Солженицын. Правда о геноциде русских в СССР

Галина Вадковская
 
Солженицын: правда о геноциде русских в СССР
В этом году Россия отмечает столетие со дня рождения великого русского писателя, Лауреата Нобелевской премии Александра Исаевича Солженицына.
В 20 веке, пережив заточение в сталинских концлагерях и онкологическое заболевание, Солженицын по Промыслу Божию создаёт настоящую энциклопедию русской жизни - книгу в нескольких томах -  "Архипелаг ГУЛАГ".
За антисоветские произведения правительство СССР приговорило Солженицына к изгнанию за пределы страны. Вернуться он смог только в 1994 году.
Александр Исаевич был верным сыном Русской Православной Церкви, отпевали его в Донском монастыре. Не всегда его отношения с Патриархией складывались просто, но это не было виной священнослужителей, а порождением  суровой реальности советского быта.
1972 год – Неделя Крестопоклонная Великого поста – А. И. Солженицын направил письмо Святейшему Патриарху Пимену.
Это письмо (по времени написания получившее название Великопостного) было реакцией писателя на Рождественское послание предстоятеля Русской Церкви к пастве (прежде всего — к русским эмигрантам). Патриарх обратился к русским людям, находившимся в рассеянии, с призывом воспитывать в своих детях наряду с любовью к Родине любовь к Матери-Церкви.
Солженицын писал о бедственном, бесправном положении Церкви в родном Отечестве: «На каждый действующий храм — двадцать в запустении и осквернении… О колокольном звоне мы уже и спрашивать не смеем… Даже Евангелия у нас нигде не достать, даже Евангелие везут к нам из-за границы…» Все верно было в этом письме, получившем широкое хождение в Советском Союзе и за его пределами, многократно озвученном зарубежными радиостанциями. Но сам тон письма свидетельствовал об отстраненности автора от бед и тягот Русской Церкви.
Прочитав это послание, патриарх Пимен с горечью произнес: «Побывать бы ему в моих башмаках только пару дней… Но пусть пишет!»

Возвратившись в Россию, Солженицын получил возможность уже в полной мере и свободно участвовать как писатель, публицист и общественный деятель в возрождении  нашего Православного Отечества.
Его труды ценил и благословлял Патриарх Алексий Второй. Вот что он писал в поздравлении Солженицыну на день его 85- летия 11 декабря 2003 года:
"Ваша судьба, Ваша жизнь и Ваше творчество уже стали неотъемлемой частью российской истории и судьбы нашего народа", - говорится в направленной в адрес юбиляра поздравительной телеграмме, передает ИТАР-ТАСС.

Патриарх с большим уважением отозвался о тех испытаниях, которые выпали на долю писателя, "Вы с честью прошли испытания Великой Отечественной войны, Вас не сломил ни гнет репрессий, ни ужас лагерей, Вы не сдались в 60-е 70-е годы, когда Вас пытались замолчать и исключить из духовной жизни нашего народа. Вас изгнали из Отечества, но не смогли исторгнуть из сердец многих тысяч россиян. И Вы вернулись на Родину, когда она обрела свободу", - отметил Патриарх Алексий.
Ещё в 1998 году Русская Православная Церковь наградила Солженицына орденом святого Даниила Московского.
Солженицын был награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007 год).
12 июня 2007 года президент Владимир Владимирович Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.
Писателю Бог дал мирно умереть в своём Отечестве после многолетний испытаний и изгнания.
Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.
Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). В тот же день прах Александра Солженицына был предан земле с воинскими почестями (как ветеран войны) в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой Василия Ключевского. Президент России Дмитрий Медведев возвратился в Москву из краткого отпуска, чтобы присутствовать на заупокойной службе.

  На портале Патриархия ру в интервью Своими воспоминаниями о писателе с порталом Патриархия.ru поделился протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, на протяжении нескольких последних лет бывший духовником семьи Солженицыных:
-Можно ли было назвать Александра Исаевича прихожанином какого-либо храма? Часто ли он бывал в церкви?

— Когда мы познакомились с Александром Исаевичем, он уже болел и почти не выходил из дома. Когда семья Солженицыных вернулась в Россию, Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна пришли к нам в храм, познакомились с духовенством и прихожанами. После этого Наталья Дмитриевна стала часто приезжать и просить приехать поисповедовать, пособоровать и причастить ее супруга в их доме в Троице-Лыково (
Такая наша форма общения была связана только с тем, что у Александра Исаевича уже не было сил и возможности самому приезжать на службы. Надо сказать, что я бывал у них регулярно, а не от случая к случаю.

— Какие у Вас как у священника и духовника останутся воспоминания об усопшем?

— Больше всего в нем поражала простота и безыскусственность. В их семье всегда царила удивительная нежность и забота друг о друге. Это тоже является проявлением его христианского отношения к близким, выстраивание дома малой Церкви. Вот это по-настоящему поражало. Безыскусственность, простота, чуткость, бережность, внимательное отношение — все это было свойственно Александру Исаевичу (http://www.patriarchia.ru/db/text/447029

Некоторые русские патриоты, зараженные идеями просоветской пропаганды, сегодня критикуют. Солженицына. Для них он не патриот, а человек Запада.
Но давайте посмотрим на жизнь Александра Исаевича. Какой ещё нужен патриотизм? Он был православным, глубоко верующим человеком, посвятившим своё творчество эпохе крайнего унижения и страданий русского народа в советский период. И разве не Солженицын создал бессмертный образ безвинно репрессированного русского крестьянина Ивана Денисовича, способного, трудолюбивого, благодушного, сохранившего в аду лагерей образ Божий? А если вспомнить рассказ "Матренин двор"? Здесь писатель рисует образ кроткой, верующей, терпеливой русской женщины, родом из той русской православной стихии, которую почти сто лет изводили лагерями, колхозами и расстрелами, и все же не могли извести.
Боевые заслуги Солженицына также ярко говорят о его русском патриотизме.
В действующей армии он воевал с марта 1943 года. Служил командиром 2-й батареи звуковой разведки 794-го отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 44-й пушечной артиллерийской бригады (ПАБР) 63-й армии на Центральном и Брянском фронтах.
Приказом Военного совета 63-й армии № 5/н от 10 августа 1943 года лейтенант Солженицын награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за выявление основной группировки артиллерии противника на участке Малиновец — Сетуха — Большой Малиновец и выявление трёх замаскированных батарей, уничтоженных впоследствии 44-й ПАБР[10].
15 сентября 1943 года присвоено звание старшего лейтенанта.
С весны 1944 года командир батареи звуковой разведки 68-й Севско-Речицкой пушечной артиллерийской бригады 48-й армии 2-го Белорусского фронта. Боевой путь — от Орла[11] до Восточной Пруссии. С 7 мая 1944 года — капитан.
Приказом по 68-й ПАБР № 19 от 8 июля 1944 года был награждён орденом Красной Звезды за звуковое обнаружение двух неприятельских батарей и корректировку огня по ним, что привело к подавлению их огня.


Хорошо помню, как во время перестройки в конце 1980- х и в1990-х годах люди в России начали читать первые публикации произведений Солженицына в толстых журналах, потом стали продавать "Архипелаг ГУЛАГ"в книжных магазинах. Помню первые приобретенные издания Архипелага - несколько наскоро изданных серых книжек, толстых, в бумажных обложках, с серой газетной бумагой и мелким шрифтом. Все это было для нас откровением. Правда о русской истории, о репрессированных делах и прадедах поражала.
   
    О каких только людям не писал Солженицын! Читаешь его произведения и перед тобой проходят, как живые, репрессированные офицеры, рядовые, журналисты, инженеры, учёные, рабочие, крестьяне, томившиеся в сталинских концлагерях. Но мне особенно хотелось бы обратить внимание на очерк о русском крестьянстве и трагедии раскулачивания. Здесь Солженицын называет чумой коллективизацию, и наверное, весь советский строй можно назвать красной чумой:
"В эту жестокость трудно верится: чтобы зимним вечером в тайге сказали: вот здесь! Да разве люди так могут? А ведь везут — днём, вот и привозят к вечеру. Сотни-сотни тысяч именно так завозили и покидали, со стариками, женщинами и детьми. А на Кольском полуострове (Апатиты) всю полярную тёмную зиму жили в простых палатках под снегом. Впрочем, настолько ли уж милосердней, если приволжских немцев эшелонами привозят летом (1931 года — 31-го, не 41-го, не ошибитесь!) в безводные места карагандинской степи — и там велят копать и строиться, а воду выдают рационом? Да и там же наступит зима тоже. (К весне 1932 дети и старики вымерли — дизентерия, дистрофия.) В самой Караганде, как и в Магнитогорске, строили долгие низкие землянки-общежития, похожие на склады для овощей. На Беломорканале селили приехавших в опустевших лагерных бараках. А на Волгоканал — да за Химки сразу, их привозили ещё до лагеря, тотчас после конца гидрографической разведки, сбрасывали на землю и велели землю кайлить и тачки катать (в газетах писали: "на канал привезены машины"). Хлеба не было; свои землянки рыть — в свободное время. (Там теперь катера и пароходы прогулочные возят москвичей. Кости — на дне, кости — в земле, кости — в бетоне.)
При подходе Чумы, в 1929, в Архангельске закрыли все церкви: их и вообще-то назначено было закрывать, а тут подкатила всамделишная нужда размещать «раскулаченных». Большие потоки ссылаемых мужиков текли через Архангельск, и на время стал весь город как одна большая пересылка. В церквах настроили многоэтажных нар, только топить было нечем. На станции разгружались и разгружались телячьи эшелоны, и под лай собак шли угрюмые лапотники на свои церковные нары. В церкви Введения восьмиэтажные нары, не скреплённые со стенами, рухнули ночью, и много было подавлено семей. На крики стянулись к церкви войска.
Так они жили чумной зимою. Не мылись. Гноились тела. Развился сыпняк. Мёрли. Но архангелогородцам был строгий приказ: спецпереселенцам (так назывались сосланные мужики) не помогать!! Бродили умирающие хлеборобы по городу, но нельзя было ни единого в дом принять, накормить или за ворота вынести чаю: за то хватала местных жителей милиция и отбирала паспорта. Идёт-бредёт голодный по улице, споткнулся, упал — и мёртв. Но и таких нельзя было подбирать (ещё ходили агенты и следили, кто выказал добросердечие). В это самое время пригородных огородников и животноводов тоже высылали целыми деревнями под гребло (опять: кто ж там кого эксплуатировал?), и жители Архангельска сами тряслись, чтоб не сослали и их. Даже остановиться, наклониться над трупом боялись. (Один лежал близко от ГПУ, не подбирали" (А. И. Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ).
Одним из первых Солженицын сказал правду о коллективизации - а по сути, о геноциде русской нации. Раскулачивание и ссылки обрушились сразу на все население страны, так как до революции большинство русских людей жили в селах и крестьянствовали, такое же положение во многом сохранялось и до конца 1920- х годов.
Грабили, отнимали все, что было - дом, землю, скот, одежду, орудия труда. Многим раскулаченным удавалось увезти свои иконы. Ссылали на Север или в Казахстан целыми крестьянскими семьями, а семьи были многодетным, выбрасывали просто в тундре, заставляя жить в палатках и строить бараки, умирали сотнями, особенно дети.
Надо было отразить  трагедию народа, и Солженицын положил начало в этом святом деле, создавая свой эпос об истреблении русской нации при советском строе.
Вечная память русскому писателю и патриоту.
Галина Сиротинская, Мурманск