Воспитание любовью...

Валентин Суховский
     Ванька не злой был по натуре. Его обижало, что его  называли сколотком, как звали в деревне тех, у которых не было отцов.
    Однажды шёл он с ребятами по берегу реки. Они между собой заспорили, а потом бить его стали, обзывая сколотком. Мужик рыбу ловил и вступился за Ваню. Угостил его хлебом, между двумя ломтями помазан был мёдом. А крошки собрал и в склянку, где всякие корешки. Он потом в эту склянку насаженного на крючок червя окунал и рыба хорошо клевала.
 - Расскажи, что у тебя за секрет?- спросил Ваня.
   -А почему  не рассказать? Только ты сначала ко мне в гости приди, только уговор ничего не воровать.
   -Да  я не ворую, Может на меня наговаривают.
   -И на гороховище не ходишь?
   -За горохом хожу. Бригадир за нами гоняется, тюрьмой стращает.
    -Теперь стращает, а десяток или полтора  годов назад могли и за колосок посадить Однажды девушку лет четырнадцати вот так гнал бригадир по полю в потёмках. Догнать и схватить хочет А я тогда помоложе был. Я из-за куста ногу подставил. Он на бегу растянулся по земле. Потом пошёл галифе от глины замывать на реку. Я девчушку привёл, а как лампу засветил, смотрю, она не только вся промокла и от страха дрожит, а у неё по волосам вши ползают.
   Я ей сказал, чтобы на крыльце посидела, а то вшей мне нанесёт, а сам в каменку в бане дровец подбросил, подтопил, воды нагрел, заварил луковой шелухи да золы добавил.  И в бане ей голову этим помыл. А одежду сушиться развесил. Она сначала  меня стеснялась, а потом я её погладил, чтобы дрожь снять, винцом сладким красным напоил. Осталась она у меня ночевать. Ребёночка родила, а потом её моложе меня парень охмурил да и бросил. А у меня бы жила , как у Христа за пазухой. Я мужик дельный. И корзины плету, и верши, чтобы рыбу ловить.
  -А мне сплетёшь вершу?
   -Сплету. Давай сначала мы ивовых виц для этого нарежем  и пойдём ко мне. Ты рыбу почистишь, а я той порой начну плести. А как мы уху сварим, поедим, совсем другое дело будет.
  Когда уха вкусная, наваристая, от которой приятно пахло, была готова, Игнатий покормил Ваню, да, заметив грязные ноги, велел помыть в бане.
  -Баня у тебя, дяденька, хорошая, а у нас две половицы провалились и дверь из предбанника плохо закрывается, из-за того и жара нет.
  -Так это я могу поправить. Ты скажи мамке, чтобы меня  в гости пригласила. Скажи, есть в соседней деревне мужик, который всё на свете может строить , ремонтировать. И охотник , и рыбак , и на все руки мастер. Я тебя всяким ремёслам могу научить, золотой мужик будешь. Тебе деньги как мастеровому будут в карманы совать, карманов не хватит. Я вон видишь сколько карманов пришил для денег.
 -А покажи...
  Глядя за загоревшие глаза мальчишки, Игнат сказал;
  -Да денег я дома не держу. Они у меня на книжке сберегательной лежат, поди больше тысячи рублей с процентами накопилось.
  Ваня ошалел, услышав о таких деньжищах. Мать его больше полусотни рублей в месяц никак не могла в колхозе заработать.
   Назавтра Ваня нашёл Игната на реке. Он ловил рыбу на удочку и в новую вершу. Научил Ваню вершу ставить. Когда наловили они рыбы, Ваня стал звать Игната в гости.
   -Да кто же в гости просто так ходит? Надо с гостинцем и рубаху получше надеть.
   -А как же ты в новой рубах баню будешь ремонтировать?
   -Тоже верно. Ну для начала рыба за гостинец сойдёт.
   Когда пришли, Игнат кепку чуть не на глаза надвинул и каким-то изменившимся голосом говорил:
  -Ну, эта баня требует серьёзного ремонта. Тут и подкаты надо, и балки менять И половицы новые, а половицы строгать надо, иначе занозы будут. Да и полок надо ремонтировать, столбы- то подгнили. За такую работу и полсотни рублей мало будет.
  -Таких больших денег у меня нет- потупилась Ванина мама.
   -Да я вот так же одной бабе сказал, она испугалась, что дорого, а я обещал вдвое сбавить цену, если она поделиться тем, что у неё всегда с собой, когда мне спину в отремонтированной бане помоет. Она с радостью согласилась. Я у ней и крышу, что текла, как решето, перекрыл, правда пришлось неделю жить и на перине с ней спать, сбавляя цену. Зато теперь я самый желанный гость у неё.
   Сделал Игнат баню и Ваня подглядывал в оконце бани, как они с матерью мылись.
А вечером, как выпили  Игнат с матерью по   три рюмочки красного вина, легли вместе спать на перину.  Ваня скрип кровати и говор слушал, но о чём говорили, не разобрал.
  Утром , когда Игнат, ушёл, Ваня решил серьёзно поговорить с матерью:
  -Я тебе ,мама, без шуток скажу, что Игнат хороший мужик и меня разному мастерству научит. Раз уж вы полюбили друг друга в бане и на кровати, так и живите вместе, как путние люди. И меня сколотком перестанут прозывать.
  Мать вся раскраснелась и сказала.
  -Ладно, пусть в субботу приходит.
  Игнат пришёл в новой красивой рубахе, новых брюках и с большой сумкой в пятницу вечером.
  -В субботу сберкасса не работает. А я вам подарков накупил.
 И красивый цветной плат да халатик матери вынул из сумки. Пока та крутилась у зеркала, он рубашку в клеточку и новые брючки  Ване достал. У Вани радости было.
Обнял он Игната и спрашивает?
   -А ты можешь совсем у нас жить?
   -Могу, если мать не против.
  -Да я её уговорю, да за такие подарки...
   -Ну подарки я не так часто буду покупать, но раз в месяц или два. Я вот тебе ещё ботинки с двумя парами носков купил. Не знаю, враз ли будут.
   Ване они оказались почти впору, чуть на вырост.
Он опять обнял Игната и говорит:
  -А можно, я тебя папой буду звать?
Мать тут и призналась, что Игнат и вправду отец Ване
   -Мы тут как всё вспомнили да подсчитали...
   -А что раньше не могли вспомнить? Сколько я слёз пролил.
 И Ваня заплакал навзрыд.
  Игнат погладил головку мальчика и сказал:
  -Вот через месяц или полтора я тебе, сынок, велик куплю.
  -Папа, да мне никто за всю жизнь подарков таких не делал. Как люди, наконец-то будем жить!