материал и сделаны обоснованные оценки и предположения:
• Simon Dubnow, Nationalism and History. Essays on Old and New Judaism, edited by Koppel S. Pinson, New York, 1970.
• Shlomo Lambroza. JEWISH SELF-DEFENCE DURING THE RUSSIAN POGROMS OF 1903-1906. THE JEWISH JOURNAL OF SOCIOLOGY, v. XXIII, № 2. 1981. http://archive.jpr.org.uk/download?id=2403
• Stefan Wiese. Jewish Self-Defense and Black Hundreds in Zhitomir. A Case Study on the Pogroms of 1905 in Tsarist Russia. - “Quest”, Fondazione Centro di Documentazione Ebraica Contemporanea (CDEC), Institute for Italian Jewish History and Culture, Milano. № 3, july 2015.

2. Анализ событий недавнего трагического прошлого, сохраненных в живой памяти опрошенных людей:
• Гарри Фельдман. Память сердца. Израиль. 2017
• Гарри Фельдман. Величие нашего современника. Изд-во «Компас», Израиль. 2017.

В докладе на Международной научно-практической конференции «Евреи в Украине: история и современность» ученый из Ровненского университета обозначил множество факторов, влияющих на формирование и развитие межэтнических отношений. Подмножество объективных факторов – исторические обстоятельства, национальная политика государства, социально-экономическая структура общества и т. д. Подмножество субъективных факторов – национальная идея и культура этносов, степень организованности каждого этноса, национальные стереотипы и т. д. [Нагорнюк О. М. «Трансформацiя росiйсько-еврейських вiдносин на Захiднiй Волинi в 1920-1930-х рр.» Сб. «Евреи в Украине: история и современность» (материалы Международной научно-практической конференции). Житомир. Изд-во ЖДУ им. И. Франка. 2009].

Исследование американского историка С. Дубнова дает возможность обозначить участников отношений в поле еврейских погромов периода 1905-1906 гг. в житомирском регионе, представления и побуждения участников драмы, взаимообусловленности между этими элементами (схема вверху над текстом).

В период серии погромов – от кишиневского апреля 1903 до белостокского июня 1906 гг. евреев обвиняли в содействии расшатыванию империи: экономически, как эксплуататоров русского народа, и политически, как главную составляющую революционного движения. Евреи с очевидностью определялись как чужие и это делало их мишенями и жертвами серии погромов.

Осознание этого обстоятельства сдерживало еврейскую общину от захваченности революционными целями Бунда. Она не стремилась играть на руку антисемитской прессе и Союзу русского народа, которые клеймили евреев как революционеров. Фактически участие евреев в мятежах было минимальным. Поскольку антиеврейская пропаганда доказала свою эффективность, поддержка Бунда в вопросе обороны лишь подольет масла в огонь, вызвав еще большее доверие утверждениям о том, что все евреи являются революционерами.
   
Бунд, радикальная еврейская рабочая организация, взывал к общине отказаться от пассивной, ненасильственной и уступчивой политики. Бундовцы превозносили достоинства физического сопротивления и самообороны, обозначали предмет новой гордости еврейскому рабочему, призывая подражать Давиду, Иисусу Навину и другим библейским героям. "Душа древних еврейских героев, странствующих в мире хаоса, наконец-то нашла свое место!" Бунд приступил к организации групп самообороны, поставлял оружие, людей, а главное - организовывал борьбу с волнами погромов.

Сионистские группы, со своей стороны, пропагандировали альтернативное решение проблемы – эмиграцию с опасной территории. Религиозные ортодоксы ратовали за наращивание сотрудничества с властями; они аргументировали тем, что погромы являются выражением воли Бога и поэтому их надо покорно принимать.

Революционные события 1905 года возбудили «еврейскую улицу». Нападения и подстрекательства местных должностных лиц к погромам лишь укрепили решимость евреев к  самозащите. Несмотря на ограниченные ресурсы, эти самозащитные проявления оказались хорошо организованными. Была налажена оперативная коммуникация между городками, местные отряды самозащиты в которых поддерживали себя в состоянии готовности переместиться в тревожное место.
 
При наступлении реакции на революционеров (октябрь1905 – январь 1906) простонародные носители «правых» настроений объединялись с армией и полицией в подавлении либералов, интеллектуалов и евреев.  Реакцией евреев было формирование отрядов самозащиты и примыкание к радикальным группам социального протеста; эта взаимная заинтересованность способствовала присоединению нееврейских групп к сопротивлению погромам. Не только бундовцы, но и сионисты включались в это сопротивление.

Это ярко проявилось в Житомире. Подготовка к акту сопротивления велась заблаговременно. Отряд был разделен на две части по 25 человек, в готовности был дополнительный резерв в 400 человек. Местные учащиеся активно симпатизировали, а полиция "понимала". Распределялось огнестрельное оружие, кинжалы, кнуты со свинчаткой и самодельные бомбы. Социалистические революционеры тоже готовили свое соучастие. Когда вспыхнули боевые действия, оборона вела себя отважно и победила погромщиков. Сторонний наблюдатель прокомментировал: "если бы не самооборона, Житомир был бы другим Кишиневым". Говорили, что погибло больше христиан, чем евреев.

Однако, такие явления в еврейской среде представляли собой реактивное поведение относительно экзистенциальной угрозы. Как это случится и позднее, в 30-40е годы, взывание к миру о сочувствии, упреки равнодушному или прямо антисемитскому миру – вместо поиска в самих себе источников силы овладения ситуациями проживания.

Самым мрачным аспектом Житомирского дела был не погром, а трагедия, произошедшая непосредственно перед ним. Когда стали поступать сообщения о готовящемся нападении, соседние города были призваны оказать поддержку. Четырнадцать молодых людей вышли из Чуднова (недалеко от поселка Романовка) и, когда они вошли в город Троянов по дороге, были остановлены толпой разъяренных крестьян, которые напали на них и зверски убили большинство из них. Евреи Троянова не давали ни защиты, ни убежища юным защитникам. Бунд был так разгневан, что евреям Троянова на протяжении 1905 года не предоставлялась никакая защита.

Попытка в интернациональном потоке взаимно конкурирующих «революционных» отрядов, в комплексе общих проблем решить и проблему достойного существования еврейского народа – не удалась. Царская Россия трансформировалась в Советский Союз, где 1.властные группы злоупотребляли, в своих играх, евреями вместе с остальными народными массами и 2.евреев продолжали особо притеснять, в старых и новых формах, несмотря на попытки и достижения в «ассимиляции».

Содержание «неудачи» - не случилось в еврейской среде СООБРАЗИТЬ и ОСУЩЕСТВИТЬ способ обретения силы, с которой можно было бы заставить соседские народы и власти НАЧАТЬ достойно относиться к евреям.

Изменилась ли СУТЬ еврейской ситуации в существующем Государстве Израиль? Маленькому государству, внутренне разнородному, угрожают 1.плотный круг региональных соседей; 2.нарастающая активность исламистской враждебной цивилизации; 3.готовность «западной» цивилизации, в очередной раз, в своих интересах попользоваться большой группой евреев – в Израиле.

Возможно, в израильских политических и военных кругах осознается необходимость стратегического планирования на случай актуализации угрозы гибельной атаки Израиля; в этих стратегических концепциях и планах предусматриваются какие-то действия, подготовка к которым должна идти уже сейчас. Но, раскрывать эти концепции и планы всему населению Израиля невозможно. По причинам: 1.будет паника, ускоряющая и делающая неизбежной ускоренную гибель Израиля; 2.осведомленность тех, кто готов уничтожить Израиль или готов использовать предгибельную борьбу израильтян в своих интересах, приведет к ускорению и повысит эффективность окончательной атаки на государство. В этих обстоятельствах хоть какие-то круги из «непосвященных» евреев Израиля должны сообразить направленность объективных тенденций и принимать собственные меры.
 
В таких обстоятельствах существенную роль играет ментальная развитость противостоящих сторон – кто лучше поймет внутренний мир другого и приспособит свои действия к этому пониманию, тот получает преимущество в навязывании взаимоДЕЙСТВИЯ.

Представляется следующее. Поскольку евреи живут в среде с количественно превалирующим нееврейским населением и, тем более – исторически являются «гостями» в этой среде, то, для удержания массы «хозяев» в состоянии терпимости к евреям, евреи должны располагать некоторым преимуществом.
Таким преимуществом может быть ментальное превосходство. В какие-то периоды превосходство в грамотности относительно «большого» этноса делало евреев привлекательными для правящего слоя в государстве и, будучи нанятыми на управленческие места и сложные профессиональные работы, они получали защиту от политических или экономических хозяев ситуации.

В кризисные моменты типа внутренних проблем государства или военных напряжений, евреям надо было находить иное или дополнительное преимущество, чтобы выигрывать в межэтническом соревновании. Часто такое соревнование становилось противостоянием со смертельным исходом.
 
Хмельнитчина, другие большие и малые погромы, антисемитские притеснения, наконец – Холокост, все это бессчетное число случаев со смертельным исходом.
Нынешний исторический период нарастающего межцивилизационного противоборства угрожает Государству Израиль, как малоразмерному форпосту «западной» цивилизации, далеко выдвинутому вглубь враждебной цивилизации. Угрожает евреям, рассредоточенным по множеству других стран.

Снова возникает вопрос о возможности жизнеспасительного поведения и, соответственно, о национальном ресурсе для такого поведения. Естественно предположить, что это должно быть ментальное превосходство, компенсирующее слабости географического положения, малоразмерности Государства Израиль и еврейских общин в рассеянии.

И в этом отношении представляют ценность попытки осмысления опыта жестоких поражений, которые потерпели евреи в смертельных противоборствах с другими народами.

Г. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, которые обозначились к настоящему времени:

1. Форсайт-проекты для Израиля необходимо строить с учетом прогнозов экзистенциальной зависимости еврейского Государства от ментального состояния народа.
2. Одной из определяющих объективных причин трагедии Холокоста явилось укорененное самоограничение нации в поиске жизнеобеспечивающей парадигмы взаимоотношений с этническими «хозяевами» территории проживания. Самоограничение состояло в том, что только верхушечная часть нации монополизировала объективное представление об условиях таких взаимоотношений; остальной части нации навязывалось ложное представление.
3. Незанятым ресурсам высокообразованной русскоязычной алии имеет смысл концентрировать свои продуктивные усилия, в частности, на проблемах учета динамики национального менталитета при формировании форсайт-проектов.
4. Жесткий критический самоанализ «вечно» избиваемого еврейского народа может привести к выявлению и осуществлению жизнеспасительного маневра маленького Израиля, оказавшегося в центре нарастающего межцивилизационного противоборства.