Бумбараш

Валентина Кочубей
Наверное,  я  не  взялась  бы  писать  о  фильме  «БУМБАРАШ»,  если  бы  не  прекрасные  слова  Михаила  Кононова (Царство  ему  небесное)    Николаю  Рашееву  и   Абраму  Народицкому          «Если  вы  хотите снимать хорошее кино,  снимайте  меня,  а если  ВЕЧНОЕ,  зовите  Валерия  Золотухина».  Владимир  Дашкевич  написал  музыку  к  фильму  и  получился  прекрасный  траги – комический  жанр,  оторваться  от  которого  невозможно.
Фильм  начинается с того,  что  русский  отряд  сражается  против  германцев,    и  Бумбарашу  предстоит  узнать,  где  их  орудия,  куда  стрелять , и  на  воздушном  шаре  он летит  в германский  тыл.  Я  не  буду  пересказывать  кино.  Командир  отправляет  в его  село  бумагу,  что  Бумбараш  погиб  «за  веру, царя  и отечество  посредством  воздушного  шара».  Но  он  чудом  остался  жив  и  на паровозике  едет  домой,  напевая  незамысловатую  песенку:
  Наплевать,  наплевать,
Надоело  воевать,
Ничего  не  знаю,
Моя  хата  скраю.
Моя  хата  маленька,
Печка  да  завалинка  ,
Зато  не  казённая,
А  своя  законная.
Ты  Ерёма-  я  Фома,
Ты  мне  слово – я  те  два,
А  бумажечку  твою
Я  махорочкой  набью.
Ты  народ,  и  я  народ,
Меня  дома  милка  ждёт,
Я  её,  родимую,
Приеду – сагитирую.
Были  мы  солдаты,
А  теперь – до  хаты.
Слава  тебе,  господи,
Настрелялси  досыти,
А  для  своей,  для  милушки
Чуток  оставлю  силушки.       
Дома  его,  конечно,  не  признали,  ни  брат,  ни  невестка,  и только друг  Яшка  радуется  на  всё  село: «Бумбарашка,  чёрт, живой».  У  Яшки  есть  бомба  и  пятеро  закадычных  дружков,  они  готовы  сделать    революцию  и  развивает  он перед  другом  свою  мечту:  «Хат  не  будет,  дворец  на  каждую  семью  с  колоннами,  с  фонтанами,  парное  отопление, заваленки из  кафеля,  чай  будешь  пить  на  балконе ,  с  лимоном».  Бумбараш  мало  верит  Яшке,  но  вскоре  вместе    с  Лёвкой  Демченко  идёт  в  революцию,  после  смерти  друга .
Лёвка  Демченко  (арт.  Александр  Хочинский)  в  песне  рассказывает  свою  биогафию.   Это  тоже  стоит  самого  пристального  внимания :  Мать  просит  у  Бога  счастья  для  своего  сыночка  :..,Всё  поклоны  била,  целовала  крест,  а  сыночку  выпала,  ох,  дальняя  дорога, хлопоты  бубновые,  пиковый  интерес,   Где  я  только  не  был,  чего  я  не  отведал: берёзовую  кашу,  крапиву – лебеду,  только  вот  на  небе  я  ни  разу  не  обедал,  прости  меня,  господи,  я  с  этим  обожду»
Лёвка  вместе  с  Бумбарашем  идёт  на  гражданскую  войну,  тоже  мечтает  о  дворцах  с  колоннами.  Но  война  есть  война  это  смерть,  голод  и  холод.  И  ещё  очень  далеко  тот  момент,  «когда  я  приду  и  тебя  обойму,  если  я  не  погибну  в  бою»
В  этом  фильме  поёт  даже  Гаврила,  который  воюет  за  своё  село,  «Чтобы  все    спали,  пили,  жрали».  Ему  хочется  отдохнуть  душою,  соловья  послушать,  на  небо   взглянуть,  но  не  хватает время,  люди  не  дают,  а  дают  мне  люди  намертво  заснуть»
Полна  лирической  прелести  песня  Бумбараша  о  коне,  который  прыгнул  «с  кручи  окаянной!
Кони  хочут   пить,  ни  ложбиночки  пологой,  ни  тропиночки  убогой,  ох,  кони  хочут  пить.
«Вот  и  прыгнул  конь  буланый  с  этой  кручи  окаянной,  синяя  река  больно  глубока»
Дорогие  читатели,  друзья,  вы  действительно  получите  массу  удовольствия,  просмотрев  это  прекрасное,  вечное  кино.  Прав  был  Михаил  Кононов,  когда  вместо  себя  предложил  снимать  замечательного  алтайского  артиста  Валерия  Золотухина. Спасибо  ему  за  это!