Караваджо. Поцелуй Иуды

Алина Алексеева-Маркезин
      Караваджо.Поцелуй Иуды. ок. 1602.холст, масло.Национальная галерея Ирландии, Дублин, Ирландия

        Микеланджело был одним из значительных и талантливых итальянских художников 17 века. Среди его покровителей было много знати. Известную картину «Поцелуй Иуды» заказал  художнику его постоянный клиент Кириако Маттеи.
      Картина потерялась, но в 1990 году она была опознана и находится в Ирландской Национальной Галерее.

     Художник создал сюжет , который отображает последние дни  земной жизни Иисуса Христа. Как один из его учеников Иуда Искариот предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.
    За вознаграждение в 30 монет Иуда сдал Иисуса. Это был условный знак, я поцелую того кого вам нужно арестовать. И все это событие происходило в толпе.

   Лунный свет выхватывает из темноты несколько фигур: лица, руки, чёрные доспехи. Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда сейчас поцелует его. Тем самым подавая знак страже, что он тот самый. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. До его ареста осталась секунда.

    Наше внимание притягивает светлое пятно на руке Иуды, потом взгляд скользит вверх по латах солдата и переходит на лицо мужчины который стоит позади. Идет дальше на лица Христа и Иуды и на профиль апостола который стоит около Иисуса.

  На заднем плане сплошная тьма.Караваджо делает характерный акцент на освещение внутри картины, словно свет лучами падает сверху.
      Изображение необычайно реалистично. Мы видим каждую морщинку, жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего.
         
      «Поцелуй Иуды» – это прежде всего эмоциональное полотно, которое раскрывает переживание героев. На лице Искариота мы видим безумный фанатизм, гримасу страдания и угодливости, его руки крепко вцепились в Иисуса, он выражает свою преданность через предательство, которое Иисус переживает, склоняя взгляд, он знал, что предательство произойдет и лишь смирение видно на его лице.

             Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла. Мирный проповедник Христос жестоко предан своим же любимым учеником, и не из идеологических разногласий, а всего лишь за жалкие деньги.
 
Интересное предположение искусствоведов:

      Есть в картине один необычный момент. Посмотрите, справа стоит мужчина с фонарем в руках. Он с интересом вглядывается в происходящее.Он не апостол. И не стражник. Кто же он?Это сам Каравад жо. Он всматривается в происходящее. Как бы задавая себе вопрос “А я? Не предаю ли я Христа?”

    Он как бы взывает к нам. Предостерегает. Мол, будьте бдительны. Задавайте себе почаще вопрос “А не предаю ли я Христа?”
       А Христос уже будет у всех свой. Моральные принципы. Семья. Предназначение. Совесть…
    
   ОДЕССКИЙ ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ.

     Картина «Поцелуй Иуды» была похищена из одесского Музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008 года. Долгое время она считалась авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем не соглашался Дублинский музей).

       Она была обнаружена в Берлине. 25 июля 2010 года федеральной криминальной полицией Германии были задержаны 4 участника международной банды (1 россиянин и 3 украинца). На территории Украины арестованы еще около 20 возможных соучастников кражи. Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру. Преступление было раскрыто благодаря внедрению подставного покупателя-«миллионера»    

    Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел картину в Париже и в 1870 г. преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Авторство Караваджо в настоящее  время находится под вопросом.
       Как оказалось, конкретного заказчика у похищения не было. Преступники знали ее высокую ценность и украли в надежде найти покупателя уже за пределами Украины.

          В 2012 году украинский музей согласился, что одесский «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом, на котором прежде настаивали представители ирландского музея. Татьяна Бычко, заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации, в чьём ведомстве сейчас находится картина, поведала журналистам, что для установления истины пришлось ехать в Эрмитаж       
   
        Петербургские специалисты со всей определенностью утверждают, что картина — не оригинал. Манера её написания заметно отличается от манеры Караваджо. Это стало понятно после внимательного исследования рентгеновских снимков.(Викип.)

Как пишут,что в данное время картина находится на реставрации.