Из истории противодействия духовной инфляции

Екатерина Емельянова
Понятие - «духовная инфляция» впервые встретилось мне в дневниках российского богослова А.Д. Шмемана, сына русских эмигрантов первой послереволюционной волны. Воспроизведу его объяснение: «Инфляция» - это, прежде всего состояние духовное, психологическое, форма сознания. Весь мир (!) стал «инфляцией»: слов, переживаний, самого отношения к жизни… И когда сам воздух, которым мы дышим, наполнен, становится инфляцией, - то жизнь разрушается. Если всё неправда, всё бесконечно раздуто, преувеличено, искажено – то почему в чём бы то ни было соблюдать меру? Почему накидывать на цену три цента, когда можно накинуть сразу доллар – и пройдёт... И потому начинать нужно не с ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, а с ДУХОВНОЙ борьбы с инфляцией как состояния души и сознания».
Эта запись в дневнике была сделана русским протопресвитером в США в октябре 1974 года под впечатлением, вызванным выступлением по телевидению 38 президента США Дж. Форда младшего, и встречами А.Д. Шмемана с прибывшими из СССР диссидентами. Выступление американского президента отражало распространённое на Западе равнодушие к природе человека, безразличие к решающему знанию о том, чем живёт человек, в чём подлинная ценность и назначение его жизни. Русские же диссиденты рассказывали Александру Дмитриевичу о своём служении делу освобождения россиян от большевистской духовной инфляции с целью возвращения их к основам нравственной жизни. Добровольно или принудительно покидая страну, они предполагали, что в этом благородном деле «Европа им поможет».
После беседы с ними А.Д. Шмеман записал в дневнике: «Западная демократия без нравственного этажа», - а своим собеседникам из СССР объяснил, почему им в их борьбе против духовной инфляции в СССР нельзя ждать помощь от западной «демократии». Поддерживая и поощряя начатое ими дело преодоления большевистской духовной инфляции, Шмеман обратил их внимание на то, что серьёзное препятствие в его продолжении заключено в них самих. В дневник он записал своё объяснение: «Диссиденты из СССР – не имеют приводного ремня ни к какой реальности». Они не могли его иметь: российские реальности прошлого большевики тщательно спрятали, реальности настоящего и «приводные ремни» к ним – они заменили ложью и «охраняли» их насилием. Советским свидетелям духовной инфляции, страшной в СССР, А.Д. Шмеман рассказал о ещё более страшной и более продолжительной во времени духовной инфляции Запада.
В марте 1975 года он дополнил своё объяснение: «Запад страшен своим фарисейством, своим отождествлением свободы с наживой…». В 2018 году позволю себе продолжить ряд фарисейских отождествлений Запада: извлечение «своей» пользы отовсюду и любыми способами Запад отождествил с «национальными интересами»; развязывание войн и революций назвал «продвижением демократии»; сущность и назначение жизнедеятельности человека свёл к удовлетворению позывов плоти, дойдя до прославления гомосексуализма, порнографии и однополых браков.
Соглашусь с обобщением А.Д. Шмемана 1975 года: «Запад ужасен своей низостью решительно во всём». Очевидность низости Запада он осознал не в 1975 году – гораздо раньше. Собственную и жизнь своих сверстников в 1922-51 годах во Франции, с 1951 – в США, - в 1967 году он сравнил с пребыванием в «безвоздушном пространстве» и объяснил, почему: «Мир отверг Бога и живёт всеобъемлющим оборотом на себя: эгоизмом… Эгоизму приходится всё время выдумывать опасности за себя и себе, «другое» отождествлять с врагом, а жизнь с борьбой». Выживание и сохранение человеческой сущности своего поколения в такой среде А.Д. Шмеман объяснил «вдохновением, переданным ему и его сверстникам старшими»: принудительно выдворенными из России в 1922 году российскими философами и богословами.
В подобном же окружении мужал в своё время А.С.Пушкин. Он - в 1825, А.Д. Шмеман - в 1967 - выразили беспредельную благодарность «наставникам, хранившим юность нашу». От имени всех детей рождения 1930-х годов дерзну публично выразить беспредельную благодарность наставникам глубинки в СССР, в 1930-50-х годах «хранившим ДЕТСТВО и ЮНОСТЬ нашу». К слову: во все времена в каждом поколении рождаются, живут и действуют люди: служением Пророку они сохраняют жизнь человечеству… Важно не проглядеть их наличие на вашем жизненном пути…
Свое обобщение 1975 года А.Д. Шмеман сопроводил вопросами: «Где, когда началось это падение?»; «Когда такой нестерпимой фальшью стали звучать его (Запада - Е.Е.) разглагольствования (и христианская в нём риторика) – о «свободе», «справедливости», «равенстве» и т.д.». Ему, унаследовавшему от старших «приводные ремни» к реальностям прошлого и настоящего России и Запада, - ответ на эти вопросы был известен. Он получал его в семье, в русском кадетском корпусе в Версале, в русской гимназии, в 1940-45 годах во время обучения в Парижском богословском институте.
За его вопросами угадывался факт того, что именно глубиной духовной инфляции человечества было вызвано явление Иисуса Христа народу. Своими вопросами А.Д. Шмеман акцентировал внимание читателей и слушателей на давно назревшей необходимости предания гласности действительную историю давнего происхождения игнорируемой человечеством проблемы – духовно-нравственной инфляции его.
Сам лично до конца своих дней в многочисленных выступлениях на радио, в печати, перед слушателями богословских учебных заведений Европы и Америки, - протопресвитер Александр стремился привлечь внимание слушателей к необходимости преодоления духовной инфляции мира, превратившейся во всеобъемлющую и всеохватывающую проблему сохранения жизни на планете Земля. «Сейчас, - повторял он в 1940-83 годах, - более всего нам нужен подвиг СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ, подвиг медленного СОБИРАНИЯ души, ВГЛЯДЫВАНИЯ». Как говорит Н.С. Михалков: «Сейчас нужно ПРИБРАТЬСЯ!», чтобы совершить разворот к утверждению «вечного закона». Сначала каждому «прибраться» в собственной душе, в стране, затем восстановлением великого здания духовной культуры мира сохранить этот МИР!
И лицеист Пушкин начинал с этого. «Чужих краёв неопытный любитель и своего всегдашний обвинитель» начинал с поиска «в отечестве своём гения ума с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной». Н.М. Карамзин помог ему узнать, что гениев ума следует искать дома, в России. Лишь она, объяснял Карамзин, располагает историческим опытом сохранения народа. Лишь она много веков предупреждала его духовную инфляцию. Лишь её монастыри и храмы с древнейших времён обращали внимание на предупреждение разлагающего влияния духовной инфляции (безбожия) западных соседей на племена и народы Руси. Сейчас необходимость преодоления скопившихся за две тысячи лет последствий духовной инфляции стоит перед Россией как долг и обязанность перед миром. Её тысячелетняя история подтверждает: этот, веками апробированный опыт, является надёжным способом сохранения жизни «обитателям всех стран света» на планете Земля. На это ещё в 1792 году первым обратил внимание Н.М. Карамзин.
Учитывая безграничность масштабов ничем не обоснованной русофобии сегодня, повторим обобщение русского богослова: «Запад ужасен своей низостью решительно во всём». 2018 лет назад с высоты Креста, на котором Он был распят, Христос увидел, сколь «ужасна своей низостью во всём» была толпа, собравшаяся у подножия Голгофы и неистово вопившая: «Распни!». Так исчерпывающе определённо толпа заявила тогда о своей претензии на наследование ставшего привычным для неё способа жизни. В толпе – свидетельнице Голгофы - находилось не более десяти человек, готовых вслед за Христом идти и объяснять людям, что спасение их от неминуемой гибели в «очищении каждым собственной жизни и собственного нрава» в соответствии с Заповедями Христа, изложенными Им в Нагорной проповеди.
В декабре 1817 года А.С. Пушкин ещё надеялся достучаться до действующих и будущих «верховных правителей» словом, поэтому оду «Вольность» закончил призывам:
«О, цари! Склонитесь первые главой под сень надёжную закона,
И станут вечной стражей трона народов вольность и покой»
После расправы над декабристами в стихотворении «Пророк» он вновь призывал к воздействию на «владык» силой апостолов слова:
«Восстань, восстань, пророк России,
В позорны ризы облекись,
Иди, и с вервием на выи
К убийце гнусному, явись!»
А.И. Герцен о способах укрепления корней России – о способах сохранения её народов – основной силы в успешном продвижении к утверждению «вечного закона» не только в России; о способах, предложенных Н.М. Карамзиным, А.С. Пушкиным и декабристами:
«Западная цивилизация такая, какой она выразилась во время реставраций (1814-15, 1815-30), - оправдана. Славяне решили вопрос иначе. В их решении лежало верное сознание живой души в народе. Чутьё их было проницательнее их разумения. Они поняли, что современное состояние России, как бы тягостно оно ни было, - не смертельная болезнь. В то время, как у Чаадаева слабо мерцает возможность спасения народа, - у славян ясно проглядывает мысль о гибели лиц, захваченных современною эпохой, и вера в спасение народа». В 1818 году, когда российские либералы – галломаны – обрушились с критикой на только что изданную «Историю Государства Российского» Н.М. Карамзина, А.С. Пушкин назвал их «свиньями, подкапывающими корни дуба». Дуб – Россия с её народом.
Д.И. Фонвизин, А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин положили начало созданию словесности преодоления и объединению её усилий с деятельностью Церкви по формированию особого характера россиян. В 1830-е годы в эту работу включились предприниматели и благотворители – создатели российской промышленности. С 1864 года, когда согласно указу Александра II, осуществлялось восстановление системы местного самоуправления, - экономисты и статистики обеспечивали научное обоснование, земцы – практическую организацию всесторонней жизнедеятельности россиян. Эту работу по хозяйственной организации России П.А. Столыпин считал первоочередной в укреплении корней России. Тысячу лет всеми способами этому препятствовали западные соседи Руси и России.
Во время смуты начала XVII века «исключительная» Европа увидела и запомнила тех, кого она могла использовать для ослабления России изнутри. С тех времён они и занимались «подкапыванием корней дуба», чтобы превратить россиян в «цивилизованных» европейцев. Галломанами называли их Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, И.А. Крылов. Назвав себя «демократами» и «либералами», свою «деятельность»  они активизировали с начала проведения реформ Столыпиным. Превратившись в представителей «народа» в дореволюционных российских Государственных Думах, галломаны с начала XX века усердно блокировали любые предложения П.А. Столыпина, реформами которого подготавливалось восстановление в России «добродетели предков». Осенью 1913 года Россию посетила комиссия немецких экономистов. Изучив результаты реформ П.А. Столыпина, она сделала озабоченный вывод: «Если реформа Столыпина впредь будет идти тем же темпом, как она идёт ныне (несмотря на убийство Столыпина в 1911 году), - то через 25 лет Россия будет непобедимой». И Германия поспешила при содействии внутренних её радетелей не только в России организовать и осуществить первую, потом вторую мировые войны. Потом инициативу перехватили США и последовали жертвы: Вьетнам, Корея, Ирак, Ливия и т.д. Эти войны совершались по «законам» американского конгресса. Его «законы» даже придуманными назвать невозможно – в них отсутствуют малейшие признаки сознательных раздумий. Так 2018 лет «вечному закону» Господа противостоит духовная инфляция жаждущих властвовать индивидов – изобретателей соответствующих их намерениям «законов». Чем и занимается в настоящее время так называемая «несистемная оппозиция»…
Вернёмся к началу XIX века. Проблема сохранения народа России стояла тогда также остро, как в конце X века - накануне крещения Руси. Чаадаев считал, что Европа обязана повернуть Россию (в том числе и силой) на тот путь, который она уже прошла. Пушкин и его молодые современники, погодки: Н.В. Гоголь, И.Д. Беляев, А.И. Герцен, - способ сохранения народа России виделся другим.
В отличие от Белинского и его окружения, «живые люди из русских», - например, Гоголь и Достоевский, - «интуитивно шли дорогой, намеченной Пушкиным», - писал Герцен. Сам Герцен, в 1847 году оказавшийся в Европе, писал о том, что ему хватило одного года пребывания в ней (1848), чтобы убедиться: «Там, в России, дома остались сила правды, сила мысли, сила слова». С 1850-х и до начала первой мировой войны, начиная с А.И. Герцена, поколения мыслителей, журналистов, исследователей в различных областях науки, писателей и деятелей культуры России, продолжали традицию «сближения с Европой», начало которой было положено Д.И. Фонвизиным, Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным. Они ОБЪЕДИНЯЛИ свои усилия с выдающимися мыслителями Европы в служении делу преодоления духовной инфляции, как в России, так и в Европе. Эта история тоже была упрятана большевиками. До сих пор «запад» с его безграничной русофобией не заинтересован в предании этой истории гласности. И наши современные либералы потворствуют им распространением мифа о «традиции российского изоляционизма». Как «стараются» Окары, Исаевы, Рындины …
История России 1817-1917 годов повествует об интенсивной, разносторонней работе россиян, направленной на укрепление корней России. Верой в необходимость сохранения народа, прежде всего, с самого начала руководствовались создатели промышленной базы России: В.В. Кокорев, А.А. Пороховщиков, В.П. Рябушинский, Н.В. Машков и многие другие предприниматели. С 1830-х годов, обеспечивая «укрепление корней России», - «путь к спасению и укреплению страны» они видели «в прямом обращении власти к народу и в единении с ним через головы бюрократии, опираясь на авторитет Церкви и традиций». Это писал А.А. Пороховщиков. «В суровую экономическую жизнь, - вспоминал В.П. Рябушинский, - Церковь вносила здоровую струю, убеждая предпринимателей в том, что функции хозяина вовсе не заключаются в выжимании соков из своих рабочих: не кровопийцы наживают капиталы, а талантливые организаторы производства». Они тоже строили здание нашей духовной культуры.
В 1870-1914 годах они осуществили «обследование всех сторон жизни населения», за исключением западных – всех губерний России, выработали «реальную практическую политику» и обеспечили этим научную и практическую основу для успешной реализации реформ П.А. Столыпина. Они тоже строили здание духовной культуры России. И эту историю большевики упрятали.
Историю ста лет (между 1817 и 1917 годами) либералы, «демократы» и «коммунисты» «невзлюбили» особенно: она обнажала историю их противодействия укреплению корней России в процессе её хозяйственной организации. Им обязаны российские аграрии принятием урезанной аграрной реформы 1861 года. В угоду «западу» они оказывали активное противодействие созданию промышленной базы России. Оказавшись в составе первой государственной Думы, либералы и демократы блокировали любые инициативы по укреплению корней России, если эти инициативы исходили от правительства. Их «усердиям» обязан своей гибелью П.А. Столыпин. Лишь оказавшись в эмиграции и сопоставив дореволюционную Россию с Европой, в которой им пришлось оказаться, - они вынуждены были признать правоту реформ П.А. Столыпина.
История России 1814-1914 годов особенно пугала ту часть западной Европы, которая с древнейших времён «опасалась возрастания могущества России и всеми способами противодействовала её благоденствию». Того же опасались большевики и проявляли самую радикальную оппозиционность политике и практике укрепления корней России. На них в 1914-17 годах сделали ставку древние враги России, надеясь использовать их радикальную оппозиционность для ослабления России изнутри. Запад вновь просчитался. «Жажда интриги и власти» представителей всех политических партий в России, а большевиков – в особенности, оказалась сильнее жажды «исключительных» вельмож западной Европы. Почему? Об этом можно прочитать: www. рroza. ru. Емельянова Екатерина. «История сохранения Руси и России с древнейших времён».
Как бы ни кичились лидеры партий и принадлежностью к ним рядовые их члены, - ни одна политическая партия в России не смогла убедить россиян в том, что каждая из них в отдельности знает, понимает живую душу народа и может направлять его движение и всестороннее развитие. Путь сохранения России – в единстве и сосредоточении её народа. К пониманию этого необходимо прийти всем политическим партиям, их лидерам и их рядовым партийцам. Единства и сосредоточения народов России веками опасался «запад» Европы и мира в целом. Через страшный опыт XX века прошли народы России. Мы поведём речь о том, как им пришлось прорываться через манипуляцию их сознанием однопартийного, потом – многопартийного кордона к апробированному веками ЕДИНЕНИЮ и СОСРЕДОТОЧЕНИЮ вокруг знамени спасения не только себя самого, но и «обитателей всех стран света».
Реальную историю России никогда не знал Запад, никогда не изучали её и большевики. Но они сполна использовали результаты укрепления России, осуществлённые в 1817-1917 годах. Поэтому им удалось продержаться у власти над Россией 74 года. Они понимали: предание этой истории гласности – исключало сколько-нибудь длительное господство их диктатуры в России. Поэтому после 1917 года на протяжении 74 лет, разбирая по кирпичику остатки прежнего нравственного этажа государственного здания России, большевики пытались заменить его новым – большевистским. Они отрывали наши народы от приводных ремней к реальной истории России; к реальной истории её общественно-политической мысли; к реальностям вечного закона о человеке и о назначении его жизнедеятельности на планете Земля. Они упрятали правду и истину, заполняя нравственный вакуум ложью. Свой безнравственный этаж они возводили на чуждую ему основу – на многовековой духовный фундамент России, на её здоровые корни. На эти корни на протяжении десяти веков (X - XX) Западу не удалось привить безнравственный этаж европейской «исключительности». Эти корни отторгли «исключительность» фашизма. Поэтому отторжение корнями большевистского материала, как их противодействие духовной инфляции, - было неизбежно, потому что, несмотря на все усилия, большевизм не смог разрушить духовный фундамент России – её главное преимущество относительно Запада. «Молчание» корней России на протяжении 74 лет было формой их действия, предвещавшего неизбежное поражение провозвестников любой «исключительности», кем бы они ни были представлены: странами, отдельными нациями, политическими партиями и даже их особо страстными лидерами…
Русь и Россия изначально шла к осознанию единственности пути спасения её народов и человечества в целом – в их возвращении к Заветам Бога. Поэтому, обоснованно утверждал французский писатель Франсуа Мориак (1885-1970): до 1917 года Россия, в отличие от Европы и «запада в целом, - «специально, разносторонне и глубоко изучала Европу по отражению её жизни в поэзии, прозе и в научных исследованиях. Россия сама знакомила Заапад, особенно со своей культурой». Поэтому её мыслителям, принудительно выдворенным из страны и попавшим в Европу в 1922 году, - не составило труда понять её состояние. «Мир в озлоблении и в осатанелом состоянии. Он упорствует в своём желании длить затянувшийся период войн и революций» (Ф.А. Степун). Противники революций и войн выдворенные большевиками из СССР российские мыслители и воины отказались служить объединению усилий Запада против России, отказались обслуживать цели Гитлера. Они встали на защиту отечества.
Запад молчал, взирая на разгул большевистских репрессий в стране. Он вновь возлагал надежду на неизбежный, как ему казалось, всплеск возмущения в стране и на возможность использования его в качестве предварительного способа ослабления СССР изнутри. Но Россия, как проделывала это веками, продолжала осмысливать происходящее, чтобы сохранить способность защитить себя от новых притязаний извне, теперь – фашиствующего Запада. Фашизм был старше и опытнее большевизма. Начиная от распространения идеи европейской «исключительности», фашизм располагал более изощрённым опытом манипулирования сознанием миллионов «обитателей всех стран света». Не утратившая жизнеспособность российская национальная традиция сохранением памяти обо всём, в том числе и о самых страшных для неё годах, - оказывала сопротивление большевистской духовной инфляции и хранила духовные силы для борьбы против мировой угрозы - фашизма. Задолго до второй мировой войны осуществлённое в России «единение мысли, веры, искусства и науки – с одной стороны, с государственными делами – с другой», - накануне войны оказалось единственной силой, способной противостоять мировой угрозе. Литература преодоления, у основания которой стоял А.С. Пушкин, продолжала включаться в дело духовно-нравственного сохранения россиян.
 В 1937 – в год разгула большевистских репрессий атмосферу её Л.К. Чуковская отразила в повести «Софья Петровна», в 1941 году это сделала А.А. Ахматова в поэме «Реквием». И сейчас кровь стынет в сосудах, когда читаешь эти произведения. Но правители приходят и уходят. «Тучи гладоносных насекомых», их охранявших и им служивших, - прячутся сейчас по норам. Но Россия, как бы она ни называлась, - остаётся и отнюдь не точкой на географической карте. Остаётся её народ с памятью о своих традициях. Он победил в 1941-45, в 1945-53. На рубеже 1950-60-х годов среди россиян, предвидевших неизбежность краха большевизма, было немало тех, кто в меру своих сил и возможностей служил делу возвращения россиян к основам нравственности и к укреплению понимания своей национальной сущности. Увидев первые шаги такого служения, А.А. Ахматова (1889-1966) сказала: «Вот что значит великая страна. От них всё упрятали, а они всё открыли». Не всё. Тогда это невозможно было сделать. Но они открыли многое. Им помог народ. Безмолвно перенося разгул репрессий, он не допустил полной утраты своей национальной сущности. Образы прошедших через тяжелейшие испытания россиян воспроизводили тогда в своих произведениях: А.Т. Гладилин, В.Е. Максимов, В.Н. Войнович, Г.Н. Владимов, В.П. Аксёнов, В.И.Белов, Е.А. Евтушенко, Ю.Ч. Ким, Н.М. Рубцов, В.Г. Распутин. «В отместку палачам, младенцы 30-х годов оказались первым поколением, вернувшимся к основам нравственности», - писал о них В.П. Аксёнов и ошибался.
Он ошибался по той причине, о которой сказано выше. Преодоление последствий духовной инфляции в России, берущей своё начало в середине XVII века, происходило одновременно с её распространением. В разнообразных формах оно осуществлялось до 1917 года. И продолжалось после. Знание об этом ещё предстоит превратить во всеобщее достояние россиян всех возрастов. Между прочим, не лишне одарить этим достоянием и наших исторических попутчиков – «обитателей всех стран света», если они заинтересованы в сохранении жизни на Земле. Без России её не будет.
В условиях, когда от россиян «всё упрятывали», преодоление духовной инфляции продолжали и осуществляли представители поколений, родившихся в первую четверть XX века: А.А. Галич, В.С. Гроссман, В.Д. Дудинцев, В.П. Астафьев, Л.К. Чуковская, Н.П. Бехтерева, М.М. Плисецкая, А.Н. Рыбаков, Ю.М. Лотман, Ю.Д. Левитанский, Ф.А. Абрамов, Д.Д. Шостакович, Эрнст Неизвестный, В.А. Сидур и многие другие в литературе, искусстве, в науке и культуре. Они продолжили служение тех, кого за то, ЧТО они хорошо знали, большевики подвергли расправе: одних расстреляли, многих – отправили в принудительную эмиграцию. Отправляя знатоков российской национальной традиции в принудительную эмиграцию, большевики подписывали себе смертный приговор. Изгнанники, оказавшиеся в различных уголках мира, обеспечивали сохранение памяти об исторической национальной традиции России – о традиции ЕДИНЕНИЯ и СОСРЕДОТОЧЕНИЯ народов разных национальностей и религиозных верований. Это была главная ценность страны, которая не подлежала утрате и в тех ужасных условиях. Сохранению памяти об этой традиции служили и те, кто по той или иной причине оставался в СССР:
«Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом – там, где мой народ, к несчастью, был». – писала не только о своём выборе способа служения России А.А. Ахматова. Так служили России К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский и многие представители их поколения. В меру своих сил и возможностей они сопротивлялись духовной инфляции – главной причине распада страны в начале 1990-х…
Достойная продолжательница традиции служения литературе преодоления Л.К. Чуковская, наблюдая, как в 1990-е годы межпартийный раздрай сеял раздор между народами России, - писала: «Произведения литературы не сотрясают землю и не сокрушают небо… Они проделывают гораздо более ценную работу, в которой мы сейчас нуждаемся: пробуждение мысли, раскаяние, а отсюда и возрождение, возврат к утраченным ценностям», возврат к единению и сосредоточению. Творчество её современников помогали осознавать глубокий смысл сказанного в 1976 году Ю. Левитанским: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу: дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя».
Как и во все времена, и тогда свой выбор «дьяволу служить» делали те, кто был подвержен «порывам буйной слепоты». Они никуда не исчезали. Рвущиеся в «поводыри» «глупыми толпами людей» индивиды, принимая «благородное» обличье, облекали свои стремления в различные громогласные проекты. Для понимания их незрелости, поспешности и даже опасности многим не хватало упрятанных большевиками знаний. Понимали те, в ком мысль властвовала над чувствами. Понимали – единицы. Летом 1968 года А.А. Галич обратился к участникам движения с нравственным предупреждением:
«Не бойтесь золы, не бойтесь хулы, не бойтесь пепла и ада!
Бояться надо только того, кто скажет: я знаю, как надо!
Гоните его! Не верьте ему! Он врёт! Он не знает, как надо!»
И тогда же поучение Е.А. Евтушенко:
«У славы и опалы есть одна опасность: самолюбие щекочет.
Ты ордена не принимай, как почесть; не принимай плевки, как ордена…
Не самоутверждайся – пропадёт подточенный тщеславием твой гений,
И жажда мелких самоутверждений лишь к саморазрушенью приведёт».
На мою долю выпала возможность близко наблюдать таких индивидов. В детстве и юности меня очень строго учили такому наблюдению и проявлению соответствующего отношения к ним по принципу: «Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало». Один такой «знаток» - «экономист» в июле 1968 года писал: «Мне удалось связать в одну последовательную, совершенно новую и единственно перспективную в наших условиях систему. Рациональность и большую эффективность я могу гарантировать кому угодно. Я начал с противостояния администраторам-политикам, а кончу противостоянием огромнейшей армии преуспевающих представителей общественной науки». Суть претензии понять было нетрудно: продолжало проявляться «желание направлять» огромную массу глупых людей к «счастью». Меня тогда приятно удивила реакция одного молодого человека из самой глубочайшей провинции. На полученную от упомянутого «знатока» рекомендацию «как надо действовать», этот молодой человек из глубинки ответил: « В твоей «рекомендации» нет ничего, кроме иронии,  издевки, яда». Автор ответа проявил неприятие «безумной слепоты». Это вселяло надежду на не единичное просветление россиян. Надо было жить и ждать. В исторической науке оно отражалось в многочисленных выпусках исторических записок, издававшихся периферийными вузами – в них деталями, на первый взгляд очень незначительными, - восстанавливалась действительная история России.
Мне уже документально было известно - серьёзные проблемы в любой области знаний решаются не так и не индивидами с «мятежными умами», подверженными «порывам буйной слепоты» по определению А.С. Пушкина. Надо было годами «познавать и тихий труд, и жажду размышлений»… Через три месяца читаю признание упомянутого выше «знатока»-экономиста: «Состояние разработки системы прескверное». Оно остаётся таковым поныне… - в 2018 году. В 1950-1990-е россияне познавали Россию прошлого и настоящего повсюду: и в «малой зоне строгого режима», и в «большой зоне облегчённого режима». Участник движения 1960-х годов Леонид Иванович Бородин вспоминал: «В 1968 году, прибыв на зоны политических лагерей, мы с немалым удивлением для себя узнали о многочисленности всякого рода подпольных групп… Но по количеству! Как говорится – от трёх до пяти. И участники этих групп принципиально воздерживались от изобретения «рецептов», потому что честно не знали, «как надо». В политических зонах строгого режима раньше, чем в большой зоне облегчённого режима доподлинно узнавали, кто и как совершил в России то, чему они оказались непримиримыми противниками. А.Т. Марченко отбывал наказание в одном лагере и одновременно с Л.И. Бородиным и Ю.М. Даниэлем. Там он и прочитал от первого до последнего тома ПСС В.И. Ленина со всеми приложениями и комментариями к ним. При выходе Марченко на свободу Ю.М. Даниэль напутствовал его: «В общем – неплох твой удел: ты здесь и оглох, ты здесь и прозрел. Гордись необычной удачей – не каждый, кто видит – зрячий». На воле друзья углубили прозрение А.Т. Марченко, подарив ему том «Избранных произведений» Г.В. Плеханова. «Я понял, где Ленин научился беспринципности», - писал Марченко после прочтения этого тома. Так работая, действительно можно было постепенно «дойти до сущности прошедших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины». Таким усердием «до сущности прошедших дней» десятилетиями добирались многие. Добрался и Л.И. Бородин.
Он отбывал наказание в том же лагере вместе с А.Т. Марченко, Ю. Даниэлем, Синявским и другими. Прозрение его было более глубоким. Он понял: «Экономические и геополитические причины краха российского коммунизма можно считать вторичными, потому что, как известно, что именно ВЕРА сдвигает горы… Экономика же лишь способствует и соответствует… Крах российского коммунизма – поражение социальное, гражданское. Но это и ПОБЕДА! Это - нравственное противостояние распаду», это - преодоление духовной инфляции. Не случайно, став редактором журнала «Москва», он издал ценнейшее исследование И.Д. Беляева «История земщины и выборного начала на Руси». Сколькими упрятанными, до сих пор не известными широкой публике кладами располагает Россия, чтобы успешно разоблачать: 1) большевистскую историографическую концепцию об отсталости дореволюционной России; 2) русофобскую ложь об исторической несостоятельности России; 3) ложь либералов об её изолированности, «вечной нищете и бескультурье» народов России.
Из-за отсутствия указанных выше «приводных ремней» многие узники политической зоны лагерей на рубеже 60-70-х годов оказались подверженными не просто опасной иллюзии, но и самой утончённой форме самообмана. «Европа нам поможет», - действительно верили они тогда. Таких «уверовавших» охранители переименовали в диссидентов. В этом составе находились уже не только искренние борцы против большевизма. В диссидентов «попали» недавние проводники «теории» и практики большевизма, недавние разработчики «общепризнанной историографической традиции», большевистской философской и политэкономической мысли, были и другие. Ими очень интересовались охранители. Они поддерживали эти настроения у податливых узников политических лагерей, уговаривая их выехать за пределы страны. Даже оплачивали проезд – но в один конец. Охранители раньше других ощущали толчки будущих потрясений, представлявших опасность занимаемому ими положению. И готовили для себя путь к возможному отступлению…
Прощупыванием вариантов «либеральных заигрываний с «западом» охранители занимались ради сохранения занимаемого ими положения вблизи существующей власти и возможного карьерного роста в ближайшем будущем. Таким образом, они содействовали, приближали страну к её распаду. Ни в научно-теоретическом плане, ни с точки зрения нравственной, - «коммунистические» правители периода перестройки не располагали багажом, необходимым для совершения глубоких перемен, они не готовы были ни к каким переменам. Они шли к агонии, неизбежность которой предвидели побеждённые ими устроители России.
И Запад с надеждой, понимая и злорадствуя, наблюдал это явление. Движение диссидентов в целом привлекло к себе его пристальное внимание и он, – вспоминал Л.И. Бородин, - «вдруг страсть как озаботился судьбой инакомыслящих в Стране Советов…». «Запад» не знал Россию дореволюционную. Он отказался изучать и советскую Россию, воплотившую его идею, им самим изуродованную до того, что увиденная им в воплощении, эта «идея» и практика её реализации вселили в него непреодолимый страх и ещё большее пренебрежение к России. В годы массовых репрессий в СССР он хранил глубокое молчание. И вдруг «голос» его прорезался: Запад выдвинул громогласный лозунг «о защите права человека». Объявленный на рубеже 1960-70-х годов, этот лозунг был очередной ширмой в реализации давнего плана Запада о проникновении его в Россию для ослабления её изнутри и последующего порабощения. Приверженцы заклинания «Европа (сейчас – Запад) нам поможет» до сих пор не имеют представления о том, какими давними были эти планы.
А.С. Пушкин, уже знавший историю революций и их последствия в Нидерландах, Англии и Франции, пытаясь предупредить россиян, писал:
«Рекли безумцы: нет свободы! И им поверили народы.
Добро и зло – всё стало тенью, всё было предано презренью». Знакомо?
Беда в том, что нас «выдрессировали» лениться затрачивать свои усилия на изучение кладов мысли, которыми располагает Россия… Когда в СССР началось  диссидентское движение, Запад быстро уловил четко обозначившееся среди граждан СССР использование «диссидентства» в качестве трамплина для выезда из страны на Запад». «Тогда я ещё не знал, - вспоминал Л.И. Бородин, - что подобные собеседования охранители проводили с большинством инакомыслящих всех оттенков. С 1974 года потянулись на Запад первыми птичьими клиньями правозащитники семидесятых и демократы шестидесятых, уверовавшие в провозглашённый Западом лозунг о «защите прав человека». Большинство из них тактично умалчивали о предыстории своей эмиграции. Не оценившие «джентльменства органов», понявшие ложь Запада начали заполнять камеры Лефортовского следственного изолятора». Так было…
Сознание таких «изгнанников» в СССР взращивалось на большевистских мифах об отсталости дореволюционной России. Большевистские мифы стали оружием подготовки кадров на «курсах повышения квалификации» для осуществления разлома СССР под лозунгом о «защите прав человека». «Изгнанники» возвращались в страну «подготовленными» импровизаторами исторической, политической и культурной «несостоятельности» России, возвращались силой, конкретно направленной на осуществление распада СССР. В 1991 году, когда распад СССР стал фактом, Г.А. Зюганов заявил: «Стоит нам бросить клич, и мы вновь соберём народы России под наши знамёна». Ничего не понял лидер КПРФ - он тоже «не имел никаких приводных  ремней ни к какой реальности». И лидер ЛДПР – тоже, если захотел «пересидеть» между двумя «стульями» - либерализмом и демократизмом. И лидер партии «Яблоко» - тем более… Своей недальновидностью они дали повод к использованию противниками России либеральных и большевистских «исторических мифов» в качестве «научной доказательности» в импровизациях проводников лозунга о «защите прав человека» в Югославии, Ираке, Ливии. Этим мифом руководствуются организаторы НПО и НКО, на них сочиняет свои «импровизации» международная русофобия сегодня.
В 60-70 годы на Запад отправлялись и искренние диссиденты. Своими сообщениями о пережитых ими ужасах большевизма они надеялись заручиться поддержкой ставших взрослыми детей старшего поколения русской эмиграции. Но это поколение раньше и глубже узнало сущность большевизма, предметно сопротивлялось его теории и практике, поэтому в 1922 году принудительно было выдворено из страны. Это поколение передало своим детям приводные ремни к реальностям, о которых появлявшиеся в СССР явные и скрытые диссиденты не могли иметь ни малейшего представления. А.Д. Шмеман объяснял новому поколению изгнанников из России, что они обращаются за помощью в своей борьбе против большевистского зла к Западу, который является старшим по возрасту и более глубоким носителем зла в мире. Запад не интересуют пережитые диссидентами душевные страдания. Его «интерес» к инакомыслию в СССР обусловлен давно определившимся корыстным интересом к России. Он заинтересован в том, чтобы растворить советских диссидентов в своём корыстном интересе. А.Д. Шмеман предупреждал: Запад прислушивается лишь к тем вашим суждениям, которые он может использовать для того, чтобы превратить вас в адептов своих давних планов проникновения в Россию».
Немногие даже среди искренних диссидентов поняли эти объяснения А.Д. Шмемана. Поняли и приняли, к примеру: А.А. Галич и В.Е. Максимов. Поэтому они продолжали служить России: содействовать укреплению прозрения народов России. Рекомендации тому, как это сделать, было посвящено одно из выступлений А.Д. Шмемана перед русскими изгнанниками, которое он сопроводил следующим обобщением: «Говорить сегодня о России вовсе не значит готовить себя к возвращению в прошлое. То, что случилось с Россией, было дано ей и нам как ужасное испытание и одновременно как возможность для пересмотра всего нашего прошлого и для очищения. Слово «кризис» означает суд. И суд совершился. Поэтому всем нам сегодня надо напрячь до предела совесть. Именно совесть. Конечно, нужны ясные знания. Мы должны уметь анализировать, изучать, любить. Но совесть, всё же, требуется прежде всего. Совесть объединяет всё». Между прочим, в пробуждении совести «запад» нуждается в гораздо большей степени и в первую очередь – во имя преодоления собственной духовной инфляции и собственного спасения от гибели. На протяжении всей истории россияне постоянно опережали своих исторических попутчиков именно в духовной работе над собой. В этом их сила.
Прозрение приходило постепенно. В 2008 году на телешоу «Имя России» голоса разделились почти поровну: 50% на 50% за то, чтобы Россия носила имя Александра Невского или – имя Сталина. В 2012 году во время президентских выборов за «коммунистов» проголосовали чуть более 12% избирателей.
18 марта 2018 года россияне показали: способ окончательного преодоления духовной инфляции большевизма – в стремлении к ЕДИНЕНИЮ и СОСРЕДОТОЧЕНИЮ. Поэтому 56 миллионов россиян, 77% избирателей оказали доверие В.В. Путину. Вернёмся к А.С. Пушкину: «ЛУЧШИЕ и ПРОЧНЕЙШИЕ изменения суть те, которые происходят от ОДНОГО улучшения нравов без насильственных ПОТРЯСЕНИЙ политических, страшных для человечества. Нужна ПЕРЕМЕНА ДУХА…» В обыденной жизни такой момент в жизни отдельного человека называется пробуждением совести. Это имел в виду В.В. Путин на встрече с деятелями культуры, которую в 2014 году демонстрировал канал «Россия-1». Участники встречи единодушно требовали от президента «свободы творчества». На что В.В. Путин ответил тогда: «Творчество без свободы немыслимо. Но ведь и СОВЕСТЬ нужна».
Обратимся к творчеству юного А.С. Пушкина. В 1815-16 годах он писал:
«Дай Бог,чтобы Шолье, Шихматовым на зло воскреснул новый Буало,
Раздоров, глупости свидетель…».
(«Из письма к В.Л. Пушкину» и стихотворений: «Моему Аристарху», «К Лицинию»).