Эпизод с Солженицыным

Владимир Бородин 4
 Фрагмент  повести  "Госбезопасность  и  курочка  ряба".

На  фото  слева  крайбольница,  справа - кондитерская  фабрика;  за  неё  уходит  Врачебный  переулок.   

  «Горыныч»,  как  его  звали  за  глаза,  служил  когда-то  в  НКВД.  Ко  мне  он  резко  подобрел  после  моего  реферата  о  Че  Геваре,  ну  и  свёл  меня  с  посредником.  Встречу  назначили  на  главной  площади  Владивостока,  вторая  скамейка  от  левой  скульптурной  группы,  в  14.00.

  Но  с  утра  посредник  позвонил  и  сказал,  что  старик  сдвинул   рандеву  на  17.00 – в  обед  на  площади  будут  встречать   Солженицына – прилетает  из  США  через  Магадан.   
    Я  не  собирался  его  встречать  и  пришёл  в  четыре  часа  дня.  Площадь  пустовала,  а  в  центре  её  торчала  трибуна из свежевыстроганных  досок.  «Встретили  писателя?   Чего  же  трибуну  не  убрали?   Да  и  площадь  подмели  бы.  А  коль  не  успели,  так  цветы  бы  валялись,  лепестки  хотя  бы…» - подумалось  мне.

    У  правой  скульптурной  группы  толпились  человек  двадцать  со  свёрнутыми  красными знамёнами.  Кого  ждут  коммунисты?   «Значит,  Солженицын  ещё  не  приехал», - мелькнула  догадка.

    Вскоре  к  трибуне  потянулся  народ;  вот  перед  ней  уже  с  дюжину.  Ноги  и  меня  понесли  туда.  Сбоку  подошёл  крепкий  мужик  в  футболке,  лет  едва  за  полсотни,  и  весело подмигнул:
 - Ну  что,  встречаем  Александра  Исаича?
Я  вежливо  кивнул  и  отвернулся.  Мужик  остался  справа,  лениво   оглядывая  подходивших.

    На  ближнем  фонарном  столбе  болтался,  как  хоругвь,  портрет  «народного  мэра»  Черепкова,  в  очередной  раз  выброшенного  из  мэрии  указом  самого  Ельцина.  Высоко  висел  портрет,  не   достать.

  Уже  не  меньше  сотни  человек  собралось,  когда  сверху,  от  ГУМа,  подъехал  светлый  «Жигулёнок»  и  из  него  вылез  сам  Черепков  с  огромным  букетом  роз.  Но  к  трибуне  его  не  пропустили:  люди  стояли  очень  плотно,  а  он  не  особо  рвался.

    Толпа  как-то  мгновенно  выросла;  возможно,  до  тысячи.  И  вдруг  взволновалась – сзади  к  трибуне  подъехали  три  микроавтобуса.  Каким-то  чудом  возник  коридор;  по  нему  быстро  взлетел  на  трибуну  Солженицын.  Заросший,  растрёпанный,  будто  бы  в  брезентиновой  штормовке.

  Контрастно  слева  и  справа  от  него  встали  сыновья,  одетые  как  в  театр,  с  любопытством  иностранцев  глядя  на  толпу.  Ещё  правее – жена  Наталья,  высокая,  стройная.

    Толпа  сжала  так,  что  трудно  было  вдохнуть.  Если  бы  не  мой  плечистый  сосед  в  футболке,  оттеснённый  за  мою  спину,  быть  бы  мне  сплющенным  о  впереди  стоящих.

    Солженицын  раскрыл  было  рот,  но…  на  трибуне  возник  огромный  дебелый  Игорь  Лебединец,  глава  краевой  думы  и  бывший  предкрайисполкома.  Громогласно  «приветствуя  и  поздравляя  гордость  России  на  родной  земле»,  он  вдруг  облапил  Солженицына  и  полез  его  целовать.   Исаич  отбивался,  как  мог;  но  куда  там!...  Прямо  сюрреализм – коммуняка  Лебединец  лобызает  автора  «Гулага».

  Мне  удалось  повернуть  голову  вправо  до отказа  и  встать  на  цыпочки – благо,  толпа  держала  плотно.  Сюрреализм  фонтанировал:  коммунисты  развернули  большой  транспарант,  а  на  нём:  «Александр  Исаевич!  Избавь  нас  от  царя  Бориса!»

    А  Солженицын  уже  метался  по  трибуне,  как  Ленин  перед  всевобучем,  поздравляя  всех  налево  и  направо  «с  крахом  зверского  антинародного  режима  большевиков».  Над  головой  у  него  довольно  раскачивался  бюст  Лебединца.  И  ветерок  с  моря  ласково  трепал  волосы  и  бороду  пророка  в  своём  отечестве.

    Я  стал  выбираться  из  толпы;  это  было  нелегко,  но  мой  сосед-благодетель  тоже  решился  на  ретираду  и  умело  мне  помогал.
- Ну,  как  тебе  Солженицын? – свойски  спросил  он.  Я  неопределённо  хмыкнул.

  Метрах  в  двадцати  за  трибуной  в  группе  своих  сторонников  тянулся  вверх  с  букетом  роз  Череп;  но – полная  безнадёга.

    Самохина  ещё  не  было.  А  вскоре  семейство  Солженицына  «и  сопровождающие  его  лица»  уехали; народ  быстро  рассеивался.

  Метрах  в  полусотне  от  трибуны  вокруг  Черепкова  собрался  кружок  спорящих.  Я  побрёл  туда.  Ещё  на  подходе  уловил,  что  спорили  о  возможности  независимой  Дальневосточной  республики.  Или  хотя  бы  об  автономии.

  Череп  терпеливо  разъяснял,  что  идея  эта  дохлая.  Но  едва  он  увидел  в  кружке  меня,  быстро  свернул  спор.  А  минут  через  десять  «народный  мэр»  уехал  на  том  же  самом  «Жигулёнке»  с  тем  же  злополучным  букетом.
…………………………………………………………………………………………………………………………
- Ну,  как  Вам  встреча  диссидента  номер  один? - спросил  я  Самохина.
- Организованно, - безучастно  ответил  он. – Моё-то  дело – сторона.  Но  людей,  видимо,  не хватило…
- То  есть? – не  понял  я. – Народу  тыщи   две  было…
…………………………………………………………………………………………………………………………….
- А  как  Вам  эта  дикость:  одни  коммунисты  целуют  Солженицына,  а  другие  просят  его  избавить  народ  от  царя – недавнего  члена  ЦК  КПСС?
    Самохин  подумал  минуту,  взвесил  что-то  в  уме  и  вдруг  выдал:
 - Знаешь,  к  нам  недавно  приезжал  большой  чин  из  руководства  системы  и  сказал  так:  «Страну  мы  просрали!»   Но – расхлебаем.   А  ещё  он  не  рекомендовал  нам  пока  носить  некоторые  награды.  Но  я  вот…
    И  он  чуть  сдвинул  полу  плаща;  на  правой  стороне  груди  я  заметил  орден…  Нет,  не  орден,  а  знак  «Почётный  чекист».  Но  какой-то  старого  образца,  не  такой,  что  довелось  видеть  у  одного  полковника  погранвойск.

- Редкий  значок! – уважительно  сказал  я.
 - Значок? – усмехнулся  старик.  Да  за  ним  по  статуту  льгот  побольше,  чем  за  «Героем  Союза»!

  Самохин  небрежно  запахнул  плащ.  И  тут  боковым  зрением  я  заметил,  что  из-за  сидящих  на  соседней  скамейке  старушек  поднялся  тот  мужик  в  футболке  и  с  деланным  равнодушием  пошёл  прочь.  Тоже  увидел  «Почётного  чекиста»?

"ГБ  и  курочка  ряба"  опубликована  в  журнале  "Дальний  Восток",  №6, 2018 г.