Как живётся в Америке, когда Страницы биографии 10

Валерий Шурик
          Повествование лучше проводить от первого лица. Всё, о чём пойдёт речь, не досужие пересказы разных жителей севера Америки, имеется ввиду Огайо и к ней прилежащие штаты, в которых мне довелось работать, а непосредственные беседы с моими клиентами по работе.

          Так случилось, что приехав в Америку без знания языка, мне пришлось похоронить всё то, на что советская власть отпустила немало денег на моё образование – математика. Думаю, что за 21 год работы в институте, я отработал свой долг. Но приехав в страну переразвитого капитализма (т.е. махрового империализма), кстати совсем и без всяких намёков на загнивание, понял – меня здесь не ждали.

          Приехал – дерзай. Делай что хочешь, только оплачивай услуги, которыми пользуешься. В руках у меня было несколько специальностей. Взвесив все за и против, написал почти детективное резюме, какой я прекрасный столяр-краснодеревщик. Для работы с деревом мне язык на первых порах, думалось, не нужен.

          Выбор сделан. Работу нашёл. Оказалось, что в этой самой что ни на есть деревянной профессии, английский таки надо знать. А как его выучить? Помог мой преподаватель-ский опыт – не стесняйся говорить. Время спишет.

          Именно с этого момента и появилось моё личное знакомство с американской средой обитания. Люди, меня окружающие, были не прочь поддержать беседу, пока я им что-то там ремонтировал или просто пытался в разговорах понять жизнь в Америке, в ущерб заработку.
         
          Но вернёмся к теме обсуждения.
          Главный вопрос – отношение коренных американцев, перешагнувших пенсионный рубеж и не имеющих возможности на продолжение какой-либо работы по состоянию здоровья, к вновь прибывающим “беженцам” (статус приехавших из разных стран в Америку по различным политическим мотивам), в основном нашим русскоязычным дедушкам и бабушкам, начиная с возраста от, кажется, в то время пятидесяти восьми лет и старше, живущих с ними в одном доме.

          Надо прямо заметить, что отношение часто очень неприязненное. Даже, можно сказать, злое. И для этого есть  веские причины. В Союзе говорили – в Америке хорошо жить пионерам и пенсионерам. Так вот в данном случае по незнанию вот этой самой американской действительности забывали сказать приезжавшим “беженцам”, кого Америка брала под своё крыло, невзирая на достаток вызываемой стороны. Семьи должны жить отдельно. Т.е. семья детей от семьи престарелых родителей. Дабы не мешали своими наставлениями.   

          Для этого американское сообщество сотворило  так называемые дома под странным названием “По восьмой программе“ и “нёрсинг хоумы”, из которых две дороги (в зависимости от душевности детей) – либо в дом престарелых с медицинской поддержкой, что крайне редко, либо на кладбище. 

          Звучит некрасиво, но на самом деле о таких программах в России и помышлять не могли, не только потому, что у государства на это просто нет денег, но главное в русских людях, да простит меня Всевышний, не развито у населения страны бывших Советов чувство сострадания ко всем, лишённым нормальной жизни из-за здоровья, старикам.

          Так вот, американцы, живущие в таких домах, должны платить всю стоимость ренты и услуг, в то время как, наши старики платят только треть от своего пособия, которое, на самом деле, не очень и отличается от социальных выплат прогорбатившим всю свою жизнь на эту страну. И таких, должен заметить, очень много. Это одна из постыдных сторон жизни американского общества.

          Больше того, некоторые наши соотечественники умудряются всеми правдами и неправдами получить ко всему же одновременно и дополнительную, пусть небольшую, но значимую по отношению к пособию, добавку обманными путями. Что делать..., мы так были воспитаны ввиду всеобщего безденежья. Правда, закон карает попавшихся несчастливчиков по “всей строгости“! А людям, родившимся в Америке, такое даже в голову не придёт.
 
          Америка – страна трудоголиков. Это замечание тоже не совсем верное. Наверно совсем неверное. За свою жизнь американцы стараются добиться максимально доступного уровня жизни по своим внутренним качествам и внутренним же возможностям. А границ улучшения благосостояния в этой стране нет. Всё зависит от характера и уровня развития индивида. Сюда входят образование, культура и деньги предков (не без права исключений, как и в любой другой стране), амбиции и многое другое.

          Вот и работают почти все до изнеможения. На двух, бывает, и трёх работах уже в пенсионном возрасте. И мрут на работе. Иначе всё продай и съезжай с накатанной дороги. Мне семьдесят два. И когда я перестану работать, одному Богу известно. Социальное обеспечение не позволяет поддерживать желаемогого уровня довольной (двусмысленное понятие) жизни.

          “Нёрсинг хоумы” и дома “По восьмой программе“ – в Америке понятие совершенно не абстрактное. Они бывают, как бы это правильно высказаться, разного достатка. От фешенебельных, типа одноэтажных кондоминимумов с огромным числом мед. и обслуживающего персонала для богатеев, до страшно подумать, как там живут люди в четырёх-пятиэтажках (читай хрущовки, типа Черёмушек), безо всяких подобных условий. Для этой когорты населения существуют даже специальные госпитали по деньгам. Кстати, с аппаратурой, что на большей территории современной России и не снилось. Проклятые капиталисты. Делятся с бедным классом... 
           В качестве примера приведу эпизод из посещения троюродной сестрой моей подруги момент, когда я ей показывал чёрные трущобы очень криминального Кливленда (по каким-то непонятным для меня сводкам – второй город по бандитизму после Сент-Луиса в Америке. Нонсенс конечно.) На вопрос, почему ты это не фотографируешь, получил очень лаконичный ответ:
           – Да пол-Москвы приняла бы за счастье здесь жить. Хочешь, чтобы меня засмеяли?

           Мне пришлось прикусить язык. Некрасивая всё-таки ситуация. Мы знаем о Москве из новостей, как и они о нас. Попал впросак.

           Точно также можно сказать и о жизни советских пенсионеров в этой хвалёной Америке. Не жируют, но и в Европу съездить не прочь. И посещают. И даже частенько. А вот у меня на это времени нет и денег, что называется, в обрез. Потому как Американская Мечта уже в кармане, и надо вкалывать, что-бы её, МЕЧТУ, не потерять.

           Вот такие метаморфозы.

           Для русских пенсионеров (в Америке человек любой национальности из России по определению русский) несложно с возрастом стать на программу, когда ко всем благам ещё добавляется понятие “Детсадов для пенсионеров“. Интересное явление. Медицина их оплачивает. Эти заведения существуют, что-бы старикам не было скучно. Их кормят, проводят встречи с писателями, поэтами, музыкантами. Разные интересные лекции. Действительно, интересные в литературном смысле. И другие мероприятия. Из общения с этой категорией людей должен заметить их боль-шой интерес к такому время препровождению.
 
           В “нёрсинг хоумах“ не раз видел, как организуются, по меньшей мере раз в неделю, также и музыкальные встречи. Так называемая живая музыка. Конечно, не знаменитости, но постояльцам с ограниченными возможностями эти встречи интересны. И многое другое.

           Надо сказать, что активные наши соотечественники по СССР и подзнее из образовавшихся, непримиримых между собой стран, здесь продолжают жить в мире и согласии. Театры, филармония полны нашими старичками. Благо есть что смотреть и достаточно доступно. Часто в филармонии бесплатные концерты. В этом случае – ползала наших любителей классики. Кливлендский оркестр в десятке лучших оркестров мира и пользуется везде большой популярностью.
           Кроме того, в городе собралась компания музыкантов, поэтов, писателей, художников, просто чтецов под эгидой клуба “У белого рояля”. 
           Даже выпускается журнал “Альманах” .
           Группа из двенадцати пописывающих организует ежегодно 3 – 4 капустника в непринуждённой обстановке. Наша компания (от 69 до 85) очень активна и почти все ещё работают полный день или почасово. 
 
           Ещё один очень важный аспект. Если где-то в парках, типа Диснеевских и им похожих, появляются посетители в колясках, то абсолютно всегда и ВСЕ пропускают их вперёд с обязательно неравнодушной, доброй улыбкой. 

           Не менее интересные наблюдения: как отдыхают американские пенсионеры нерусского происхождения, а если и русского, то с младого возраста проживающие в этой стране и почти не знающие русского языка.

           Женщины одеваются по моде их молодости, в рюшечках, воротничках и прочих умиляющих аксессуарах. На машине по четыре-пять персон едут в кафе поболтать, вспомнить молодость. Они ни от кого не зависят, весёлые и радостные возможностям встретиться. Ну совсем как наши старушки в СССРе. Стыдно вспоминать.

           А молодые люди в диапазоне семидесяти-девяносто и более лет собираются во время завтраков вместе пропустить по чашечке кофе или чего покрепче. Причём, одеваются в костюмы и обязательно в галстуке.

            Удивительные зрелища. Раньше меня расстраивало эта ситуация – почему нашим старикам было всё это недоступно. Американцы в возрасте почти не пьют спиртных напитков, а если вдруг и решатся,  то растягивают один шат на весь вечер. Ну, а россейскому – дай только пригубить...

           Что ж, завидная культура. Это и означает свободу выбора жизненных критериев как в молодости, так и в старости.

           Ву-а-ля. Стиль жизни.

12.01.2016