неуловимая ч2

Иза Адова
скоро выпадет снег, скоро будут стрелять. оголтелая мощь, безумная рать подымися со дна, засучи рукава. то не просто слова - не наступит весна. скоро выпадет снег.

- однажды, - интригующим шепотом начал рассказ внутренний голос, - люди оглянулись вокруг и увидели, что они нищие. по улицам бегали полуголые дети и просили подать монетку. на обочинах сидели дряхлые старухи, вчерашние отличницы продавали себя на трассе. люди искали выход из сложившегося положения, но все что бы они ни делали не имело успеха. и тогда люди посмотрели наверх. а там за золотыми иконами спрятались жирные морденьки, щеки их лоснились от жира, а на голове набекрень сидела корона в рубинах и прочих драгоценных камнях. морденьки лыбились и жрали черную икру ложками. люди оглянулись вокруг - нищета. подняли головы вверх, а там жирная харя уплетающая икорку. у этих дети в рваных башмаках, а у тех часы с алмазами. у этих пустые животы, а у тех домов не сосчитать. разозлились люди. расшумелись. несправедливость, - крикнул кто то. все поддержали его улюлюканьем, того гляди наверх пойдут. того гляди порядок мировой нарушат. разбушевались одним словом.
- а что потом? - нетерпеливо залезла Иза вперед рассказа.
- а потом, - медленно произнес внутренний голос и сделал театральную паузу, - а потом началась война. но не люди с верхними воевали, как ты могла бы подумать. на страну их напали. и все нищие, дряхлые и полуголые позабыли про несправедливость и запевая патриотические песни пошли в бой против врага родину свою защищать. а харьки жирные как жрали икру черную ложками, так и жрут. а народа поубавилось, спесь сбили. одних перебили, другие инвалиды, бабы воют, мужики безумные от самогона, дети мрут. красота. бунтовать некому стало. еще сотню лет бой тот вспоминать будут, куску хлеба радоваться да мирному небу над головой. а как позабудут да опять за свои размышления о несправедливости примутся...
- то что? - опять не утерпела Иза.
- то, - нараспев протянул внутренний голос, - самое время быть войне.

далеко за деревней, ближе к лесу был расположен их лагерь. Иза проснулась в одной из больших армейских палаток. ноги затекли от холода, во рту пересохло. то и дело были слышны женские голоса. Иза вышла из палатки и увидела женщину одетую во все черное. ботинки ее были неимоверно огромными, берцы, подумала Иза, не меньше 41го размера. если посмотреть на эту женщину сзади, то можно было в ней увидеть омоновца средней комплекции. она стояла рядом с двумя женщинами одетыми в костюмы защитного цвета, на плечах их висели винтовки. Иза подошла к женщинам и робко спросила:
- у вас не найдется водички? - закашлявшись сказала она, - пить хочется.
взгляды женщин обратились в ее сторону. жестом правой руки женщина в берцах отпустила своих собеседниц и те ничего не ответив на вопрос Изы ушли.
- меня зовут Ада, - посмотрев Изе в глаза сказала женщина, - это имя я дала себе сама. меня зовут Ада ибо место, в котором я живу - ад.
глаза ее были холодными-холодными. у Изы даже пронеслось в голове нечто поэтическое "холодные будто ледяная вода горных родников", но это сравнение не являлось бы точным. глаза ее были холодными как пуля, что впивается прямо в сердце. как клинок ножа, что перерезает горло. взгляд ее был жестким и колючим, Изу даже передернуло, пальцы рук онемели. в ее глазах она увидела только одно - эта женщина не знает жалости.
- пошли, - сказала Ада и не дожидаясь ответа направилась в сторону другой палатки.
там Изе дали воды и предложили поесть, но она отказалась. Ада ловко управляясь ножом открыла консервы. эта палатка была похожа не то на склад, не то на столовую. здесь лежали запасы воды, хлеба и оружия.
- а давно идет война? - утолив свою жажду спросила Иза.
Ада скривила тонкие губы в подобие ухмылки. не женщина, а зверь, пронеслось в голове у Изы.
- смотря что для тебя является мирным временем, - после недолгой паузы заговорила Ада, - ты вообще когда нибудь для баб мирное время то знала? ты когда нибудь жила без страха? ни одна из тех кто сейчас здесь находятся в так называемое мирное время в безопасности не была. всем хватило с лихвой. а потом пришла война. и мы собрались вместе, но не для того что бы защищать кого то и не во имя родины. мы здесь с одной целью - отомстить. наша задача убить как можно больше мужчин. в военное время не станут разбираться от чьей пули погиб тот или иной солдат. мы убиваем всех, и своих и чужих. потому что нам неважно на чьей они стороне, они все равно против нас. у нас есть женщины наших противников, мы прекрасно ладим. у нас одна цель.
снаружи палатки раздались крики. Ада пошла узнать, что случилось. Иза молча отправилась за ней.
на поляне две женщины ожесточенно избивали друг друга. у обеих текла кровь из носа, глаза их пылали ненавистью. Ада засунув руки в карманы брюк встала напротив дерущихся расставив ноги по ширине плеч. вылитый омоновец, опять подумала Иза. с абсолютно равнодушным лицом Ада созерцала бойню женщин, на крик и шум подтянулись другие женщины, но никто не разнимал дерущихся. в руке у одной из женщин сверкнул нож, дело шло к развязке...
- хватит! - рявкнула Ада, - довольно. наигрались, куры мои.
но женщины не спешили расходится по дружески. и вот уже лицо одной из них украсила кровавая полоса.
- довольно, я сказала, - Ада оттолкнула двух женщин друг от друга, ей на помощь пришли другие. разняли.
- мало вам, - плюнув под ноги злобно сказала Ада, - мало вам морды то били, мало ребер сломали? - голос ее перешел на крик. - мало, говорю? давно с башкой то пробитой лежала? - обратилась она к обладательнице будущего шрама, - подзабыла? а ты, - Ада повернулась к женщине сжимающей нож в руке, - запамятовала как ****у твою зашивали? зажило всё, не болит? - продолжала орать Ада. женщины стояли молча, но не было в них покорности. ничто не мешало броситься им на Аду и убить ее. но они этого не делали.
- ох, плохая у вас память девоньки, ох плохая, - уже спокойнее добавила Ада. - расходимся, куры. концерт окончен - не вынимая рук из карманов брюк женщина повернулась и пошла обратно в сторону палатки.
по дороге к палатке они встретили девушку одетую в красное легкое платье и белую меховую накидку. волосы ее были цвета пшеницы и красивыми локонами лежали на плечах. девушка собирала цветы и что то напевала. совершенно не вписывается в картину, подумала Иза. увидев приближающихся женщин девушка подбежала к ним и радостно защебетала:
- Витюшу вылечили, вылечили! - взвизгнула она, - а значит, он скоро приедет за мной, совсем скоро. я же говорила, я говорила! - прижимая букетик крепко к груди с жаром сообщила она. глаза ее были светло зелеными, а на лбу Иза увидела нечто похожее на родимое пятно.
- конечно, милая, - с мягкостью, которую от нее нельзя было ожидать ответила Ада, - все будет так, как ты сказала. именно так.
девушка в красном платье еще раз радостно взвизгнула после этих слов, обернулась вокруг себя и убежала опять на поляну. Ада посмотрев ей вслед сказала:
- тот Витюша бил ее периодически, а как то напившись проиграл друзьям в карты. они ввалились гурьбой в их дом и всю ночь ее насиловали. под утро утомившись решили повеселиться еще немного и начали засовывать ей во влагалище все что под руку попадется. она была в сознании. звала его. он был там все это время. ему было так весело, что он не нашел ничего лучше как подойти к ней и затушить бычок своей сигареты о ее лоб. наверное именно в тот момент, когда она его там увидела и когда он сделал это, разум ее покинул. она умалишенная. ничего не помнит, ничего не понимает. мы забрали ее из психушки. помочь она нам уже ничем не может, но мы не могли иначе, понимаешь? ждет своего Витюшу, - помолчав Ада добавила, - она это вечное напоминание всем нам почему мы здесь находимся и делаем то, что делаем.
договорив Ада направилась в сторону палатки. Иза почувствовала что ее мутит, закружилась голова, ноги подкосились от слабости...

из за стены слышалась ругань. в какой то момент раздался грохот, что то тяжелое упало на пол, доносились какие то хлопки, мат и женский голос: не надо! не надо! всхлипывание и прочий шум. через час все стихло. ночью Иза несколько раз просыпалась, ей слышался женский вопль и не имеющее надежды на помощь "помогите". под утро ее разбудил собственный крик.

они сами ее нашли. пять женщин, одной из них была Ада. все в черном, с оружием в руках. глаза их не по доброму блестели. прикурив сигарету Ада заговорила:
- их там семеро. плюс две наши. один амбал под два метра, - выпуская дым говорила она, - его убить первым. дальше как пойдет. бери, это тебе, - Ада повернулась к Изе и протянула ей пистолет.
- но... - попыталась увернуться Иза, - я не умею стрелять, - не придумав ничего лучше запинаясь сказала она.
- вот и научишься, - хмыкнула Ада, - весьма нужная вещь, - игриво добавила она и подмигнула.
в Изе смешались разные чувства. страх от происходящего, желание убежать подальше от этого места, никогда не брать в руки оружия и непонятная радость по причине того, что Ада ей подмигнула. боже, какой бред, боже, какой бред, - шептала про себя Иза. докурив женщины направились в здание.
все случилось очень быстро. запахло кровью. Иза переминаясь с ноги на ногу стояла поближе к выходу. из семерых в живых остался один. Ада схватила его за шиворот и подтянула ближе к себе так что их глаза встретились:
- ненавижу, - сквозь зубы прошипела она и плюнула ему в лицо. - твоя очередь, - оттолкнув мужика в сторону Изы сказала Ада, - давай.
- я не могу, - начала мямлить Иза, - я не буду, понимаете, это не мое нести возмездие и вообще... - она несла всякую чушь, что первой приходила ей в голову.
- хочешь узнать, что он сделал с одной из нас? - ласково поинтересовалась Ада. тихий ее голос испугал Изу, лучше бы она кричала.
- не хочу, - замотала головой Иза.
- хочешь узнать все истории, которые случились с присутствующими здесь? - голос ее стал еще мягче, но в нем затаилось что то, что привело Изу в ужас.
- не хочу, - попятившись назад бубнила Иза, - не хочу! не хочу!

женские тела. много женских тел. изуродованные, с кишками вывернутыми наружу. с клеймом на лбу. с вырванной маткой. лица без носа. тела без рук. запах крови. куски свежего мяса. страх в детских глазах. давай не скажем маме, давай не скажем маме. хочешь конфетку? шлюха, - доносилось со всех сторон, - шлюха! хочешь конфетку? хочешь конфетку? куски свежего мяса. зайдем выпить кофе? отвращение. сама хотела. сама хотела. шлюха, - доносилось со всех сторон, - шлюха! запах потных тел, запах спермы. отвращение. что то навалилось сверху. рот зажала влажная рука. ты больше ни на что ни годна. дырки. шкуры. куски свежего мяса. шлюха, - доносилось со всех сторон, - шлюха! давай не скажем маме. хочешь конфетку? женский крик. что то навалилось сверху. не надо! не надо! ты больше ни на что ни годна. ничтожная мразь. хруст сломанных костей. сама хотела. сама хотела. женский крик. женский крик. женский крик.

раздался выстрел.

зимой всегда кажется, что не дожить до весны. деревья сбросили листья давно потеряв страх смерти. и только в человеке продолжает сидеть этот страх. о чем подумать перед смертью, что вспомнить, кого простить. всё кажется таким важным за миг до того, как перестанет вообще что то значить. я смотрю в зеркало и не узнаю своего лица. я смотрю на людей и не вижу людей. я смотрю в небо. падает снег.

- в тебе живет страх с самого детства, - сказала Ада макая хлеб в банку с консервами. - ты та, на кого охотятся. для женщин никогда не было мирного времени. нас всегда били, насиловали и убивали. мне плевать, что началась война. мне плевать, понимаешь? - она исподлобья посмотрела на Изу, - пусть переубивают друг друга к чертовой матери, пусть взорвут этот мир, который они уже давно превратили в ад на земле. мне плевать что они там делят, какие речи толкают, кого выбирают себе вожаками. они навсегда для меня за чертой. есть я, - Ада приложила руку к груди, - есть мои сестры, - она обвела рукой всех присутствовавших, - и есть те, кто не дает жить нам спокойно. мы боимся идти поздно ночью, боимся незнакомых, боимся оказаться дома потому что дом для нас может быть полем битвы. этот гнилой мир идет на нас войной. нас уничтожают не скрывая своих намерений. громогласно унижают, всенародно порицают. еще никто никого так не втаптывал в грязь... - Ада оборвала свою речь и замолчала. - мы не просто так взяли тебя с собой. я хотела, что бы ты запомнила для себя одну вещь, - она отодвинула от себя банку, - тот кого ты пощадишь сегодня, не пощадит тебя завтра. твоя жалость будет стоить тебе жизни. я вижу откуда ты пришла, но не обманывайся на счет мирного времени. если ты родилась женщиной война будет преследовать тебя до самой смерти. тихая война, о которой никто не говорит, молчаливая война. но только то тут, то там опять кого то насилуют. то тут, то там опять кого то избивают и калечат. то тут, то там нас продолжают убивать. а так, - Ада откинулась на стул и широко расставила ноги обутые в черные берцы, - вполне мирное время.
у Изы закружилась голова, она почувствовала как теряет ориентацию в пространстве, сдавило виски. запомни, - как на повторе звучал голос Ады, - тот кого ты пощадишь сегодня, не пощадит тебя завтра. враг рядом, - шепнула она прямо над правым ухом Изы. Иза ощутила тепло и почувствовала легкий приятный запах исходящий от женщины. красное платье, белая накидка, шрам на лбу. игривый взгляд Ады, хочешь знать, что случилось с нами? хочешь знать? сломанные ребра, пробитая голова. мы забрали ее из психушки. мы забрали ее из психушки. сама виновата. серые глаза, пронзающие словно острый меч мягкую плоть. куски свежего мяса. куски свежего мяса. она подмигнула мне. куски свежего мяса. не надо! не надо! женский вопль. женские голоса. женские голоса, женские...

прозвенел будильник. враг рядом, враг рядом - билось в ее сознании. за окном шел снег. Иза лежала закрыв глаза. еще один день. привычная тяжесть. но, не открывая глаз Иза улыбнулась, она подмигнула мне.
...
город был окутан тоской. шел снег и каждая снежинка была чьей то несбывшейся мечтой. земля стала белой, как новая скатерть праздничного стола. вырастали сугробы на пустоши дворов, деревья спали во льду. далеко до весны, далеко до тепла, далеко... земля была белой, как новая скатерть постеленная для праздника, на который никто не пришел. земля была белой.

ей снились два сна одновременно. в одном из них молодая женщина пела колыбельную старой кукле бережно закутанной в детскую простынку. в другом девушка сидела над чистым листом бумаги с кисточкой в руке. обе были печальны. обе были мертвы. обе нагоняли тоску.

- спи, малютка засыпай, там увидишь дивный край, - раскачивая куклу на руках пела женщина, - в том краю нет бед и зла, спасти мама не смогла. и не спас церковный крест, мой ребенок не воскрес.
в комнате стояла детская кроватка, по углам сидели плюшевые игрушки. на небе не было луны и лишь снег на улице не давал этой комнате погрузиться в кромешную тьму.
- я так хотела ребеночка, - тихо сказала женщина окончив песнь, - я так его ждала. я сама сшила белье в кроватку, сама выбирала атласную ленту для банта. это был мой плод, плод моих усилий полный боли и отчаяния, но я так его ждала. так хотела увидеть его воочию. этими мыслями я жила за годом год, за годом год, - повторила она. - мне так нужно было его увидеть. понять, что все было не зря. но все было зря, - женщина резко встала отбросив куклу в угол к плюшевому зайцу. на игрушке сработала кнопка и раздался детский голос: в свою белую я лапку соберу цветов охапку, маме милой подарю-рю-рю, - игрушку заело и она не допела последних слов своей песенки.
Изе было жутко находится в этой темной комнате с женщиной, которая явно была не в себе. где то заиграло радио и веселый голос пел что то про рождество и горячий капучино.
- я так его ждала, так его ждала, - опять запричитала женщина, - я вынашивала этот плод, терпела все недомогания и только думала - все не зря, все не зря. вот увижу я его и сразу мне станет легче. вот он, и все не зря, все не зря, - повторяла женщина раскачиваясь из стороны в сторону. - я посеяла семена, но урожай не взошел. год выдался неурожайным. год выдался пустым, год выдался пустым и урожай не взошел, - голос ее был еле слышен. - столько времени зря, столько сил, - уже не говорила, а подвывала она, - столько времени зря. все впустую, все впустую. я не пустышка! - резко вскричала она, Иза вздрогнула от неожиданности и обратила внимания на то, что радио смолкло. - мне нужен был результат, - продолжала она кричать, Изе стало страшно. - результат! моих трудов, моей боли, моего отчаяния. результат! и что я получила? - женщина подошла к кукле, которая валялась в углу, - что? жалкую насмешку? богову пощечину? будь проклят! - завизжала она задрав голову к потолку, - будь проклят! - женщина затопала ногами, со всей силы пнула куклу, схватила игрушечного зайца и стала с ненавистью разрывать его на части. в свою белую я лапку, - запела игрушка, - соберу цветов охапку, маме милой подарю, - женщина поочередно отрывала зайцу лапы, уши, хвост, - милой маме подарю, - продолжала петь игрушка. - заткнись! - визжала женщина, - заткнись, я сказала! - разодранный заяц оказался на полу, женщина била его ногами, изо рта у нее брызгала слюна, - милой маме подарю, милой маме...

- я талантлива, - сказала девушка Изе, - я художница.
она сидела за столом, на котором лежал чистый лист бумаги. в руках ее была кисточка, рядом стояли баночки с красками. на голове у нее был озорной берет оранжевого цвета.
- мне не хватило времени, - выговаривая каждое слово продолжила она, - мне не хватило времени. мне надо было додумать картину, продумать все детали, выбрать цвета, - девушка обратила свой взор на банки с красками и какое то время смотрела на них, как бы выбирая в какую из них макнуть кисть. что то для себя решив она поднесла руку с кисточкой к желтой краске, но кисть не успела оказаться в банке, девушка резко передумав одернула руку, - не этот, - сказала она. - не этот цвет, - обратилась она к Изе, - мне нужен другой. так она поочередно держала руку с чистой новой кисточкой то над красной краской, то над зеленой, то над синей, но так и не опустила кисть не в одну из них.
- у меня много картин, - сказала она Изе, - я талантлива.
встав из за стола девушка подошла к одной из стен и жестом подозвала Изу.
- у меня много картин, - сказала девушка и обвела рукой стену завешенную рамами, - смотри, нравится?
Иза подошла к ней и посмотрела на стену. на ней висело с десяток красивых рам внутри которых красовались белые чистые листы наподобие того, что лежал на столе.
- это морской прибой, - указав на один из белых листов сказала девушка, - я отдыхала в Крыму и меня поразили пейзажи тех мест и море. особенно море.
Иза стояла молча уставившись в белый лист и не знала что ответить.
- а это наш сад, - показав на другую раму сказала девушка, - там цвели чудесные георгины. у них был восхитительный аромат. я специально подбирала цвета так, что бы те кто смотрят на эту картину смогли почувствовать их невероятный запах. правда, чудесные? - спросила девушка не отрывая взгляда от чистого листа в раме.
Иза провела рукой по лицу, как бы прогоняя этот сон и чуть помедлив ответила:
- чудесные.
что то в ее тоне обидело девушку. она развернулась и отошла к столу, за которым Иза ее нашла.
- они не пустые, - тихо и зло сказала она, - мне просто не хватило времени. мне нужно выбрать цвета, продумать все детали. я художница. у меня талант, - она вновь села за стол и брала поочередно то одну, то другую баночку с краской. - они не пустые, правда? - девушка повернулась к Изе ожидая от нее ответа, - ты видишь эти картины? - напирала она, - видишь? ответь мне.
Иза стояла у стены и с остервенением терла свои закрытые глаза. проснуться, проснуться, проснуться...

- вдохновение, - нараспев начал внутренний голос, - вдохновение, - с придыханием прошептал он, - оно вознесет тебя до небес. ты будешь в восторге от его причуд, ты будешь в экстазе. ты почувствуешь в себе величие, познаешь вкус вечности. но вдохновение коварно. оно сожрет тебя без остатка. если ты конечно согласишься на эту сделку. люди с пустыми глазами создают невероятные шедевры. их нарекают гениями и творцами, а они бродят безликие словно тени. вдохновение, - шептал внутренний голос, - вдохновение...
- довольно театральщины, - оборвала его Иза.
- порассуждать уже нельзя, - недовольно буркнул внутренний голос, - так вот, - убедившись в том, что его слушают продолжил он, - оно сожрет тебя изнутри, испепелит. твоя душа станет выжженным полем и даже птица не пролетит над ним. пустота. но взамен, ты сможешь что то создать. ну это если повезет. порой вдохновение может жестоко обмануть. оно возьмет все, что найдет прекрасного у тебя внутри, выпьет тебя по капле и уйдет ничего не оставив взамен. не все получают плату за свою душу. ты знала, - интригующе вопрошал внутренний голос, - за возможность что либо создать мы отдаем свою душу? и каждый получает ровно столько во сколько оценивается его душа. это обидно, согласись, узнать что твоя душа стоит пару копеек. маленьких, пыльных и давно вышедших из оборота. но сделка состоялась. ты была в восторге? была в экстазе? что с того, что твоя душа не способна на большее, что с того? насладись этим чувством величия и единения с чем то вечно прекрасным и нетленным. но нам мало. мы хотим результат. ох, эти людские страдания, - наподобие пенсионера на лавочке заворчал внутренний голос.
- именно поэтому взгляд этих людей вызывает неприятные ощущения, будто кто то в них сидит?
- да, да, да! - радостно воскликнул внутренний голос, - именно поэтому! в них не будто кто то сидит, в них сидит некая сущность, которая провоцирует их на эти чувства. на чувства, которые рождают те или иные шедевры. ну или не очень шедевры, - поправился он, - но не суть. некоторых сжирают быстро и понимая что там больше взять нечего покидают их. а с другими может быть повеселее. и именно они что то дают на выходе, их вдохновение имеет материальный результат. но конечно не все его оценят. но согласись, результат хоть какой то это уже хорошо, ведь многие не получают ничего кроме гнетущей тоски нереализованности. чувства, будто в тебе загнивают посаженные кем то семена.
- это печально, - сказала Иза, - а можно ли выпотрошить из себя гниющее и не дающее всходов вдохновение?
- ну, - задумавшись начал внутренний голос, он очень любил когда Иза задавала ему вопросы и она чувствовала как его распирает от важности, - можно то можно, но то пространство, что освободится нужно будет опять чем то заполнить.
- посадить новые семена, как вариант, - догадалась Иза.
- точно, - подтвердил внутренний голос.
- а если опять не взойдет?
- посадить еще раз, - с усмешкой ответил он, - а потом еще раз. знаешь, - нравоучительским тоном звучало в ее голове, - не бывает плохой почвы, бывают не те семена. не почва для семян непригодная, а семена непригодные именно для этой почвы. и вообще, - разошелся внутренний голос и его явно пора было остановить, - местность, где ничего не растет тоже имеет свое очарование. и если в сотый раз на твоей пустоши не всходят никакие семена, то перестань уже их сажать. они гниют и нагоняют тоску. ты пустошь. в тебе гуляет ветер. какой простор, какая свобода! дыши, дыши глубже и вытащи уже из себя всю эту неприжившуюся гниль, - еще чуть чуть и начнет говорить стихами, подумала Иза, - взгляни на этих рабов вдохновения, в их пустые глаза. ты так много имеешь в сравнении с ними, с тебя не берут пожизненную плату за все, что ты создаешь.

у тебя есть так много, не уместить в горсти
не расстраивайся, милая, что не зацвести.
у тебя есть так много, раскрой ладонь
в той ладони на счастье святая бронь.
и на радость тебе, а не на беду
нет травы зеленее в чужом саду.

- браво, браво! - аплодируя сказала Иза, - чудесно, молодец.
- во, как, - довольно заключил внутренний голос, - запишешь? - лукаво поинтересовался он.
- ну даже не знаю, - без энтузиазма ответила Иза.
- смотри, - угрожающе насупился кто то внутри, Иза улыбнулась, - через пару дней сгниет. вонять будет на всю квартиру. я тебя предупредил.

Иза нашла девушку в оранжевом берете в той же комнате сидящей за столом. лист перед ней по прежнему оставался девственно чистым.
- привет, - Иза подошла к девушке и села на соседний стул чуть левее от нее, - я кое что тебе принесла.
девушка удивленно вскинула брови. ей было лет двадцать с хвостиком, но в голубых глазах ее сидела девочка лет шести.
- мне надо работать, я думаю на счет цвета и некоторых деталей картины, - серьезным тоном ответила она.
- я не отниму у тебя много времени. вот, смотри что я нашла, - Иза положила на стол перед девушкой альбомный лист, который был разрисован фиолетовой и темно зеленой краской, а посередине красовалось синее пятно.
- ой, - воскликнула девушка, - да ведь это мой, мой рисунок! - она по детски приложила руки к лицу пытаясь справиться с волнением и эмоциями, - откуда ты его взяла? - девушка недоверчиво взглянула на Изу.
- ну, мне пришлось найти твоего отца. и он рассказал мне, что в детстве ты нарисовала загадочный рисунок, который очень ему понравился и он пронес память о нем через всю жизнь. мы нашли этот рисунок, и вот я подумала, что ты тоже наверное захотела бы вновь на него взглянуть.
девушка сидела и завороженно смотрела на свой детский шедевр.
- мне тогда было лет 6. я просто смешала фиолетовую и зеленую краски, а посередине капнула синюю и пришлось ее растереть. папа назвал эту картину "озеро в лесу". если смотреть вот так, - девушка перевернула лист, - то внизу будет зелень, сам лес, в середине синий цвет - озеро, а выше фиолетовое небо.
- да, именно так он мне и объяснил, - сказала Иза, - а еще, мы подумали с ним и решили, что этот рисунок должен быть у тебя и возможно ты захочешь повесить его в одну из этих рам, - Иза показала в сторону стены, на которой висели рамы с белыми листами. - хочешь вставить его в одну из них? - мягко спросила Иза.
- хочу, - тихо ответила девушка.
Иза подошла к стене и сняла самую дальнюю раму. положила ее на стол, вместе они разместили внутри рамы картину.
- может повесим эту картину в центр стены? - поинтересовалась Иза у девушки.
- давай, - радостно ответила та.
поменяв рамы местами обе женщины встали напротив стены созерцая неожиданную находку Изы.
- мне нравится, - сказала Иза, - в этом точно что то есть. я люблю фиолетовый цвет, а в сочетании с зеленым особенно. очень хорошо, - с чувством добавила она.
- как хорошо, что ты его нашла, - сказала девушка и заплакала. слезы катились по ее детскому лицу и она вытирала их оранжевым беретом.
- я его только нашла, - сказала Иза, - а ты его нарисовала. ты его создала.
- я художница, - продолжая плакать говорила девушка.
- ты художница, - подтвердила Иза.
- я талантливая, - всхлипывая говорила она и утирала нос кисточкой от берета.
- ты очень талантливая, - с жаром ответила Иза, - и всегда была талантливой.
- ты правда так думаешь? - неуверенно спросила девушка.
- правда, - тоном нетерпящим возражений ответила Иза.
- но ведь я... - начала девушка и замолчала на полуслове, - но ведь я так ничего и не нарисовала, - после недолгой паузы сказала она.
- как это ничего? - возмутилось Иза, - а это что? - указала она в сторону картины "озеро в лесу", - это ведь ты нарисовала?
- я, - тихо ответила девушка.
- ну, а говоришь ничего не нарисовала.
- но ведь больше ничего так и не нарисовала, - попыталась возразить девушка.
- у тебя было недостаточно времени, - повторила Иза слова, с которыми встретила ее девушка в первую их встречу, - ты продумывала детали, выбирала цвет. сейчас у тебя времени более чем достаточно. я спросила у твоего отца можешь ли ты большую часть дня отдавать живописи и он с радостью согласился. поэтому время у тебя есть, принадлежности есть и тебе ничего не мешает начать творить прямо сейчас.
- прямо сейчас? - робко переспросила девушка.
Иза утвердительно кивнула в знак согласия.
девушка посмотрела в сторону стола, на котором лежали краски, кисточка и белый лист. посмотрела на Изу, та кивком головы направила ее к столу. иди-иди, как бы говорила она. девушка медленно подошла к столу, села, взяла кисточку в руки. поднесла руку к баночке с краской и опять посмотрела в сторону Изы.
- фиолетовый? - спросила Иза, - или может быть зеленый?
на какое то время повисла тишина. рука зависшая над краской никак не могла решиться какой же все таки цвет ей выбрать.
- может быть красный? - подсказала Иза.
- нет, - чуть подумав ответила девушка, - желтый.
- желтый? отлично! - Иза радостно хлопнула в ладоши.
последнее что она увидела, девушка опустила кисть в баночку с желтой краской и сделала свой первый мазок.

вечером сидя на кухне Иза взяла тетрадь, в которой иногда писала то, что придет в голову и записала:

замотайся шарфом по брови, будет тебе тепло
это только сегодня, милая, несвезло
будут новые дни, будет небо тебе отцом
не спеши нарекать начало пути концом.
не считай тех, что перед тобой, не вставай в ряд.
будь собой, а не одной из, из всех подряд.
люди любят цифры и первых боготворят,
но какая разница, что там они говорят.

не вставай с ними в ряд.
...
- мертвые любят тебя, - сказал ей внутренний голос, - потому и приходят.
Иза разбирала свои книги и расставляла их на полочку.
- опять пойдешь сегодня искать ту женщину с куклой? - поинтересовался он.
- пойду, - ответила Иза не отвлекаясь от дела.
- зачем?
- не знаю, - подумав сказала она, - просто чувствую, что нужно это сделать.
- вот я и говорю, любят тебя они. ты добрая.
- ой, ладно, - мысленно отмахнулась она от своего собеседника, - вовсе я не добрая. и ты прекрасно это знаешь.
- но к ним добра, - не согласился внутренний голос, - злишься на их вторжение в свою жизнь, а сама помогаешь.
- я не помогаю, - злобно фыркнула Иза, - я делаю то, что чувствую. я не хочу им помогать. просто... - она замолчала размышляя, что бы ответить.
- потому и приходят, - не дожидаясь ее ответа сказал внутренний голос.
Иза вздохнула и взяв в руки сборник стихотворений присела в кресло показывая всем видом, что не желает продолжать этот разговор.
- потому и приходят, - напоследок пронеслось в ее сознании.

через три ночи она нашла ту женщину гуляющей в поле. на руках у нее лежала кукла бережно закутанная в лоскутное одеяльце. женщина медленно ходила по полю и напевала колыбельную без слов.
- у вашего ребенка есть могилка? - сразу перейдя к делу спросила Иза.
женщина повернулась в ее сторону, взгляд ее был пуст и печален.
- могилка? - переспросила она, - у меня нет ребенка, - раздраженно ответила женщина, - год выдался неурожайным. мороз побил пшеницу.
- но ведь вы вынашивали этого ребенка, - напирала Иза, - как прошли роды?
- очень тяжко, - вздохнула женщина покачивая куклу на руках, - очень тяжко. думали я помру. я потеряла сознание, а когда пришла в себя мне сказали, что его нет.
- но вы его все же родили? - пыталась докопаться до сути Иза, - значит он все таки был. куда они дели его тело?
- тело? - переспросила женщина и задумалась, - его тело, - повторила она, - я не знаю, где оно.
- вам надо похоронить его, - подходя ближе к женщине сказала Иза, - возложить ромашки на его могилку, а через год съесть горсть земляники на той могиле взросшей. вам станет легче, - ласково добавила она.
женщина молчала. кукла лежала у нее на руках, она перестала ее качать и о чем то задумалась глядя вдаль.
- но я не знаю, где его тело. кого я буду хоронить?
- а вот например ее, - Иза указала на куклу в лоскутном одеяльце на руках у женщины.
Иза видела как ее терзают сомнения, но не знала, что бы еще сказать такого, что бы женщина согласилась сделать то, что она предложила.
- вы увидите результат, который так ждали. просто этот результат будет немного иным. и вы всегда сможете придти на его могилку. захотите споете колыбельную, захотите возложите цветы. все игрушки, что есть в вашем доме рассадите вокруг могилки, а атласную ленту повяжете на крест, - Иза замолчала ожидая ответа женщины.
- может быть ты права, - тихо сказала она, - может быть права.

- как вы хотели его назвать? - спросила Иза у женщины, когда они похоронили куклу вместе с лоскутным одеяльцем на одном заброшенном кладбище недалеко от поля.
- Коленька, - ответила женщина, - а муж хотел Георгием. но я всегда называю его "мой Коленька".
- значит так и напишем, - Иза достала белую краску и написала на кресте крупными буквами - мой Коленька.
- там на выходе у кладбища много цветов, сходите наберите букетик для Коленьки, - предложила женщине Иза.
женщина упиравшаяся коленями в холмик могилы покорно встала и направилась к выходу кладбища. как только она отошла Иза с силой растерла свои ладони и нарисовала в воздухе большой крест. из ниоткуда появилось облачко белого тумана. продолжая разглаживать пространство руками Иза начала утаптывать землю вокруг могилки. она пошла против часовой стрелки притопывая ногами и словно что то втаптывая в землю. белый туман постепенно рассеивался спускаясь все ниже и ниже к могиле. через какое то время вернулась женщина с игривым букетом ромашек.
- люблю цветочки, - сказала повеселевшая женщина, - давно не собирала их. надо будет еще один такой букетик собрать для дома.
возложив цветы на свежую могилку женщины помолчали.
- а теперь самое время повязать атласную ленту, которую вы купили для Коленьки.
женщина достала заранее приготовленную ленту и с материнской нежностью повязала красивый бант на деревянном кресте.
- теперь вы его видите? - осторожно поинтересовалась Иза.
женщина стояла взирая на деревянный крест с атласным бантом и белой надписью "мой Коленька".
- вижу, - чуть помедлив ответила она.
- все было не зря, - ласково, но твердо сказала Иза, - никогда не знаешь каков будет итог твоих усилий. но важно помнить одно, все наши действия и старания всегда имеют результат. мороз побил пшеницу, но до этого она успела взойти. год выдался неурожайным, но вы усердно трудились. и не ваша вина, - женщина впервые заплакала и слезы катились по ее лицу, но она не подняла руки, что бы утереть их, - мы никогда не знаем каков будет результат наших трудов, нашей боли, нашего отчаяния. но он всегда есть. всегда. надо только суметь его увидеть, - договорив Иза погладила плачущую женщину по плечу и направились к выходу кладбища.

в одну из ночей ей снова приснился деревянный дом на окраине. старуха уже напекла пирогов с рыбной начинкой, Тишка недовольно урчал всем видом показывая что его обделили едой.
- на этот раз сварганила, - с порога заявила бабка радостно сверкая глазенками, - давай чай пить, а то остынут. они у меня всего вкуснее с пылу с жару когда.
они расселись вокруг стола - бабка, Иза и кот. надкусив пирог Иза незаметно сунула Тишке часть рыбьей начинки. никогда не знаешь к кому придется обратиться за помощью. не грех задобрить наперед.
- очень вкусно, - уплетая пироги прочавкала Иза.
- вот, - протянула старуха, - а ты "не хочу, не буду", - весело передразнила она Изу.
- а что за трава попадается? - спросила Иза разглядывая начинку пирога.
- ах, это, - прихлебывая чаек ответила бабуля, - дык это так, слабёнка, не боись, - старчески засмеялась она.
- что значит, слабёнка? - насторожилась Иза.
- да то и значит, - словно непутевой школьнице объяснила старуха, - слабая травка, неопасная. так, тревожность убирает, ну и всякое там, дурное. нервная ты, - строго сказала бабуля, - одни переживания, стрессы, - она очень забавно произнесла последнее слово и оно прозвучало у нее ни как обычно говорят "стрэссы", а именно через е - стрессы.
- сейчас чай допьем сходим в лес прогуляемся, я тебе покажу.
- так ночь на дворе, - удивилась Иза.
- самое время, - разглаживая подол халата на коленях и подмигнув коту сказала старуха.

старуха уверенно шла по тропкам ночного леса и видимо обладала кошачьим зрением, потому что Иза то и дело спотыкалась хоть и шла за бабкой след в след.
- травка, которая тебе нужна будет манить тебя серебряным цветом, - не поворачиваясь к Изе заговорила старуха, - если внимательно присмотришься всегда ее найдешь.
Иза молча плелась за старухой и даже не силилась понять на черта ей вообще хоть какая травка, не говоря уже о той, которая серебряная.
- рвать руками нельзя, - старуха резко остановилась и села на корточки чуть вдалеке от тропинки. Иза подошла к бабке, но так и не смогла разглядеть, что именно ее там могло заинтересовать.
- срезать нужно ножичком, корешок обязательно оставить нетронутым. ну не считая тех случаев, когда тебе нужен именно корешок, - старуха не срезая маленький стебелек растения бережно держала его в руке, - видишь светится? - спросила она Изу.
- неа, - ответила девушка.
- а ты присмотрись, - не отступалась бабка, - глаз там сощурь, головой покрути, настройся, как там теперь говорят у вас.
Иза прищурила левый глаз и повертела головой.
- не вижу, - недовольно сказала она бабке, - обычная трава, ничего не светится.
- ты не хочешь видеть, - повернулась старуха к ней лицом и злобно сверкнула глазами, - не хочешь видеть, а не просто не видишь.
- пироги были очень вкусные, - сказала в ответ Иза, - спасибо. но я не могу понять к чему это травничество для начинающих? мне это не нужно. я не интересуясь знахарством и всем этим прочим, - Иза помолчала подбирая слова, - все эти травы и составы из них для лечения людей и помощи им. я не хочу помогать людям, - отчеканила Иза.
- а кто тебе сказал, что надо им помогать? - поднявшись и поправляя свои халаты спросила старуха. - ты не людям помогать будешь. ты миру этому дань отдашь. а как ты хотела? - уперев руки в бока вопросила старуха, - и рыбку съесть, и уплаты избежать?
- не знала, что ваша рыбка так дорого стоит, - злобно сказала Иза.
- ох, и спесивая ты, - покачала головой старуха, - а мертвым значит хочешь помогать?
- мертвые уже ничего сделать не могут, - буркнула женщина, - а от живых никогда не знаешь какой пакости ожидать. сами же мне рассказывали, - вспомнив прошлый сон со старухой нашлась что сказать Иза, - внучку вашу убили. убили ведь? убили. а вы так до сих пор и продолжаете им задницы лосьоном натирать, не противно ли?
- мне дела нет до их задниц, - сплюнув ответила бабка, - я не с ними дело имею, мне на них тьфу! с высокой колокольни. я никогда не общаюсь через людей с этим миром. я общаюсь с миром напрямую. но иногда при помощи людей, - неохотно добавила она, - избежать этого нельзя. гордись - не гордись, а хочешь общаться с миром - будь добра общаться и с его людьми.
- одно дело общаться, а другое дело кого то лечить, кому то помогать. это разные вещи.
- ты все смешиваешь, - объясняла старуха, - ты везде суешь своих так нелюбимых тобою людей. а я тебе не про людей говорю, а про мир, в котором ты живешь. с миром общайся, с пространством этим, а не с его, мать их, людьми, - бабка продолжала бежать вперед по тропинке и Иза еле успевала за ней.
- к тебе не человек пришел за настойкой, а мир решил разыграть еще одну сценку. человек ни при чем. смотри за человека. подыграй миру. не хочешь жить по его правилам, не живи. но подыграть подыграй.
- не хочу им помогать, - недовольно бурчала запыхавшаяся Иза.
- да что б тебя! - в сердцах ругнулась старуха, - сколько тебе говорить, ты не им помогаешь, ты с миром диалог ведешь. с миром! не с людьми.
Иза замолчала опасаясь что того гляди бабка треснет ей кулаком по голове за нежелание понимать ее ночные лекции.
- тьфу ты черт! - опять выругалась старуха, - забыла за чем и пришла. давайка присядем, отдохнем.
женщины молча сели на поваленное дерево. лес жил своей ночной жизнью. где то рядом шуршала мышь. ветра не было, но на лице Иза почувствовала дуновение, так дышали деревья. она подняла голову к небу. россыпи звезд отразились в ее глазах. красиво как, - подумала Иза позабыв про старуху рядом и ее нелепые теории про общение с миром.
- вот, - протянула старуха, - слышать мир ты умеешь, как я вижу. но мир не всегда так тих и прекрасен, как ночной лес. мир общается разными способами. и самый частый - это люди. они приносят тебе послания этого мира. читай эти послания не обращая внимания на людей, которые их принесли. обрезая связь с людьми, ты теряешь половину общения с этим миром. есть вещи, которые не сможет донести до тебя шелестящий дуб. есть ситуации, которые нельзя разыграть со звездным небом. мир живет своими законами. на многое могут закрыть глаза, но обладая тем, чем ты обладаешь тебе необходимо подыгрывать. пространство идет тебе на встречу и оставляет за тобой твою силу, за разом раз. и ты должна ответить этому пространству взаимностью.
Иза ничего не поняла и потому решила больше не спорить.

- иногда мне кажется, - отвлекшись от книги задумалась Иза, - словно некоторые ситуации, в которые я попадаю нужны вовсе не мне.
- а кому? - поинтересовался внутренний голос.
- даже не знаю, - нахмурилась она пытаясь подобрать слова, - возможно тем людям, которых эти ситуации тоже коснулись. иногда я делаю что то совершенно спонтанное, что безразлично мне, но неким образом отражается на других. я не знаю как это объяснить, - сдалась Иза.
- будто разыгрываешь некую тебе отведенную роль, без которой сценка бы не состоялась, - подсказал внутренний голос.
- именно, - кивнула женщина, - но это не сказать, что моя роль. она могла бы принадлежать кому угодно. но рядом оказалась я и потому должно быть мне приходится взять ее на себя. порой чувствую что то такое.
- режиссер придумал слова, а сказать их некому, - продолжил развивать тему внутренний голос, - и он быстро-быстро ищет любого попавшегося дабы во время выпихнуть его на сцену и не запороть весь спектакль.
- хорошее сравнение, - одобрила Иза.
- дааа, - протянул внутренний голос, - никогда не знаешь для кого и каким посланием окажешься.
- люди не любят плохие послания, - поморщившись сказала Иза.
- не любят, - подтвердил внутренний голос, - а еще больше они не любят быть этими посланиями. и потому мир выбирает для этих целей самых добрых и безотказных.
- это ты на что сейчас намекаешь? - спросила Иза.
- трудно отказать миру если ты с ним на ты, - загадочно ответил он, - даже если придется принять на себя массу людского негатива. что делать, так выпала карта, - быстро свернул разговор внутренний голос.
- нет, - попыталась продолжить тему Иза, - я так и не поняла, что ты этим хотел сказать?
- я сам не понял, - Иза ждала хохота, который последует за этой фразой, но в сознании стало на удивление тихо. ретировался, подумала Иза и продолжила чтение.
...
- неужто в лес потащишься? - с недоверием спросил внутренний голос.
- старуха задание дала, - ответила Иза.
- ну и что, - недовольно ответил он, - ты же сама говорила, что не хочешь этим заниматься, зачем тебе эти травки-коренья, к чему? что за бред, в конце концов, там холодно, грязно, - распалялся внутренний голос.
- не было дождей, там сухо, - равнодушно ответили Иза.
- я не понимаю зачем, - возопил внутренний голос, - что за бредятина тащиться одной в лес в такой холод, копаться в земле? не понимаю!
- ты здесь не для того, что бы понимать, - усмехнувшись сказала Иза, - так ты мне говорил? возвращаю.
- ты что правда туда поедешь? - отбросив шутки с волнением спросил внутренний голос, - непонятно зачем, холодно, страшно...
- и любопытно, - добавила Иза.
- нет, я протестую! - громогласно заявил кто то в ее сознании.
- ну и отлично, - весело сказала Иза, - ты остаешься дома за главного. будешь бдить.
- как так остаюсь? - растерянно промямлил внутренний голос, - я не могу где то остаться без тебя, я в твоей голове! - еще чуть чуть и будет в истерике биться, подумала Иза.
- вот и проверим, - сказала она и демонстративно замолчала.
в голове что то ворчала, злобно бубнило и шаркало, но Иза предусмотрительно убавила звук.

прошлой ночью ей снился сон. она опять оказалась в доме старухи, но сидела не в комнате, как в прошлые сны, а где то в сенях. там было темно и Иза видела лишь черный силуэт бабки и слышала ее голос. записывать она запретила. переспрашивать тоже.
- как запомнишь, так и делай, - только и сказала она.
- я ничего не запомню! - воскликнула Иза, - мне нужно записать хотя бы что то, что б был какой то ориентир.
- нельзя, - строго ответила бабка, - и не ори, такие дела громких речей не любят. а уж писанину твою тем более. запоминай на словах, слушай внимательно. я буду говорить медленно. один раз.
Иза всплеснула руками, что за черт! один раз? да она ничего не запомнит за один раз, все перепутает. ужас какой то, - в сердцах подумала Иза.
- итак, - начала старуха, прежде, чем она заговорила на лавочке напротив Изы бабка зажгла свечу. Иза заметила, что в полумраке старуха стала выглядеть моложе, на голове у нее был платок завязанный сзади на шее. лицо ее стало серьезным если не сказать грозным.
- ритуал этот делают в мертвой зоне на восходе солнца. для начала тебе надо найти мертвую зону, это граница леса и поля, там где заканчивается поле и начинается лес, - объяснила она Изе, - и вот на этой границе ножичком рисуешь две пентаграммы. там где поле обычную, а там где уже начинается лес перевернутую. луч звезды размером в один твой шаг. тебе понадобятся три черные свечи и 4 обычные. три черные свечи втыкаешь в землю перед центральным лучом перевернутой пентаграммы и рядом с ее боковыми лучами. на расстоянии в два твоих роста от центральной черной свечки разводишь небольшой костерок, - час от часу не легче, подумала Иза и вздохнула, - по бокам от костерка, - продолжила старуха, - так же ножичком рисуешь две боковые линии. свечи обычные ставишь по углам и зажигаешь, костерок оказывается в центре квадрата. чуть сзади костерка опускаешься коленями на землю, удобно располагаешься. взгляд свой фиксируешь между свечей и призываешь Дух тотема. не пугайся если почуешь будто в тебя кто то вселяется, - усмехнулась старуха, - потянет к пентаграмме, что нарисована в мертвой зоне. в какой то момент возникнет образ тотема, старайся его удержать до того момента пока тело не откинет назад. затем медленно встаешь и начинаешь движение от правой свечи. обходишь ее по часовой стрелке изнутри, далее двигайся к левой свече, но ее не обходи. следующей обходишь свечу с левой стороны, которая выше. затем идешь к верхней правой и обходишь ее. возвращаешься к той, с которой начинала, обходишь ее еще раз. у тебя должно получиться шесть кругов по часовой стрелке вокруг обычных свечей. еще полкруга сделала и оказалась рядом с рогами перевернутой пентаграммы. восьмерками обходишь три черные свечи, девять восьмерок начиная с правой свечи. после садишься на колени и цепляешься взглядом за кончик звезды, которая находится в мертвой зоне. призываешь тотем до того как тело подастся вперед. после берешь центральную свечку в руки и обходишь против часовой стрелки четыре обычные свечи, но уже с черной свечой в руке. сделала, черную свечечку ставь на линию между мертвой зоной и лесом, между звездочками.
у Изы закружилась голова, она давно уже ничего не понимала и только бабкин голос продолжал ударять ее каждым новым словом по затылку.
- находишь елочку, что поближе. берешь кусочек ее корешка, желательно с западной стороны дерева. через свечку перешагиваешь и кладешь кусочек елочки в угол пентаграммы. переступаешь через свечку, берешь две другие черные свечечки и переносишь их за линию. встаешь, делаешь пару шагов и оказываешься в мертвой зоне, - бабка откашлялась, - две свечи ставишь за углом пентаграммы за собой. наклонись вперед и головой дотронься до земли. на какое то время замри в этом положении. тебя начнет потряхивать, жди покуда не отпустит. как отпустило забирай с собой кусочек елочки и выходи обратно. с места, где лежала елочка не забудь взять немного землицы, а корень елки прогрей черной свечкой. огарки черных свечей коль остались забери с собой и кинь в печь, обычные можешь оставить в лесу. корешок елочки с землей из мертвой зоны заверни в тряпицу заране приготовленную да на шесть дней забудь об этом.
свеча догорела и резко погасла. старуха замолчала. стало так темно, что Иза подумала будто она ослепла. в голове все смешалось. черные свечи, мертвая зона, корень елки, пироги с рыбой. Тишка! подумала Иза. может он пойдет со мной и подскажет, напомнит что и как делать.
- Тишка вряд ли тебе подсобит, - в ответ на ее мысли ответила бабка, - у него своих дел невпроворот. на сегодня наверное хватит, - хлопнув себя по ляжкам сказала старуха.
- это еще не все?! - с ужасом воскликнула Иза, волосы на ее голове зашевелились.
- это первая часть, - раздался старческий гогот в темноте, - в следующий раз расскажу остальное. умаялась я с тобой, - вставая с лавки сказала бабка, - пора и честь знать.
- пока вторая часть подоспеет я уже и о первой забуду, - недовольно заворчала Иза.
- а ты не откладывай, - резонно заметила старуха, - вот прям на днях в лесок то и иди. времечко сейчас самое подходящее.
Иза скривила лицо благо старуха ее в темноте не видела и задумалась. в лесу она была последний раз пару лет назад и особого желания там оказаться не испытывала.
- что мне это даст? - спросила Иза.
- состав из мертвой зоны дает возможность видеть невидимый мир, - ответила бабка, - при психических заболеваниях кстати еще помогает, - весело добавила она, - для тебя самое то.
- сложно как то, - опять заворчала Иза, - я уже все забыла. может повторите самые важные моменты?
- я сказала, - строго ответила старуха, - говорю один раз.
- невозможно ничего запомнить с первого раза, столько всего, - канючила Иза.
- ничего, запомнишь. подскажут.
- кто мне подскажет? - расстроенно спросила Иза.
- есть там кому, - уклончиво ответила старуха, - всё! баста. заболтались.
старуха направилась к двери ведущей в дом.
- и ты давай не засиживайся тут, - входя в дом сказала старуха повернувшись к Изе, - мало ли, - и в глазах ее блеснуло что то недоброе.
- а как вас зовут? - своевременно поинтересовалась Иза.
- Федькой кличут, - бросила старуха.
- это Феодора что ли?
- типа того.
какое красивое имя, подумала Иза и как только старуха вошла в дом и закрыла за собой дверь провалилась в темноту.

на следующую ночь они встретились там же. свеча уже горела и Феодора без промедления перешла к делу.
- по истечении шести дней после захода солнца корешок ели и землицу из мертвой зоны кладешь в банку. заливаешь водой так, что бы весь корешок оказался в воде. дома на огонь ставишь кастрюльку с водой, в нее банку с корешком и землицей. вари два часа. после остуди, процеди, корешок вытащи, а труху что осталась отожми и высуши. высохшую труху надобно перемолоть в порошок. потом бери три заране приготовленные корешка папоротника. промой их и положи в банку, в которой варила корень ели. жидкость в банке станет густой, запах ее изменится и станет насыщенным. три корешка вари около двух часов, но не менее получаса. после остуди, корешки папоротника можешь выбросить. в жидкость банки помести порошок, который ранее растерла и корень ели. поставь на огонь, а сверху положи зеркальце, зеркальной стороной вниз. вари минут десять, корешок ели достань и сожги его. остальная жидкость продолжает варится на огне. пепел корешка по часовой стрелке сыпь вокруг зеркала. затем зеркальце переверни так, что бы зеркальная сторона оказалась сверху. как почуешь запах зеркальце убери да посмотри что на нем проявилось, - перешла старуха на загадочный шепот, - на кастрюльку положи тарелку, сверху над тарелкой поставь свечу и зажги ее. наблюдай за свечкой. как огонь свечи разделится на двое и потянется к низу, убери ее. огонь выключи, баночку остуди. добавь туда один к одному водки. не взмешивай и не тряси. на шесть дней убери в темное место. через шесть дней не фильтруя слей жидкость до осадка в другую баночку. да на семь дней закопай ее под ту самую елочку корешок у которой взяла. через семь дней до восхода солнца баночку выкопай. как баночку достала ставь ее на то самое место куда тень ели падает, но чтоб не очень близко от дерева. солнце будет вставать, тень двигаться, а ты бери да банку ту перемещай в след за тенью дерева, что бы она у тебя всегда оказывалась в его тени. когда тень дерева начнет уменьшаться банку забери. да прежде, чем забрать не забудь по компасу замерить азимут сокращения тени дерева. домой как придешь рядом с баночкой поставь свечу да чтоб под тем же градусом, под каким ты ее от дерева забрала, - Иза почувствовала тошноту и вспомнила ненавистные уроки географии. что такое азимут, задумалась она, а Феодора тем временем продолжала, - как свеча догорит, слей жидкость в другую, третью баночку, а осадки первой и второй смешай. после положи их на металлический противень да поставь на плиту, чтобы жар шел снизу. получится у тебя переженная смесь. перетри ее и в баночку свою добавь. вот собственно и всё, - радостно заявила старуха.
Иза сидела молча и пребывала в каком то трансе.
- так же не забудь приобресть себе ведьмовский колпак и большой котел с противными лягушками, - попыталась рассмешить ее Феодора, но Изе было не до смеха.
- я не смогу этого сделать, - сказала она.
- это еще почемуй та? - хитро спросила бабка.
- это очень и очень сложно, я с ума сойду пока это все делать буду, это во первых. а во вторых, я ни черта не запомнила! а повторять вы не хотите.
- не хочу, - утвердительно кивнула старуха, - да там не сложно, - махнула она рукой, - делов то. это ты еще посложнее чего не видала, - озорные глазки ее явно смеялись, но сама она только мило улыбнулась глядя на растерянную и поникшую Изу, - а с ума говоришь сойдешь, дык то не страшно. я ж сказала состав тот от психических заболеваний помогает хорошо.
- если я это сделаю, - на полном серьезе сказала Иза, - меня уже не один ваш состав от безумия не спасет.
старуха зашлась безудержным смехом и аж взвизгнула потирая ладошки. где то в доме мяукнул Тишка.
- о, зовет меня, - вставая с лавки сказала Феодора, - да ты не боись, малая, - подойдя к Изе и похлопав ее по плечу подбодрила ее бабка, - не боись. не так страшен черт, как говорится, - она снова захохотала, - давай, не трусь. ступай в лесочек, а там, - после недолгой паузы старуха продолжила, - а там как нибудь, с божьей помощью.
- с божьей ли, - еле слышно ответила Иза.
- дык разница то какая, - открывая дверь в дом сказала старуха, - разницы то никакой.
Феодора ушла и Иза почувствовала как сильно она устала. недолго думая она прилегла на лавку, на которой сидела все это время и очень быстро уснула.