В стереоскопии смыслов и образов

Виталий Попов
Проживающий в подмосковной Электростали доцент кафедры академического рисунка Московской государственной художественно-промышленной академии имени графа С. Г. Строганова Михаил Сотников в декабре 2018 года порадовал почитателей своего живописного таланта двумя персональными тематическими выставками.
Одна из них – «Маска, я тебя знаю» – экспонировалась в Электростали в центральной городской библиотеке имени Константина Паустовского, а вторая,   под названием «Далёкое и близкое», – в Доме художника в подмосковном Ногинске. На обеих выставках представлены работы 67-летнего мастера кисти и графики, созданные им, в основном, за последние годы. Это свидетельствует об удивительной работоспособности талантливого художника, о том, что он находится в постоянном творческом движении и поисках, оттачивая своё яркое индивидуальное мастерство.
Михаил Сотников в 1974 году окончил отделение графики Рязанского художественного училища. Но этого полному дерзновенных замыслов тогда двадцатитрёхлетнему графику показалось мало. Через несколько лет он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище имени графа С.Г. Строганова, которое закончил в 1983 году. Михаил Петрович – многогранный по творческим дарованиям человек. За свою многолетнюю деятельность ему довелось поработать в монументальной и прикладной скульптуре, дизайне, графике и живописи. Выполненные им монументальные работы находятся в Москве, Реутове, Дмитрове, Истре, Электростали, Новом Уренгое, Бийске, Набережных Челнах, Рязани и в других городах России. В 2000 году он принимал участие в воссоздании скульптурного убранства Храма Христа Спасителя в Москве.   
Михаил Сотников совмещает свою педагогическую деятельность с плодотворной работой в Ногинском районном отделении Союза художников России. По его стопам пошёл и сын Роман, который тоже окончил Строгановку и стал художником. В Ногинском доме художника у Михаила Сотникова имеется своя художественная мастерская, куда он старается вырваться в свободное от преподавательской работы время.
Михаил Петрович любит ездить по нашей стране, выставляет свои работы не только в родном Отечестве, но и за рубежом. Он также побывал в Париже, Брюсселе, Барселоне, Праге. В поездки он берёт с собой этюдник, кисти, краски и, как правило, возвращается из них с эскизами и набросками, наполненный новыми впечатлениями и замыслами, которые старается быстрее реализовать.   
Тем, кто привык к реалистической манере живописи, многие произведения Михаила Сотникова могут показаться не вполне понятными и даже снобистскими. Индивидуальную манеру его живописи нельзя сравнить с другими известными художественными стилями и направлениями. Михаил Петрович обладает стереоскопическим видением красоты окружающего мира, образной и смысловой полифонией. Это удивительное видение и отражается в его полотнах, портретах и этюдах. Пожалуй, его живопись можно назвать модернистским или ассоциативным реализмом, близким к импрессионизму. Его во многом загадочные произведения («Настроение», «Меланхолия», «Осень», «В стиле «Модерн», «Портрет в жёлтом», «Выпустить птицу», «Танец Саломеи», «Парижанка», «Благая весть» и другие) заставляют зрителей задуматься. Они таят в себе некую живописную магию, смысловую и образную многоликость. Не случайно многие полотна Михаила Сотникова по-разному смотрятся, когда на них взираешь вблизи и издали, или со стороны, под неким углом. «Даная» у Сотникова далека от «Данаи» у Рембранта или Тициана. У неё и чувственный порыв, скрываемый за потаённой улыбкой, несёт иную смысловую нагрузку. Сотниковская «Даная» ждёт не Зевса, а, пожалуй, современного олигарха или крупного банкира. Она – чаровница, которая знает цену собственной красоте и притягательности, и готова её продать на своих условиях. В картине «Натюрморт» на блюде изображена окровавленная голова Иоанна Крестителя, а рядом с ней – кувшин, графин и бокалы, наполненные вином.               
Библейские сюжеты давно привлекают воображение Михаила Сотникова, однако у него они далеки от канонических трактовок (полотна «Спас», «Моление о чаше», «Тайная вечеря», «Поцелуй Иуды», «Магдалина», «Бегство в Египет», «Мадонна», «Несение креста», «Начало пути», «Оплакивание и другие), что может не понравиться ярым церковникам. Они предназначены не для поверхностного, а для  вдумчивого взгляда и размышлений. Они несут в себе некую тайну, которую автор предлагает разгадать самим зрителям. Художник как бы приглашает нас к соавторству, к полёту собственного воображения. Он приглашает зрителей в свой художественный мир изысканного восприятия красоты и «незавершённой изящности» создаваемых им образов, умело акцентируя внимание на мимолётных, порхающих, но важных деталях. Его живописи свойственна яркая индивидуальная образность мышления, полувоздушная, порой нарочито размытая пластика, выверенная палитра то сдержанных, то ликующих красок. В изобразительной трактовке создаваемых им образов, в портретах и пейзажах художник тонок, изыскан, загадочен и неповторим.   
На снимке: картина Михаила Сотникова «Осень».

Фото Татьяны ПРОКОФЬЕВОЙ       

2018