Я поймал Тебя, мой Фаготик!

Олег Юрасов
       Мои фаготовые успехи шли довольно быстро в гору и я подумывал о консерватории.
       Выпускной экзамен сдал на пятёрку и, всё же, боясь Москвы, поехал поступать в провинцию, где, как оказалось, меня не ждали.
       На коллоквиуме-собеседовании маститый педагог-фаготист загонял меня по разделам музыкальной литературы и, ловко поймав на случайном энциклопедическом казусе, радостно обвинил в элементарной неэрудированности и, тем самым, практически отшил от участия во вступительной экзаменационной гонке. Но я неожиданно не расстроился, вышел легко на вольный бетонный берег великой русской реки и облегчённо и глубоко вздохнул – опять свободен! никаких оков-уз! опять один – талантливый, несмотря на формальный творческо-технический провал, - опять, всё впереди, и надо готовиться уже не к мелким провинциальным неперспективным победам, а к делам великим, даже не столичным, а всеохватным всемировым. Сходил в кино, попил кваску и уехал обратно, домой, посмеиваясь в душе над такой до преступной наивности смешной серьёзной озабоченностью простака-провинциала – псевдомаститого шутника-фаготиста – на Шостаковиче поймал! какой молодец! – и тут же почти сразу закралось! – какая-то неясная волнительная мысль! – фагот как бы побоку! не в фаготе дело! Как бы приехал поступать ради смеха! чтобы проступило в душе что-то глубокое, единственное, значимое, судьбоносное, сверхважное! – ох, как бы не испортить себя пьянящей наркотической зовущей-обещающей свободой! – она разбавляет своей опасной разряжённой атмосферой любое важное практическое начинание?.. – я призадумался – но ведь так не будет ничему конца! – всё и вся проверяется атмосферой свободы! – и тогда всё – всё впереди! – на тысячи, миллионы лет вперёд! – страх и ужас! – вот где проверка характера! – выбирай, где тебе жить: в узкой предельной человеческой судьбе - или раскинуться душой на световые запредельные года! – каково!.. – захватывает дух от нечеловеческой неземной перспективы – но тогда всё земное человеческое теряет смысл! – и получается, что действительно, кругом по-шекспировски идёт обманная актёрская игра – она ограничивает возрастными рамками гениальные сумасшедшие человеческие умозаключения! – и тем самым! – лишает ощущения  н а с т о я щ е й  Свободы – не плебейско-бандитской Анархии – а Свободы, как некоей мощной мыслительной скорости, пробивающей рабскую земную сдерживающую гравитацию… - и как на это решиться? – на смелую жертвенную закланность этой стремительной на благо разрушительной силе?.. – парить душой там, неизвестно где, физически живым, не мёртвым, не в могиле, а в необъятной солнцеосвещённой небесной бездне! – сумасшедшие мысли, но какое наслаждение – быть свободным сделать решительный выбор… – но вот, гуднула труба парохода, плеснула волна, качнуло палубу – опять, на круги своя, и кто поймёт и не осудит такие свободолюбивые глубокие выстраданные – нечеловеческие? – помыслы?!. – не поступил в консерваторию! – вот он, узкий бытовой жизненный человеческий круг! – он опять замкнулся внешней творческой неудачей на очень маленькой приземленной орбите – а потом опять бытовые потуги – где прорыв гравитации?!. – где тот запредельный, заполненный опьяняющим бодрящим перспективным космическим эфиром сверхчеловеческий сверхземной существующий мир?!. – ну вот! – я приехал в свой фабричный городок рано утром и сразу – в крик! – опять на шее будешь сидеть! хватит учёбы! и чтобы этого старичка-фаготиста тут больше дух не пах!.. – что вы, родные, окститесь! – загляните в мои глаза счастливые – там наполненная густейшим смыслом бездна – прочтите в них надежду на нечто более важное, возможно, великое – и только старший брат – молчит себе в тряпочку, словно скромный бестелесный Ангел, на испытательное время спущенный на грешную землю – Он наблюдает, осмысливает, поддерживает, работает пока сантехником – конечно, для виду, чтобы не кричали, не вопили разъярённые мать и отчим! – и Ангел исчез – Он вышел покурить на крыльцо. – Мама, я поступлю, вот увидишь! – у меня проступили слёзы – такая обида! – так старался! – но маститый фаготист-провинциал поступил единственно честно, - небеса втолковали ему, хотя и не разъяснили в конечном счёте значения его необдуманного спонтанного поступка. – Раздевайся, поешь и спать! – грубый материнский окрик! – в нём отчаяние. – Затем ищи работу!.. – я поел, лежу, замерев от стыда и ярости в постели, затаился, - тикают часы, обличают, обвиняют меня в преступном безалаберном бездействии – часы откровенно оскорбляют-осмеивают скромную невидимую субстанцию - свободу! – они и сами подневольные, грешные – тикают себе, отмеряют несуществующее придуманное человеком время – время – убийца свободы! - какой неожиданный правдивый вывод! – стрелками-циркулярами разграничивают-разрезают на куски эфемерную плоть свободы – унижают тикающим тошнотворным минутно-секундным ходом! – каково! каково! – я стиснул зубы и неслышно застонал! – вселенская тоскливая скука! – где они – Шекспиры, Ньютоны, Лобачевские, Эйнштейны-Эйзенштейны и другие настоящие вневременные ранимые люди?!. – они со Свободой на «ты», и они уже в Ней!.. – и тело ещё молодое, до унизительной возрастной – не внезапной! – могилы ещё далеко, и есть ещё время – чтобы преодолеть душевно-духовную статичную земную гравитацию в самом себе!.. – талант тройного зрения?!. – вот в чём загвоздка! – я беспокойно завозился в постели, я не мог сейчас заснуть, мне хотелось выйти на улицу, в раннюю осень, но не хотелось тревожить-обманывать мать - она следила - дверь была распахнута-раскрыта – я всё же встал – Куда?!! - В туалет!!. – а в туалете кусочек земной унизительной закрытой на крючок свободы – и пока я здесь – я свободен, один… как тяжело!.. – постоял, спустил для порядка воду, умылся и вновь залёг в тяжёлую домашнюю постель – как унизительно тяжело!.. – враги – действительно близкие?! – какая глубокая библейская правда!!. – а впереди  законы быта, хрестоматия, расчерченная на временные непреложные куски утомительная физиологическая геометрия!.. – и как собраться с духом вновь?!. как объединить, сконцентрировать в себе свободолюбивые реальные трудовые творческие силы?!. как не поддаться возрастной угнетающей примитивной в своей философской сути земной обезличивающей гравитации?! – всё же я заснул – поплыл во сне на пароходе обратно, в провинциальную консерваторию – и поступил! – сдал на «отлично» все экзамены, и про Шостаковича толково ответил – и был принят! – тяжело отозвалась в моей свободолюбивой антианархистской душе эта неожиданная нелогичная победа – загоревал-загрустил – словно попал в ловко расставленный кем-то цепкий силок-капкан – очнулся в глубокой тоске-печали – а тут и стемнело – за окнами – дождь – сдавило сердце – и только одна надежда – ещё молод и молод и всё ещё впереди – умопомрачительная наркотическая философия со всеми логическими выкладками-выправками отступила – и сразу стало неуютно нежиться в постели – спасительное, трезвое, категорическое, Чеховское: Надо что-то делать… Немедленно приступать!.. Фагот?!. Он – не мёртвый, живой!!. Он поможет! – я вскочил с постели – мать тяжело расстроено храпела-спала; дрожащими руками – словно в первый девственный раз! – раскрыл футляр и погладил фагот – тёмно-малиновый, красивый, с матово блестящими клапанами, тот уютно лежал на синем бархате, пусть и разобранный на части, он бы спасительно-цельным, близким, тёплым, родным – Да мы с тобой горы сдвинем!.. – погладил фагот – его гладко-круглое живое тело! – Да-да, живое!.. Фаготик живой!.. Он не может быть мёртвым!. – упрямо, громким шёпотом повторил. – Я поймал тебя, мой фаготик!.. Мой любимый единственный преданный друг-товарищ фаготик!.. – и чудовищной теперь показалась мне прежняя моя сумасшедшая мысль обменять живую фаготовую плоть на внеземной чарующий нечеловеческий глоток пьянящей перспективной свободы! – я зашёлся в слезах – но плакал беззвучно, глотая горячие солёные слёзы. – Звёзды, Вселенная, Луна, Лобачевский, Ньютон, Шекспир, Бах, Эйнштейн-Эйзенштейн, Свобода, Солнце, Гравитация, Экзистенция, Философия, Психология-Физиология!!. – а главное: я поймал тебя, мой Фаготик!.. Я держу тебя крепко в руках!.. Раздвинутое до бесконечности Пространство обещает вечную блаженную жизнь!.. Но никак, видимо, не сузить безразмерное чужое Пространство до тёплого отвечающего живой человеческой взаимностью музыкального инструмента!.. И надо выбрать свою Судьбу… смело идти навстречу пьянящему свободному ветру!.. Надо цепко держать-удерживать в себе Свободу, чтобы научиться со временем не разделять на эфемерные ничегонезначащие бытовые составные взаимоисключающие друг друга антиномичные субстанции-материи. – Я закрыл футляр и бережно положил его под свою кровать. – Он – живой!.. И он – рядом!.. – неожиданное свежее перспективное открытие!.. – я опять окреп – внутренний покой, как твёрдый показатель душевной крепости – на время возвращён!.. – даже повеселел!.. – мне захотелось сейчас же разбудить расстроенную мать и потребовать вкусного ужина - захотелось есть, немилосердно засосало под ложечкой - но будить мать всё же не стал, вышел во двор – таяло серое молочное утро – миролюбиво-ласково поздоровался с соседкой, - она развешивала на длинных белых верёвках сырое чистое бельё. Я не на шутку повеселел: Фагот!.. Вот кто вытащит меня из опасного омута надвигающегося внешнего бытового распорядка! Вот кто спасёт от неминуемой возрастной деградации живого физического тела! Вот кто пойман – надёжно?!. – моей душой, глубоко осмыслен – как живое трепетное отзывчивое существо! – Я поймал тебя, мой Фаготик!