Дед

Юрий Никулин Уральский
  В пяти-шестилетнем возрасте, приезжая с родителями на свою малую Родину, я «разрывался» между местами, в которых хотел побывать. Одним из таких мест был дом моего деда Федора Захаровича Никулина.
  В доме у деда был комплект деревянных шахмат, книга «За лесными шеломами» о временах Древней Руси, и картина с видом комнаты с русской печью и столом, вокруг которого сидели и стояли мужчины в мундирах со странными красивыми погонами - «эпалетами», как запомнилось мне это слово. И запомнилось, что на картине — Кутузов со своими генералами держит совет, как победить Наполеона.
Однажды дед, сославшись на плохое зрение, попросил почитать ему «За лесными шеломами». В шесть лет я читал довольно хорошо, и управился, насколько могу вспомнить, дня за два. Все те часы, что прошли за чтением книги, дед сидел рядом со мной, глядя на меня улыбающимися глазами. События прошлого захватили меня сразу и бесповоротно, в дальнейшем я читал все попадавшиеся в руки исторические книги, как художественного, так и документального содержания, и получение в сорокатрехлетнем возрасте диплома учителя истории с последующим преподаванием истории в общеобразовательной школе – итог любви к «делам давно минувших дней», привитой дедом.