Если возможно А если нет?

Виктор Тарасенко
    В русском языке есть условные предложения, а есть и условно-сослагательные. Они очень любимы многими из нас. В общем то, я бы сказал даже, что это некий культурно-исторический фон нашего воспитания. Вспомните в сказке Пушкина три девицы под окном, пряли поздно вечерком. И среди этой однообразной работы они о чём-то мечтали: «кабы я была царицей…» ну и т.д.  Вот эта мечтательность русского человека, характерна и для нас. Нам всегда кажется, что в однообразных буднях нашего странствования виноваты не мы, а те обстоятельства или люди, которые нас окружают. Вот если бы, да кабы… То я-то - ого-го: был бы, стал бы, сделал бы, ну и т.д.
    Часто этими сослагательными предложениями мы оправдываем просто свою лень: физическую или духовную. Хорошо описывает такое состояние одна поговорка: «Если бы, да ка бы, в огороде росли бы грибы! Брал бы лукошко, да собирал бы их понемножку!»
    Своё представление – такое искажённое, некоторые из нас переносят и на духовную жизнь. Одни говорят, что теперь, если вы стали христианином, ваша жизнь должна быть просто замечательной: успешной, благословенной, богатой ну и т. д. (ложное учение Евангелия благополучия). Другие говорят, что теперь вы совсем не должны мечтать, приводя на память текст: «не мечтайте о себе…» - (Рим.12:16). Третьи, говорят, что есть и одно и другое: есть условия и обстоятельства – от Бога или от людей, которые позволяют или не позволяют осуществлять свою веру (мечтания). Которое из этих высказываний более верное?
    Вот об этом мне сегодня и захотелось порассуждать с вами.
    Условия нашей земной жизни никуда от нас не исчезают после нашего обращения к Богу. Покаяние (рождение свыше) не прибавляет нам ума, не переводит нас в иное социальное положение, и лишь в особых (редких) случаях, обращенный получает исцеление от физической или психической болезни. Тем не менее Бог призывает к спасению каждого, и использует наши ограниченные силы и возможности для Своей славы: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.» - 1 Кор.1:26-29
    Бог использует нас – таких несовершенных для Своей славы! Мы служим Ему по мере наших сил, и здесь в служении Ему, мы видим широчайший спектр разнообразия, которое вмещает Бог, но которое мы сами не в состоянии порой вместить. Иначе откуда берётся взаимная неприязнь и порой вражда между различными христианскими церквями и деноминациями?
    В своих различиях проповеди учения Христа нам очень далеко не только до Него, но даже до апостола Павла. Мы уповаем на свою исключительность, правоту и святость, пренебрегая учениями других, принижая их, а порой и просто оскорбляя.
Но почитайте тюремное послания апостола Павла, когда он в темнице радуется даже намеренно искажённому проповедованию другими Евангелия: «…так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда по зависти и любо прению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любо прению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы не проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться…» - Фил.1:13-18
      Так что первое мое размышление – возможно ли радоваться проповеди Евангелию, если его проповедуют не так как я привык, будь это специфическая или простая форма, определённая особая подача, религиозный традиционный ритуал и т.д.
Ответ прост – это возможно, если я духовно зрелый христианин, такой как апостол Павел, и невозможно, если я свое понимание (исповедание) Бога и Евангелия свожу только до формата, принятого в моей церкви (деноминации), считая его исключительно правильным и святым. Собственно, всё это уже было в истории церкви, когда «святая» инквизиция сжигала на кострах и казнила всех тех, кто верил во Христа по-другому. Слава Богу, сегодня церковь отделена от государства! А то послушаешь интервью какого-либо «святого» и понимаешь, что дай сегодня ему власть казнить или миловать тех, кто верит в Бога не так как он, то он, непременно этим воспользуется с большим удовольствием казня, а не милуя своих духовных противников.
      На самом деле для искренне верующего во Христа человека нет ничего невозможного, об этом говорил Иисус. То, что в нашей жизни, церкви, деноминации, стране, мире и т.д., не всё идёт так, как мы этого желаем или мечтаем, зависит только от нашей веры, которая увы, меньше горчичного зерна. (Матф. 17:20)
Мы порой не доверяем Богу и в вопросе спасения своего или другого человека, особенно если этот человек резко отличается от нас: своим благочестием или греховностью. Вспомните эпизод, описанный в Евангелиях о богатом юноше, который желал быть совершенным в вопросах веры, но отошёл от Христа, потому что его сердце не целиком принадлежало Богу. При всём своём благочестии у него был большой внутренний камень привязанности к богатству, который он не смог сбросить со своей души! Посмотрите реакцию учеников – «кто же может спастись?» В этом вопросе их страх, потому что по сравнению с этим юношей они намного менее благочестивы и религиозны (рыбаки, сборщик налогов, фанатик и т.д.) Однако, Христос дает апостолам удивительный ответ: «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.» - Матф.19:26
     Куда воззрел Христос? Может быть Он посмотрел вслед уходящего юноши, может он посмотрел на учеников, а может Он посмотрел на ясное небо или храм? Мне кажется, что вне зависимости, куда воззрел Христос, Его взгляд проник до самых глубин сердец Своих учеников. Насколько этот взгляд Христа проникает к нам в сердце? И насколько тяжёл камень богатства в наших душах? Возможно мы не желаем наследовать Небесное Царство, потому что уже здесь на земле царствуем? Решать каждому из нас, и в вопросе спасения тоже, потому что, свободу выбора, Бог никогда от нас не отнимал.
      Вопрос выбора стоит перед нами каждый день. Вопрос выбора и условия стоял и перед Христом. Вспомните Гефсиманские борения Христа, Его усиленную трёхчасовую молитву, Его смертельную душевную скорбь, Его борения и кровавый пот, Его восклицание: «И отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» - Матф.26:39
      Мы знаем какой выбор сделал Христос, Он теперь может и нам помочь, когда нас постигнут суровые, казалось бы, невозможные условия чего-либо. Нам просто нужно довериться Ему, и Он совершит, потому что для Него нет ничего невозможного.
Другими словами, условия возможного или невозможного для нас, зависит от уровня нашей веры и доверия Христу в каждом конкретном вопросе и случае. Вспомните уникальный случай исцеления бесноватого сына, когда Христос условием исцеления отрока поставил веру его отца, который в ужасе должен был сказать: «и тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию.»  (Мар.9:20-27) Он был честен перед Христом, и условия Христа хотя бы небольшой веры выполнил в том, что не нашел её в своём сердце, но попросил помощи у Господа. Так должны поступать и мы, потому что Бог больше нашего сердца и знает всё, но Ему угодно наше прошение, и Он с удовольствием нам помогает, можно сказать взращивает нашу веру, через наши сомнения, боль и призывы о помощи и спасению.
    Ещё мне бы хотелось порассуждать о практическом применении принципов возможного и невозможного.
Апостол Павел писал: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми; не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение; Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья. Не будь побеждён злом, но добром.» - Рим.12:17-21.
     Другими словами, попадая в сложные и критические обстоятельства мы по возможности должны быть в мире, и не пытаться отвечать на грубость, ругательство или какое иное зло. Это конечно же трудно, потому что мы все люди, в нас бушуют эмоции, наше эго, понимание правды, святости, чистоты и т.д. Тем не менее, апостол настоятельно советует нам, преодолев свой собственный характер, сделать, казалось бы, невозможное – в смирении оказать милость обидчику. В том случае, когда это нам удаётся – Бог идёт впереди нас, и разрешает проблему, а мы духовно возрастаем. Когда же понадеявшись на свои силы, мы самостоятельно пытаемся разрешить какую-либо конфликтную ситуацию или несправедливость, то как правило терпим урон.
      Мне вспоминается один пример из того времени, когда я был ещё новообращённым христианином. Было время строительства Дома Молитвы Центральной церкви ЕХБ г. Барнаула. Мы с молодёжью участвовали в этом строительстве днём (кто имел такую возможность), а по вечерам «разбирали» Слово. В церкви жил сторож, он был немного не «от мира сего» даже для нас, очень скромный. И вот однажды к нам в дверь сильно постучали. Стук был громовым, так что все пришли в движения и пошли открывать двери.
    Первым, открывшим церковную дверь был наш сторож, а все мы за ним. На пороге церкви стояла разнузданная пьяная компания из пяти-шести бугаев. Один из них, видимо их вожак, схватил своей рукой за бороду нашего сторожа. Ситуация накалилась, и я, да еще несколько братьев уже готовы были вступиться за нашего сторожа (к чему бы это привело, я не знаю, потому что это был 1989 год, и степень отмороженности хулиганов в те времена была просто непредсказуема) Однако всё разрешилось после слов нашего сторожа. Он, не поднимая своей головы спокойно спросил: «Что вам надо?» Продолжая держать в своей руке бороду нашего сторожа, вожак просто потерял дар речи. Пауза немного затянулась, и на повторный аналогичный вопрос, он, отпуская бороду сказал: «хлеба…». «Хорошо» - сказал наш сторож и пошёл за хлебом. Все остальные пребывали в неком странном оцепенении и христианская молодёжь, и уличные пьяные хулиганы.  После того, как был принесён хлеб, хулиганы поблагодарили и ушли, а мы продолжили наше общение, живо обсуждая это происшествие.  Конечно не за хлебом ломились в церковь эти плохие люди, но смирение брата сторожа и его доверие Богу в любой ситуации – обезоружило их злые намерения и дало нам хороший духовный урок.
     В том случае это стало возможным – остаться в мире с теми, кто не искал мира.
     Но всё же у меня возникает вопрос: если Павел пишет: «если возможно с вашей стороны…», то очевидно предположить и продолжение этого: а когда невозможно? Есть ли такие ситуации, когда нет возможности быть в мире? Давайте попробуем разобраться. В первую очередь нам нужно смотреть на Иисуса Христа, который воскреснув, стал посреди учеников и сказал – мир вам! Другими словами -  мир — это то драгоценное, что ценит Господь.
      И всё же, если мы внимательно читаем Евангелия, то можем увидеть, когда Сам Господь гневался. Вспомните Его двукратное очищение Иерусалимского храма (Матф.21:12-13, Мар.11:15-17, Лук.19:45-46, Иоан.2:13-17). Думаю, что когда бич Христа летел над головами продающих и покупающих, то Он не был с ними в мире.
Из этих мест Священного Писания я лично для себя делаю вывод, что когда некие люди (пусть даже религиозные) нарушают благоговение в храме, или делают его не тем, чем он должен быть, то с таковыми не стоит искать мир, а следует навести порядок. Например, в наших церквях относятся очень терпимо даже к тем неверующим людям, которые приходят в церковь «выпивши» но сидят тихо. Однако, если такой посетитель начинает «качать» свои права, то мирные – достаточно здоровые братья выводят такового посетителя на улицу, а другой брат (бывший авторитет по прошлой жизни) может объяснить такому искателю приключений, что тот совершенно не прав.
     Слава Богу, подобные инциденты случаются редко.
     Мне кажется, что Христос был не совсем в мире с теми фарисеями, которым (Лук.11) многократно, разными словами сказал, что им горе. В этом духовном обличении Христа, Он сравнивал их с горбами окрашенными, полных всяких нечистот, так что даже один из фарисеев сказал, что Христос обижает их.
Так было, поэтому, наверное, не стоит удивляться, когда, доказывая сегодня свои убеждения христиане разных толков делают это не очень мирно одни других называя фарисеями и считая только себя истинными последователями Господа Иисуса Христа. Думаю, что это хоть и не очень хорошо, но всё же допустимо, а кто из них прав покажет в вечности Господь.
      Мне вспоминается рассказ одного служителя о двух друзьях, которые не могли мирно рассуждать по вопросу пришествия Господа и взятия церкви Христовой.  Наверное, вы знаете, что в богословии существует три мнения, когда это произойдёт, относительно Великой скорби: до скорби, во время скорби, или после окончания.
     Я не буду подробно вдаваться в богословие, но те братья имели каждый своё твёрдое убеждение – как это произойдёт. Дело было в прошлом веке, они – оба с детства верующие люди, выросли, стали служителями, женились, воспитали детей, дождались внуков, всё время дружили семьями до того момента, пока не начинали обсуждать этот «великий духовный» вопрос. Каждое такое духовное обсуждение не вело к миру – они ссорились, не в силах доказать один другому правильность своего взгляда. Оба, свои убеждения основывали исключительно на Священном Писании, оба подтверждали свои выводы трудами отцов церкви и современных богословов, но пользы от этого не было. Каждый раз они расходились во мнениях, и некоторое время не могли мирно общаться, затем мирились, и потом опять спорили. Так длилось десятилетиями, и вот уже в преклонных годах, поняв, что никто из них не сможет победить один другого они заключили перемирие, согласившись больше об этом не говорить, но предать всё Господу. В молитве к Богу они оба попросили, чтобы сам Бог показал им кто из них прав, и просили Бога после смерти одного из них, направить умершего во сне к живущему и рассказать, кто же из них был прав.
Может вам это покажется слишком мистически, но брат утверждает, что так всё и произошло: один из них умер и пришел во сне к своему детскому другу. Тот не растерялся и спросил его во сне: «Ну и кто из нас прав?». Ответ был немногословным: «Здесь всё по-другому!» Сновидение исчезло, и ясного ответа на вопрос «кто же из них прав?» не последовало. Что это значит? Может не стоит так яростно и жарко спорить, вторгаясь в богословие? Не знаю, но думаю, что многие современные христиане, часто ещё совсем не зрелые духовно, пытаются проникнуть в небесные тайны, особенно те, кто толкует книгу Откровения, уклоняясь от простоты во Христе.
     Когда ещё возможно оставаться не в мире? Помните случай, когда Христос, спрашивая учеников за Кого почитают Его люди (Матф.16) похвалил Петра, и даже сказал ему, что на нём Он создаст церковь Свою. Затем Христос стал открывать Своим ученикам, как это произойдёт, как Ему надлежит пойти на крест, быть убитым и воскреснуть (Матф.16:21) Что же Пётр, которому Сам Отец Небесный открыл правильное исповедание Господа?
    «И отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе Господи! Да не будет этого с Тобою!» - Матф.16:22.  И что отвечает ему Христос?
«……отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том Божие, но что человеческое!» - Матф.16:23. Думаю, что это выражение Христос говорил совсем не мирно, а с гневом! Другими словами, Христос гневается, когда Его ученик пытается пожалеть Его, вместо креста Голгофы, предлагает Христу жизнь на земле. А мы, что мы частенько выбираем? Служение Богу, полное отречения и самоотдачи или мирное сосуществование с этим миром?
     Затем Христос разъясняет всем ученикам цену следования за Ним: «… Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет свою душу сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» - Матф.16:24-25.
И это вопрос борьбы человека со своей плотью, это вражда земных устремлений и небесного звания, всё очень серьёзно, и не факт, что все мы, кто называемся христианами и мирно уживаемся с различными пороками, будем приняты Христом в Его царство! Помните, как Он говорил: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» - Матф.7:21
     Апостол Павел, несомненно для нас является величайшим примером в жизни и служении, и если внимательно читать Новый Завет, то можно также обнаружить моменты, когда он отказывался иметь мир любым способом.
Возьмём, например, его конфликт с апостолом Петром, описанный в послании Галатам. Помните, как это было: «Когда же Пётр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» - Гал.2:11-12.
    Конечно послание не передаёт всего того накала противостояния Петра и Павла, но почему-то мне не видится эта картина таким образом, когда Павел говорит Петру елейным голосом, слегка журя его за нехорошее поведение.
Несомненно, там был конфликт и мира не было какое-то время. В церкви Галатии столкнулось два понимания в исполнении Евангелия для иудеев и для язычников: исполнение по делам закона или вера по благодати. Это сложный вопрос и сегодня, а тогда он вызвал разлад, так что даже тот, кто ввёл Павла в служение и в круг апостолов – Варнава, встал на сторону Петра.
Палу же надлежало всё выдержать и не сломиться, не поддаться авторитету Петра, Иакова, и даже Варнавы, как он пишет об этом. В этом сложном противостоянии он мог уповать только на Господа, что он и сделал. В результате этого конфликта было принято решение о том, что Павел отправляется с проповедью к язычникам, а Пётр к иудеям (хотя первенство проповеди язычникам принадлежало Петру, вспомните сотника Корнилия).
     Другими словами, когда вы действительно убеждены в том, что ваши действия угодны Господу Иисусу Христу, а другой, может быть даже более авторитетный служитель пытается повернуть вас в своё понимание Евангелия, то на мой взгляд в этом случае разномыслия могут быть. А выражение этих разномыслий не всегда оказывается мирным. Мне вспоминается один случай, когда молодой семинарист, возвратившись в церковь после первого года обучения, с кафедры заявил об ошибке апостолов в вопросе избрания двенадцатого апостола, вместо отпадшего Иуды. Мне пришлось, достаточно в жёсткой форме, сделать ему резкое замечание, которое он запомнил на всю жизнь (больше такой ереси он не проповедовал).
     А что вы думаете о высказывании апостола Павла, когда он говорит о том, что ни на час не покорился лжебратиям, которые приходили подсмотреть за его свободой во Христе? (Гал.2:4) А, когда он вспоминает о многочисленных опасностях между лжебратиями? (2 Кор.11:26) Несомненно то, что служение Павел ставил на первое место даже тогда, когда это могло разрушить мир, хорошие отношения между служителями.
     Вспомните конфликт между Павлом и Варнаваю, когда они собирались во второе миссионерское путешествие. Вопрос был о Марке, достоин ли он пойти с ними, или нет?
    Павел считал это недопустимым, потому, что Марк оставил их на половине первого путешествия, Варнава же считал это возможным, желая дать ещё один шанс молодому служителю. Мы знаем, что возникший, казалось бы, неразрешимый конфликт Бог использовал во благо: вместо одной экспедиции по проповеди Евангелия, в путь отправились две группы (Деян.15:36-41). Мне вспоминается строка из одной современной христианской песни: «Всё ко благу, всё ко благу, всё ко благу в нашей жизни! И если даже враг всё испортит... Бог всё усмотрит! Бог всё усмотрит!»
     Думаю, что рассмотренные нами примеры помогут вам принимать верные решения, когда возможно оставаться в мире, а когда возможно и нет.
     Да благословит Вас Господь! Аминь.

ТВГ, г. Барнаул, декабрь 2018 г.