Французский бунт-два

Галина Айзенштадт
  "Ярость желтых жилетов" по отношению к системе дошла до такой степени, что они больше не хотят видеть, как система меняется. Они хотят лишь видеть, как она горит. Посыл этой недели таков:применение силы себя оправдывает",- написала неделю тому журналистка Надя Пантель в швейцарском издании  Tages Anzeiger в статье под названием "Крах демократии становится возможным".
  Можно представить себе, что она написала или напишет о выступлении "желтых жилетов" в только что минувшую субботу.
  "Франция получила ответ за поддержку Майдана".- а это отклик украинских, не провластных журналистов и политологов, сравнивающих события в Украине и во Франции.
  "А где глубокая озабоченность Госдепа и ЕС по поводу происходящих в Париже событий? - не без иронии вопрошает Дмитрий Корнейчук.-..Когда там Макрон будет подписывать соглашение о досрочных президентских выборах?".
  Адвокат Татьяна Монтян напоминает, что французские власти были в восторге от "великого украинского народа, который сверг тирана".
  Не только власти, но и известные представители французской интеллигенции. Так, философ Бернар-Анри Леви выступал на Майдане, приветствуя его, а свои "желтые жилеты" осуждает и поддерживает действия правительства в их подавлении.
  То же лицемерие проявляют и в ЕС, и в НАТО, пребывая в роли стороннего наблюдателя. А Столтенберг, Генсек НАТО, заявил, что "было бы абсолютно неверным сравнивать" события в Украине и во Франции".
  Лицемерие и круговая порука "главных" европейских политиков позволяет им без стыда пользоваться в своих действиях и высказываниях двойными стандартами. А по сути это единственный стандарт:всё, что мы делаем, правильно, как бы кто это не воспринимал.
  Бесстыдно прикрываясь словом "демократия", они чувствуют свою полную безнаказанность.
  Чувствовали. Но события во Франции показывают, что отныне чувствовать не будут. И что ответа у них потребует, прежде всего, собственный народ.
  Дело не только в повышении цен на бензин, а в том, что Макрон, упоенный стремлением быть не столько французским лидером, сколько общеевропейским и даже международным, проявил полное пренебрежение к собственному народу.
  Бывший кандидат в президенты Жан-Люк Меланшон заявил, что "госпереворот совершил Макрон, проводя реформы своими указами в обход парламента".
  А что же сам Макрон? До сих пор он неизменно заявлял, что "протесты не повлияют на курс Франции во внутренней политике".
  Между тем, нет ни одной сферы жизни французского общества, куда бы Макрон не "влез" со своими реформами, и все они, как правило, ухудшают жизнь парижан, делают их беднее, за исключением богатых слоев населения, налоги для которых уменьшены.
  Однако все внимание акцентируется властью на "желтых жилетах", и даже навстречу их требованиям решено заморозить повышение цен на бензин на полгода.
  Но в то же время "не замечен", к примеру, бунт школьников со студентами, которые протестуют против реформы образования.
  До нее выпускники лицеев имели возможность поступать в так называемые высшие школы, чтобы стать высшей элитой страны, а средних школ - записаться в любой университет, чтобы уже тут определиться с выбором будущей специальности, ведь в пятнадцать-шестнадцать лет не всегда можно точно понять, кем ты хочешь стать.
  Согласно реформе, теперь такого выбора у выпускников школ не будет:или сразу поступай на определенный факультет, или принят на учебу не будешь.
  Кроме того, предполагается и введение платного образования, а это значит, что многие просто не смогут получить его, так как доходы семьи не позволяют оплачивать учебу.
  Одним словом, куда ни кинь - везде клин:социальное положение всех слоев населения при Макроне, кроме богатых, значительно ухудшилось. И это всего за неполных два года его правления(он был избран в апреле 2017 года).
  Неудивительно, что его рейтинг скатился до 18%, и ныне стало уже звучать требование его отставки.
  "Гордый" же Макрон ни разу не явился перед народом, чтобы поговорить с ним, что называется вживую, а посылая объясняться премьер-министра Эдуардо Филиппа.
  "Причины этого гнева глубоки,- сказал тот в одном из выступлений, накануне якобы предполагаемого штурма Елисейского дворца.- Нужно быть слепым и глухим, чтобы его не замечать. И президент, и депутаты, и я,- мы слышим ваш гнев. Я отдаю себе отчет в его реальности, значении и сил. Истоки вашего гнева - в глубокой несправедливости, в том, что вы не можете достойно жить".
  Может быть, премьер и отдает себе отчет, и слышит гнев, но слышит ли президент?  А если слышит, то в какой степени, и насколько готов адекватно реагировать на него? И главное - способен ли?
  "Мы уже понизили налог на жилье, понизили социальное отчисление с доходов. С 1 января повышаем минимальную зарплату больше, чем на три процента,-самый значительный рост за четверть века,- продолжил премьер.-.. То, что предлагает правительство, может быть, недостаточно. Давайте обсуждать, улучшать и дополнять. Я готов к этому".
  Но, опять же, готов ли к этому Макрон? Он собирается выступить по телевидению с обращением к нации. Сумеет ли он найти те слова, которые ждет от него народ?
  "После столь сокрушительных бунтов в Париже Макрон может забыть о своих амбициях - стать лидером ЕС после ближайшего ухода старушки Меркель на пенсию,- написал украинский политолог Андрей Головачев.- Сейчас ЕС остался без лидеров, и разброд и шатания внутри него будут нарастать. Ряд стран - Италия, Венгрия, Польша, Чехия, Австрия, Греция - уже откровенно перестали обращать внимание на Брюссель. И это только начало".
  И в самом деле, - только начало. Ведь в минувшую субботу "желтые жилеты" появились уже и в Брюсселе. Всем уже надоело, что какие-то, никем не избранные чиновники типа Магерини или Туска, указывают под предводительством Меркель и Макрона, как им следуют жить.
  Французы Макрона "поставили на место". И французский майдан будет продолжаться до тех пор, пока он не вникнет в интересы и заботы собственного народа со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  А одно отличие французского майдана от украинского все-таки есть, и - глубинное:он не происходит под действием внешних сил.