Швейцарские хроники. Часть 34

Шестакова Евгения
Горнолыжный курорт Церматт. Пешком по деревне.

Мой ребенок, который в Церматте проходил практику в одном из дорогих отелей, работал иногда пол дня, иногда целый день. Поэтому, чаще всего, днем я была предоставлена сама себе.

Что делать туристу, у кого в Церматте не так много денег?

Конечно же, гулять, рассматривать витрины с красивыми горнолыжными костюмами, «пуская слюни» на Богнеровские вещи. Но перчатки за 400 евро я не понимаю. *улыбка*.  За цену этих перчаток можно разок слетать в Европу по акции авиакомпании КЛМ. Но так как КЛМ ушла с рынка Казахстана, то теперь в Европу мы летаем либо через Украину, либо через Белоруссию.

Нет, на самом деле у меня было на 2 недели около 1000 долларов, из которых нужно было вычесть дорогой ж\д билет Женева - Церматт. День катания стоил 70 франков, плюс платишь за прокат лыж и тд и тп. Пару раз сходили с ребенком в ресторан пообедали \ поужинали и я поняла, что дальше буду покупать продукты в супермаркете и готовить в его общежитии на кухне. Вино и сыр покупали там же, потому что за стоимость бокала вина в баре, в винном магазине можно было купить бутылку. Я покупала небольшие бутылочки вина, так как хотелось попробовать как можно больше сортов швейцарских вин.

Плюс, как я уже упоминала, когда я улетала из Алма-Аты, рыночный курс  швейцарского франка был близок к доллару, чуть ли не один к одному. И вот, через пару дней после моего прилета  в Швейцарию,  франк пополз вверх и почти сравнялся с евро.

А так как я  ехала в этот  раз вообще без швейцарской наличности, то  стоимость поездки сразу подскочила на 30%.

После Нового года в Церматте хорошо. В отелях скидки, елки и другие украшения еще не убрали, праздник чувствуется везде. Русские туристы готовятся отмечать православное Рождество и Старый Новый год.  Грустить, когда вокруг тебя белые горы и синее небо – по меньшей мере, глупо.
 
Выспаться в Церматте у меня никак не получалось. Немецкие туристы, не смотря на минус 16 за окном, часто до утра пили пиво и горланили песни на открытой террасе в баре, который был расположен почти в плотную к моему отелю.

Я люблю кататься на лыжах, но ненавижу тащить их на себе,  особенно после горы... Идешь весь такой уставший,  мечтаешь только об одном – снять тяжеленные ботинки, а тут еще и лыжи нести. *улыбка*. Поэтому мне нужен свой Санча Пансо. А его нет.

Русских туристов в Церматте видно сразу, даже со спины. Наверное, потому, что все поголовно носят горнолыжные костюмы от Богнера. *улыбка*. А дамы по вечерам - норковые шубы. В Женеве зимой русских барышень тоже сразу можно опознать по шубам, даже не смотря на + 2 и моросящий мелкий дождь.

В первые дни моего пребывания в деревне,  в самом Церматте было тепло,  почти лето. Но в горах уже давно лежал снег, и были открыты все горнолыжные трассы. А тут их более 350 км.

Из-за тепла и чистого асфальта  велосипедисты в зимней одежде толпами рассекают вверх вниз по Церматту и окрестным горам.  Велосипед зимой больше не кажется мне чем-то чужеродным.
 
Дохожу до очередного магазина и замираю у витрины, вот вам цены на лыжи, 700 франков или 700 евро. Ценники быстро меняют с изменением курса франка по отношению к евро. 

Кстати,  это весьма приемлемая цена на лыжи. Ребенок катается на спортивных лыжах, которые стоят раза в три дороже. Конечно, в Австрии, в марте месяца, под закрытие горнолыжного сезона мы купили их значительно дешевле, но, тем не менее…
На небольшой площади перед ЖД вокзалом стоит красивая  елка с бумажными игрушками.  Ни одна крыша  в деревне не пропадает просто так. *улыбка*. Где-то на крышах крепят елки и Дедов Морозов, вернее, Санта Клаусов, где-то игрушки, где-то самолетики. В общем, красиво!

Если вы не хотите кататься на лыжах, вокруг Церматта проложены прогулочные тропы.  Гуляя по ним  можно не только уйти на несколько километров и чувствовать себя при этом в абсолютной безопасности, но и полюбоваться горами. За каждым поворотом  нам открывается нечто неизведанное и прекрасное…Тут же и скамейки, и разные деревянные фигурки.

Если вы катаетесь на лыжах, то в Церматте вас ожидают несколько станций, с которых вы можете отправиться утром на гору, а там вас ждет еще больше станций и подъемников. Пересаживаться можно хоть весь день и кататься по разным трассам.  Красота!

Указатели стоят, но они не везде, и, честно говоря, одна на горе я очень боялась заблудиться и потеряться, сесть не на ту канатку,  или вообще уехать в Италию, и не знать, как вернуться назад на швейцарскую сторону.

Кстати, если вы хотите покататься на итальянской стороне, это обойдется дороже.
Горнолыжный ski-pass, который мы покупаем в Церматте, различается по зонам катания. Сначала я этого не знала, поэтому не могла попасть на итальянскую сторону.

Смотришь на горы - все в подъемниках, везде подъемники для лыжников и бордеров. И ведь никто не кричит, что это все портит экологию. *улыбка*.  И все швейцарские горы такие, и австрийские, и итальянские.

Когда светит солнце, жизнь даже в Церматте начинает играть новыми красками.
Так как автотранспорт в этой швейцарской деревне под запретом, по улицам города туристы рассекают на санях и каретах. Многие отели организуют именно такой трансфер своих постояльцев от ж\д вокзала.

Лошади и сани вызывают живой интерес у туристов и фотографов. Особенно у китайских. Эти товарищи просто окружали сани толпой и селфились до одурения.
Лошади, это конечно, хорошо!  Экологично, нет выхлопных газов, но вот аромат навоза... можно учуять за несколько кварталов. *улыбка*.

Мне кажется, Церматт единственное место в Швейцарии, где не было толп индийских туристов.

Мы только что вернулись из Египта. Ездили с родителями на экскурсию в монастырь Святой Екатерины на Синае. И кого вы бы думали, мы увидели там первым делом?
Большую группу индийских католиков, которые приехали в этот монастырь, распространяя вокруг себя настолько специфический запах, что…

Слова «христиане» и «индусы» у меня никак в голове не складываются в единое целое. Когда мы были  в Индии, на ГОА, мы отправились рано утром на экскурсию в храм Святого Франциска Ксаверия и в храм Святой Екатерины. Так как был конец ноября, мы попали на какое-то пышное празднество, посвященное Святому Франциску. Площадь перед храмом, и храм внутри был битком набит  индусами – христианами в  красивой, очень яркой европейской одежде, но с индийскими мотивами.

А в Храме Святой Екатерины на Синае индусы все были в национальной одежде. Но что самое интересное, их не допустили приложиться к мощам Святой Екатерины. Это могли сделать только православные.

Итак, вернемся в Церматт.

На следующий день по прогнозу в Церматте обещали переменную облачность. Что, собственно и сбылось. Кстати, прогноз погоды в Церматте был очень точный. Если в нем написано, что снег будет идти до 12 дня, значит, снег будет идти до 12 дня.
Если я хотела уйти гулять в верхнюю часть деревни, то я всегда заглядывала в  Англиканскую церковь Святого Петра.  В ней, чаще всего, никого не было. Можно было насладиться тишиной, спокойствием и великолепным оргАном…

В  церкви часто отпевали тех, кто погиб, покоряя гору Матернхорн. За церковью находится большое кладбище погибших альпинистов.  А по самому Церматту стоит очень много деревянных крестов.

Выхожу из церкви, над головой раскинулось бескрайнее небо, а ко мне спешит белый кот и как давай ластиться. Я вытащила из рюкзака телефон, положила на землю открытый рюкзак, чтобы сфотографировать милого кота. Смотрю - кот залез ко мне в рюкзак. *улыбка*. Ну что, кот, едем со мной в Казахстан?:)

Швейцарские Альпы вокруг Церматта  просто красивы! 

Когда гуляешь один в тишине по горам, то не боишься получить по голове от двуногих животных. Пару раз я доходила до небольших деревянных капелл. Над горами часто летают парапланеристы, хотя порой погода в горах совсем не идеальная.

А как красив подсвеченный Церматт по вечерам в снегопад! Реально создается ощущение, что ты присутствуешь в сказке! Я никогда не думала, что судьба занесет меня в это  удивительное место. Спасибо ребенку и его практике. Артем хотел учиться в Швейцарии, Артем это получил. Хотя планировалось все совсем по – другому.

На самом деле в Церматте не совсем запрещено движение автотранспорта, работающего на бензине или дизельном топливе.

Большие туристические автобусы, и машины, собирающие мусор, ездят на солярке. Самая жесть, когда приезжают помойные машины, собирающие бутылки и часов в 5-6 утра на всю улицу раздается грохот!  Кажется, только минуту назад на улице перестали орать пьяные немцы, и вот мы все слышим звон пересыпаемых из контейнеров в машины бутылок! Уснуть потом очень трудно.

Если в деревне ветра почти не было, то вот на горе в январе очень сильно задувало. В один из дней наверху было минус 17, ветер – 52 км в час. Кататься?! Ну, так за все заплачено! Конечно, ехали и катались.

В Церматте даже лавочки тебе рады и с тобой здороваются. *улыбка*.  Выпавший ночью снег сделал все вокруг таким волшебно - новогодним! На одном из поворотов  дороги в утреннем тумане открылся Маттернхорн во всем своем величии. Я не знаю, сколько я раз за 2 недели фотографировала эту гору, но много!

Хотя, позже читая разные отчеты, я поняла, что мне невероятно повезло. Иногда зимой Маттернхорн практически не виден из деревни.

Один раз я видела полицию в Церматте. В каком-то загончике стояла полицейская машина.

На окраине деревушки можно не дорого перекусить. Я нашла какой-то ларек, где за  6, 50 можно было купить мааааааааааленький сэндвич.

Как-то ранним утром на свалку за деревней начали вывозить сотни елок. Живых. Вернее, елок,  которые когда-то были живыми,  и их срубили только ради пары недель праздников. Никогда не понимала, как этот факт сочетается с бережным отношением швейцарцев к живой природе? Мне было безумно жалко смотреть на эти умирающие елки...

Когда по прогнозу погоду стояло, что снег будет идти ночью, то утром не хотелось долго спать. Хотелось проснуться, закутаться в одеяло, выйти на балкон и посмотреть на мир за окном!

Церматт невероятно преображался!

Швейцарские Альпы становились очень  красивыми  под свежим снегом… Так приятно было завтракать в тепле ( а в ресторане отеля в отличии от моего номера было реально тепло), и смотреть на заснеженные горы. Кажется горы, это то, на что я никогда не устану смотреть….

Очередной день катания на лыжах. Наверху минус 15 и ветер 47 км в час.  Айфон на горе просто мгновенно замерзает. Я замерзаю пару мгновений спустя.

Если честно, когда ребенок работал, то мне по вечерам в Церматте было скучно. Ну сходил туда – сюда по главной улице, которая называется так же, как и главная пешеходная улица в Цюрихе Банкхофштрассе,  дошел до конца  деревеньки,  зашел в бар, выпил бокал вина за 8 франков, вспомнил, что в магазине можно за 8 купить большую бутылку вина и вкусный кусочек сыра, вышел, пошел в магазин, пока он не закрылся.  Купил вино и сыр. Пришел в номер, а там нереально холодно. И вина почему-то уже не хочется….*улыбка*. Только лег спать, в соседнем баре на открытой веранде немцы или австрийцы начали пить  и  орать песни до утра. А ночью минус 16 это в лучшем случае…  Часто температура опускалась до минус 20.  Лежишь в одежде в своей узкой, холодной кровати и думаешь, как им не холодно, как они не простывают, открыть, что ли свою бутылку, и откусить заледеневший кусочек сыра… Или встать, одеться и пойти в какой-нибудь бар пить горячий глитвейн…