История Тамани часть 70

Николай Мринский
Эскадренный миноносец "Смышлёный", погибший в районе мыса Железный Рог 7 марта 1942 г.

Чтобы передать ратьером световой сигнал о помощи, нужно время. А сейчас дорога каждая минута! Берег, занятый врагом, совсем рядом. Безмолвствуют едва приметные в темноте силуэты береговых строений, в каждый миг оттуда могут ударить смертельными трассами пушки и пулемёты. Пробовали сняться с мели своим ходом, работая моторами на малых оборотах. Но приёмные кингстоны водяного охлаждения забились илом, и моторы могли выйти из строя. Тогда командир катера приказал их заглушить. Офицеры накоротке посоветовались и, решили подать швартовый конец, на пристань, затем тихо подтянуться к причалу. Бывший боцман катера «МО-0100», участник десанта В.К. Мусихин, впоследствии рассказывал: - «Рулевой Константин Козлов скинул шинель, взял спасательный круг, бросательный конец и спустился за борт. Глубина не большая, по грудь, но грунт вязкий. На берег был заведён швартовой конец, и катер подтянули к берегу. Группа десантников, не дождавшись, пока катер подойдёт к пристани вплотную, спустились за борт и, держась за швартовый конец, где вброд, где вплавь перебрались на пристань. Десант был высажен в полной тишине и без потерь». 27 декабря высадка не производилась вследствие сильного шторма (7–8 баллов). Она возобновилась 28 декабря и продолжалась до 30 декабря. Всего с 26 по 29 декабря в районе Камыш-Бурун из состава 302-й с д было высажено более 11 тыс. 200 чел. и выгружено 47 орудий, 229 пулемётов, 198 минометов, 12 автомашин, 210 лошадей. Высадка десанта 44-й армии в районе горы Опук, проводившаяся силами ЧФ, не удалась.

АВФ, КВМБ и частично ЧФ, несмотря на ряд серьезных недостатков в организации посадки и высадки войск, сильное сопротивление врага, а также крайне неблагоприятную метеорологическую обстановку, высадили на Керченский п-ов по состоянию на 31 декабря 1941 г. до 17383 чел. с вооружением и техникой. Однако десанты имели очень мало артиллерии и танков. Поэтому они вместо планируемого наступления вынуждены были перейти к обороне, ведя упорные бои с противником, который принимал все меры к тому, чтобы сбросить их в море. Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, 51-я армия высадила свои основные силы на керченский плацдарм и ожесточёнными боями сковала керченскую группировку врага. Это обеспечило условия для успешной высадки войск 44-й армии. Ночью 29 декабря прорывом катеров со штурмовым десантом в Феодосийский порт была обеспечена высадка первого броска десанта. 30 и 31 декабря продолжалась высадка десанта в Феодосии (23 тыс. чел., 133 орудия и миномёта, 334 автомашины, 1550 лошадей, 34 танка, около 1000 тонн боеприпасов). Цель Керченско-Феодосийской операции частично была достигнута. Но с угрозой окружения гитлеровцы поспешно оставили Керчь. К исходу 31 декабря отряд моряков вёл наступление на Коктебель. Войска 44-й армии овладели районом Владиславовки, но противник смог приостановить их продвижение. Войскам же 51-й армии не удалось развернуть наступление в западном направлении – на Судак, Симферополь, Джанкой. С 30 декабря пролив сковало льдом, что дало возможность ускорить переброску частей 51 армии.

Положение десантников на Керченском п-ове было тяжёлым. 23 градусный мороз при штормовом северо-восточном ветре сковал льдом Керченский пролив, Таманский залив, порты Темрюка, Тамани, Керчи. Снежная пурга занесла дороги. Суда, находившиеся в движении, оказались зажатыми льдами. Ледоколов не было. Войска испытывали трудности в снабжении боеприпасами и продовольствием, не имели полноценной и достаточной артиллерийской и танковой поддержки. 6 января по ледовой переправе (сооружена 132-м инженерным батальоном, ком-р - капитан П.Н. Никоноров) с Тамани перешло 13 тыс. бойцов, переправлено 198 миномётов, 229 пулемётов, 14 повозок, 210 лошадей, 47 орудий и 12 автомобилей. С учётом ситуации с косы Чушка была также проложена ледяная дорога, которую инженерные войска настилали в жгучий мороз путём наращивания льда, используя брёвна, доски, циновки. По этой дороге в Керчь были переправлены тысячи бойцов с оружием и снаряжением, армейские госпитали, часть артиллерии крупного калибра. Ледяной мост часто разрушался во время бомбёжек, но переправа не прекращалась... В Керченско-Феодосийской операции, продолжавшейся 9 суток, наши безвозвратные потери составили 32453 чел., санитарные - 9482. Каждый второй-третий десантник отдал свою жизнь за захват керченского плацдарма. Немцам пришлось срочно перебрасывать войска из-под Севастополя. С 30 декабря по 1 января немецко-фашистское командование сосредоточило западнее Феодосии 46 и 73-я пехотные немецкие дивизии и румынский горнострелковый корпус.

Из района Севастополя спешно подтягивались ещё 132 и 170 немецкие пехотные дивизии. В связи с усложнившейся обстановкой к исходу 2 января наши войска перешли к обороне. Линия фронта стабилизировалась и стала проходить от Киет (на берегу Азовского моря) через Сеит-Асан, Кулеча-Мечеть и Карагоз к Коктебелю (на берегу Чёрного моря). 2 января СВГК утвердила план представленный командованием ЗКФ, предусматривающий: наступательную операцию главными силами фронта ударом на Джанкой, Перекоп, Чонгар, а частью сил – на Симферополь, высадкой десантов в районах Алушты, Ялты, Перекопа и Евпатории с целью перерезать все пути отхода противника из Крыма, а затем уничтожить его. Ставка приказала командующему фронтом всемерно ускорить сосредоточение войск и переход в общее наступление. Корабельные силы ЧФ и АВФ с 29 декабря 1941 г. по 13 мая 1942 г. перебросили в порты Камыш-Бурун и Керчь свыше 260 тыс. чел., 1596 орудий, 629 танков, 8128 автомашин, тракторов и прицепов. 5 января в Евпатории высаживается тактический десант: батальон морпехов капитан-лейтенанта Г.К. Бузинова и подразделение разведотдела штаба флота капитана В.В. Топчиева. Невозможность высадки из-за погодных условий и сильного противодействия врага второго эшелона в ночь с 6 на 7 января сделали короткой и трагичной судьбу бойцов и командиров 1-го эшелона десанта, оставшихся в народной памяти образцом мужества и героизма советского воина. Командованию ЧФ не удалось подготовить и начать вовремя запланированную операцию.

11-я немецкая армия, усиленная двумя пехотными дивизиями перейдя в наступление - овладела Феодосией и вынудила советские части отойти на Ак-Монайские позиции. 28 января был образован Крымский фронт в составе 44, 51 и 47 армий и СОР. Оперативно ему были подчинены ЧФ и АВФ (ком. ген.-л-нт Д.Т. Козлов, член ВС дивизионный комиссар Ф.А. Шаманин, начштаба ген. Ф.И. Толбухин, представитель СВГК комиссар 1 ранга Л.З. Мехлис). Все попытки войск Крымфронта развернуть наступление с 13 по 27 февраля закончились неудачей. По приказу Ставки войска перешли к жёсткой обороне. Начался третий период обороны Севастополя. Бои на Крымском фронте перешли в затяжные оборонительные. Попытка прорвать оборону противника в феврале, марте и апреле привели к незначительным успехам, но решающего значения не имели. 20 февраля 1942 г. в Краснодарский крайисполком и крайком ВКП(б) из г. Керчи поступила телефонограмма от командования Крымфронта с распоряжением о первоочередном и немедленном приведении в автопроезжее состояние следующих дорог: Анапа-Благовещенская-совхоз «Бугаз»-Тамань; Варениковская-Темрюк-Голубицкая-Кучугуры-Ильич-коса Чушка; Крымская-Варениковская. На одном из маршрутов, обеспечивающем фронтовой тыл - Тоннельная-Анапа-Тамань-Сенная- хут.-Голубинский (149 км) дорожно-строительные и ремонтные работы развёртывались силами военно-дорожных отрядов 6-го Управления военно-дорожных работ тыла ГУШОСДОРа НКВД СССР, с окончанием всех работ к маю 1942 г.

Дорога Анапа-Тамань за период с 15 марта по 20 мая 1942 г. служила основной магистралью подвоза всех военных материалов и прочих видов снабжения для операций в Крыму, также путём эвакуации при отходе частей Крымфронта. Далее кратко об истории эскадренного миноносца «Смышлёный». Корабль этого проекта разрабатывали конструкторы Северной судостроительной верфи (г. Ленинград). Главный конструктор - Н.А. Лебедев, представитель наблюдения от ВМФ - А.Э. Цукшвердт. Заложен был по проекту № 7 на заводе им. 61 коммунара (№ 200) в г. Николаеве 15 октября 1936 г., перезаложен (по пр.7 У) 27 июня 1938 г., являясь первым черноморским кораблем данного класса, спущен на воду 26 авг. 1939 г. До 25 сент. 1940 г. корабль носил название «Полезный». Вошёл в состав флота 10 ноября 1940 г. К началу ВОВ «Смышлёный» был в составе 3-го дивизиона эсминцев, отряда лёгких сил в Севастополе. 23 июня 1941 г. он участвовал в постановке минных заграждений в районе Севастополя. 25 июня 1941 г. в ходе операций на Констанцию миноносец «Смышлёный» вместе с «Сообразительным» был включен в состав группы кораблей поддержки лидеров «Харьков» и «Москва», и должен был двигаться по направлению к Констанце. Однако, выходя из Севастополя, по фарватеру, между минными заграждениями, «Смышлёный» зацепил параваном за грунт и отстал. Только на следующий день в 07.25, он присоединился к эскортированию повреждённого лидера «Харьков», когда тот уже возвращался в базу. В конце августа «Смышлёный» вступил в оборону Одессы, эскортировал транспорты, перевозил грузы и людей.

Продолжение следует в части  71                http://proza.ru/2021/02/28/1479