авангард и И. Демуцкий. заметки на полях

Ив Жовайр
 10.12.18

        Думаю, не у одного меня сложилось подозрение, что так называемый авангард в большинстве случаев - лукавство. Когда человек, занимающийся искусством, недостаточно талантлив, а составить себе имя ему очень хочется, то, не умея создать яркого произведения в реалистической манере, он придумывает что-нибудь необычное, неожиданное и объявляет это тем самым - авангардом.
        Он объявляет своё творчество авангардом и, как правило, добивается желаемого… Ведь, необычная, неожиданная деталь производит в обывательской аудитории (а часто и в профессиональной среде) впечатление, более сильное, чем произведение правдивое, сотворенное без затей, в реалистической манере.
        Ещё один, если речь идет о музыке, способ быстрого успеха наметился, наверное, тоже не сегодня. Этот способ хорошо демонстрирует нам молодой композитор Илья Демуцкий. Имея академическое музыкальное образование, он  сочиняет музыку, не выходя за рамки музыки классической, с ее признанным авторитетом и репутацией  серьезного искусства; но при этом он «приписывает» произведению неожиданную, необычную для данной формы тему. Или тему, которая звучит актуально, злободневно, - так сказать, художественное воплощение проблем современности. Тут сработает тот же элемент новизны и необычности…
        До 2013 года, как я узнал, большая часть написанных  И.Демуцким произведений — это музыка к документальным фильмам. А в 2013 году об Илье заговорили… Потому что на международном конкурсе композиторов в Болонье была отмечена его симфоническая поэма «Последнее слово подсудимой». Произведение представляет собой положенный на музыку текст «последнего слова» Марии Алёхиной в процессе по делу «PussyRiot». А соответствующий отрывок ТВ-трансляции того конкурса был выложен в сеть другой участницей группы Н. Толоконниковой.
        Я прослушал два произведения Демуцкого – упомянутую симфоническую поэму и ещё «Поэму памяти». О нем как о музыканте у меня сложилось впечатление, как о ком-то, вроде пушкинского Сальери. Демуцкий грамотный теоретик, усвоивший правила гармонии, композиции, инструментовки… Мне кажется, он не творит, а «производит музыкальный продукт».  И, кстати сказать, он и сам подтвердил это, заявив с гордостью, что не признаёт «вдохновения», и работает по четкому графику. «Во вдохновение не верю: просто приходишь и работаешь». «Всё тоже самое, что и в любой другой работе. Есть дедлайны, есть тайминг. Я должен понимать, когда и к какому сроку мне нужно сделать определенный объем работы». «У меня есть минимум: я должен написать не меньше двух минут музыки в день». 
        Музыка этого композитора, из того, что я слушал, мне скорее, понравилась, чем нет. И с его мнением о том, что наказание участницам группы «пусси райт» чрезмерно, я тоже согласен. По мне – отхлестать их ремнем по заду и отпустить, предупредив, что средства для популярности следует выбирать более честные. Так что же во мне противится одобрить позицию композитора?
        А противится вот следующее соображение. Участницы упомянутой группы, по моему мнению,  бездарны. Эти несколько перезрелые старлетки  выбрали омерзительный способ сделать себе карьеру. И то, что текст, произнесенный на суде одной из них, мог вдохновить композитора на сочинение музыки, мне неприятно. А еще мне неприятен его с К. Серебренниковым духовный, так сказать, союз. Последний тоже вдохновлялся, будучи еще на свободе, акцией этих пусси-райтовских девиц.
        А выбранный Демуцким путь к успеху…Ну, тут каждому свое!