***

Валентина Панченко
Праздник  закончился.  У кого-то продолжаются выходные,  не у меня.   Вечером гуляем  с Настей  по темным улицам.  Темнота такая, что фонари    лишь чуть  подсвечивают  дорожку,  не смея пробиться к домам, деревьям, детским площадкам.   

-На следующий год  составь  расписание так, чтобы были выходные, - тоном строгой  мамочки поучает меня  Настя.

-Да, конечно, - соглашаюсь  я.   Внутри понимаю, что вру сама себе,  вру Насте.  Так врать я научилась  давно,  где-то в детстве,  не помню в каком возрасте решила, что это очень удобно: соглашаться, не спорить,  а потом просто не делать того с чем согласилась.

-В воскресенье  будем ездить в горы.  Есть туры выходного дня.  Стоят  всего  тысячу.  Тебя привезли  и ты целый день гуляешь по горам.  Зимой  можно кататься с горок, - Настя рисует мне картину  и мое вранье-соглашение в момент  разваливается на части.  Расписание уроков вмиг  уплотняется,  голова просчитывает  варианты  кого куда переставить, какие часы сократить и  желанный день воскресенье  поблескивает свободой,  горными снежными вершинами и ярким солнцем над головой.

Накануне праздников  я слушала лекцию.  В ней было упомянуто о вранье.  Я как и все знаю, что врать - это плохо.  Меня в детстве научили говорить правду.  Только  не пояснили,  что правда  бывает  разная:   удобная для других и неудобная для себя.  Надо  было как-то выкручиваться.   Непростая  задача для маленькой девочки.   Я выбрала стратегию,  основанную на безопасности.  Каким-то образом  ум просчитал, что для меня выгодно.  Учел все особенности характера,  способы взаимодействия с миром и подсказал:  будь  хорошей  девочкой,  не сопротивляйся, не спорь,  соглашайся.

В вышеупомянутой лекции я услышала  для себя то,  что оказалось  логичным объяснением, почему  всегда нужно говорить правду.    Все очень просто:  для вранья  тратится  большое  количество энергии.  Самое маленькое вранье тянет  за собой  целую  историю, которую  нужно придумать и поддерживать её как правдивую.   И вновь  мой ум выделил важную  для меня составляющую моей  жизни - безопасность.   В детстве,  когда энергии было много можно было соглашаться и поддерживать  внутри  себя неправду о себе.  Теперь,  после пятидесяти лет,   энергия  становится ценным ресурсом, который необходимо беречь и сохранять, поэтому  вранье -  это  непозволительная роскошь.

Казалось бы,  говорить  правду о себе просто,  но  это только до тех пор, пока не попробуешь  сделать это.  За каждым поступком лежит  личная выгода.  Как вот в истории с выходными.  Пока мне выгодно работать каждый день, я буду делать то что делаю всегда.   Но если  появляется то, что для меня важнее работы,  горы, например,  то я найду способ  сократить работу.   

Обучение любому навыку требует  времени.  Я не тороплюсь.  Первый этап - это уметь отслеживать мысленно, где ты врешь.  Вот этим сейчас и занимаюсь.  Увлекательное занятие.  Как дальше формировать  навык и к чему это приведет пока не знаю.  Пусть все идет постепенно и само собой.