И Эйнштейн окажется вдруг прав

Михаил Гонопольский
"Мир - понятие не количественное, а качественное". Альберт Эйнштейн.
Честно говоря, странно слышать подобные вещи от умного человека. В школе ведь еще учили, что качество зависит от количественных изменений.
Вот жизнь, например. Экономисты и журналисты жонглируют цифрами, но этим создают у нас ощущение ее хорошего качества. Да и сами мы чувствуем качество жизни по тому, сколько и чего можем себе позволить. Или не можем.
И удовольствие от жизни получаем, сравнивая: "О, моя трава уже зеленее, чем у соседа!" Опять-таки количественное измерение.

Однако, у плотного, измеряемого, ощущения уровня жизни есть одна, неподвластная измерению, составляющая. Называется «ощущение будущего». Но мы, дети цифровой эпохи, и ей подыскали количественные выражения. Читаем, например: ракет планируется закупить столько-то, железных куполов наклепать столько-то, разделительных заборов построить столько-то… В результате получаем качество, - то есть ощущение, что будущее у нас есть.

Шутки шутками, но мы же действительно живем в стране, у которой с будущим есть проблемы.
И все-таки, те, кто отказывают ей в будущем, ошибаются. Мы еще будем свидетелями того, как многие, очень многие будут бежать с того огромного корабля, которым нам кажется весь остальной мир, прыгая, буквально на ходу, сюда, к нам, в Израиль.
Почему? Есть один маленький секрет.
В России горячие головы мечтают возродить империю, США еще думают сохранить, в сумерках наступающего хаоса, роль мирового заправилы. И объединяет все их прожекты то, что их планируемое будущее обращено в их же прошлое.
А наша страна создана теми, кто со всем прошлым, что было в их жизни, попрощались. А также теми, кого лишили прошлого другие.

Есть такое понятие: «сжечь за собой мосты». Означает – отрезать пути отступления. И ошибкой было бы считать, что те, кто действительно сжигал мосты и корабли за собой, действовали как безрассудные неврастеники.
Ничего подобного. Такие решения принимались трезвыми, разумными людьми, знающими, что оставь они за собой пути отхода, никогда не достигли бы цели, не победили бы.
Нам, приехавшим сравнительно недавно, не всегда удавалось осознать, что и мы - «унесенные ветром». То, что было в наших предках еврейского, заботливо уничтожено руками чужих и своих. Всему русскому, которое мы считаем своим, мы чужды. Не понимая еще, что вне России русская культура не живет, мы открещивались от «аборигенов» томиками русской литературы: "Свят, свят…" - во имя Пушкина, Чехова и других святых духов.

Приходят, конечно, моменты осознания, что будущее не делается из прошлого. Что будущее делается из пепла сожженных мостов. Вот в эти моменты надо бы и понять, что сжигать нам придется не нашу «русскость» и даже не наше прошлое.
Главное, что нам мешает – это боязнь осознать, что будущее для нас может быть только общим. Таким, когда мы, народ Израиля, поверх всех разногласий и различий, станем действовать и принимать решения вместе, ради общей пользы.
Подсознательно, изнутри, мы ощущаем, что водоворот эгоистических интересов секторов населения и их партий, лихорадочных подсчетов голосов и бюджетов затягивает нас в омут прошлого. И надежда на будущее уже пускает пузыри, теряя силы и готовясь утонуть.
И, как скользкий солитер, сосет внутри ощущение, что все временно. В том числе «проект Израиль», как все чаще называют нашу страну. Исчезает вообще уверенность в том, что это наша страна.

Мы – народ, за которым никогда не оставалось ни мостов, ни кораблей, чтоб драпануть в прошлое.
Наши корни – это принципы «не делай другому того, что ненавистно тебе» и «возлюби ближнего», которые мы подарили миру. На них же основано наше будущее. Они – формула преобразования.
Стоит ее применить, и окажется, что при том же количестве всего, что у нас есть, качество жизни вдруг становится на порядки выше.
И Эйнштейн окажется вдруг прав.