Родственные души

Татьяна Маношичева
 Автобус уже тронулся с конечной остановки,когда опаздывающая пассажирка бросилась ему наперерез. Свободной рукой она делала знак водителю,а второй рукой  по земле волокла огромную сумку.
 Водитель затормозил,что то пробурчал назидательно,но двери открыл.Женщина обеими руками внесла сумку в автобус,затем протиснулась сама. Весь проход между сиденьями был заставлен пустыми коробками и ящиками - сельчане возвращались домой после торговли на рынке. Оплачивая проезд, она  протянула водителю купюру, бросив ее небрежно на капот, сказав "сдачи не надо". Прошла в салон и сев  на свободное место,свою сумку взгромоздила на колени.

 Услышавшие ее слова,  удивленно приподняли брови.Им стало понятно,что дама не из местных. Установившаяся было  тишина ,вновь нарушилась. Продолжился обычный для такой поездки обмен новостями - все были жителями одной деревни,все друг друга знали- кто то смахивал со лба пот, кто то ел пирожки. Опоздавшая пассажирка сидела молча, вела себя  неспокойно, постоянно оглядывалась,наблюдая за дорогой, будто боялась проехать нужную остановку.

Когда вдали показались первые крыши домов, пассажиры засуетились ,стали готовиться к выходу.
-Женщины,дорогие,подскажите ,пожалуйста! Вот просили меня передать сумку родителям с вещами,а я листочек с адресом потеряла.Помню,что живут они в вашей деревне, - неожиданно громко подала голос незнакомка.
-- А откуда передают то?- посыпались вопросы.
--Так из Москвы. Может вы знаете у кого родные в Москве живут?
--Ну,вы даете! Да у нас пол деревни родню в Москве имеют!
-- Так уж и родню? А сколько наших девчат просто на заработках там ?  Да полно! Входите в каждый дом,спрашивайте,а там сами определитесь ,- произнесла женщина средних лет, проталкиваясь к выходу. Автобус остановился в самом начале центральной улицы  села.
-- Идемте со мной. Отсюда и начнете.  Меня Ниной зовут. Я вам покажу,где дядька Юра живет.У него дочка с сыновьями в Москве работает,- поставив свои пустые ящики уже на землю, женщина  помогла незнакомке снять  ее сумку. Потом подала руку и самой хозяйке сумки, а  автобус продолжил путь на другой конец села.
--  Нина,а как зовут дочь дяди Юры? Может я вспомню - незнакомка ,достав платочек из глубокого декольте,смахнула пот с лица и ловко двумя пальцами вернула платок в вырез платья.
- Ее зовут Леной.Она вместе с сыновьями там квартиру снимает и торгуют в уличном лотке яйцами от птице фабрики. Это не она вам передала?
--Ту вроде бы Верой звали.
--А если Верой,то это ,наверное, дочка тети Вали Тимошенко. Они в квартале от дядьки Юрки живут.Только она недавно была. Прямо отсюда полетела с сыночком в Минеральные воды. В лагерь его,  в Анапу на все лето отвезет. Ой,постойте!-  Нина поставила свои сумки и ящики на землю.Незнакомка рядом поставила свою сумку.
 - Я вспомнила, что Вера не в Москве живет,а в Уренгое! Не могла она в Москве очутиться. Кому то другому была посылка!

Незнакомка  выслушала Нину очень внимательно.
--Может это я что то и   напутала,но  сумку она мне передала в аэропорту.  Народу было  много. Суета,очередь,регистрация. Сунула мне листок,а я видать его и обронила.
-- А аэропорт то как назывался и конкретно где находился?- Нина пыталась связать всю информацию воедино. Уж очень ей хотелось помочь пожилой женщине,которая выглядела  расстроенной.С виду она была  намного старше Нины.
-- В Москве и находился,а названия и не помню.Меня таксист привез, там с ней пересеклись,когда я сюда летела.
-  Странно! Ну,да ладно! Не расстраивайтесь вы так! Найдете своего адресата!
В эти два дома,что назвала,  зайдете, а если не они,то в самом конце улицы живут старики Ефремовы. Их тоже все знают. У них и дочь  Оксана  с зятем Анатолием, и внуки все в Москве живут. Что то они в этом году еще не были.  А должны были приехать. Может,что изменилось, да с вами  свои гостинцы и передали? - Нина сошла с тропинки,пропустив незнакомку вперед,- вы  меня извините. Вам прямо,а  мне налево еще долго топать. Вам удачи,- Нина подхватила сумки, ящики и пошла в сторону своего дома.

Незнакомка подождала,пока она скроется из виду, взяла сумку обеими руками,закинула ее на спину и двинулась в сторону крайнего  дома,где жил  дядя Юра.

Сбросив сумку на землю,она подошла к забору. Через щели в заборе рассмотрела ,что двое молодых людей,раздевшись до плавок,прикрыв голову треуголками из газет,копали огород. Пожилой мужчина лет  семидесяти,сидел на лавочке в тени раскидистого дерева. Рядом с ним стоял стол, на столе самовар и чайные чашки.
Незнакомка сообразила,что огород дяди Юры перекапывают внуки,приехавшие из Москвы.
 Немного подумав, женщина закинула сумку на спину, отошла от забора,оглянулась по сторонам  и быстро  направилась по следующему адресу, к дому тети Вали Тимошенко.

 На её стук в калитку  раздался лай собаки.  Через пару минут к воротам подошла пожилая женщина. Цыкнула на собаку,вытерла руки об подол фартука и распахнула калитку. Окинула взглядом незнакомку,ее сумку и кивком головы дала понять,что она -все внимание.
--Здравствуйте,тетя Валя!-- незнакомка поприветствовала хозяйку дома после затянувшейся паузы.
--Здравствуйте. А вы кто?- тетя Валя с недоверием вглядывалась в лицо гостьи.
--Я к вам от вашей дочери Веры.
--Так она только недавно уехала. Можно сказать,что еще и до дома не доехала.Не отчиталась,не позвонила.
--Ну,да. Она в Анапе уже определила сына в лагерь,вот купила вам что то необходимое из вещей.  Когда узнала,что я лечу в командировку в ваши края,решила их  передать.
-- Так,что же мы стоим в воротах? Проходите,вот только пса уберем- тетя Валя пропустила незнакомку во двор.
--Сергей,иди сюда!- на ее зов из дома вышел мужчина  - высокий худой старик,- закрой пса.  Вот от Веры женщина приехала.
-- Тетя Валя,  я ведь вам еще не все сказала. Вера просила ,чтобы вы ей со мной передали  двадцать тысяч рублей.А она,вернувшись в Уренгой,вышлет вам почтой!
--Батюшки мои !  А у нас столько и нет!- тетя Валя растерянно посмотрела на мужа.
-- Может я сбегаю к куме?- подперев дверку собачьей будки железным колом,  дядя Сережа уже был готов идти.
-- А и правда,ступай.Спроси тысяч десять, а что то  и  у меня есть. Мы пока чайку с дороги попьем.
 Вместе с незнакомкой они прошли в летнюю кухню. Пригласив женщину сесть,тетя Валя включила электрический чайник,выставила нехитрую снедь к чаю на стол и извинившись,пошла в дом.
Вернувшись,она положила на стол деньги.
--Уж,сколько смогла.Всего шесть тысяч.Что то от кумы сейчас  принесет.
Налила чай в чашку  и пододвинула  ее к незнакомке. Сумку с вещами,оставленную незнакомкой возе порога,тетя Валя хотела было открыть,но именно в этот момент незнакомка встала,взяла деньги со стола,убрала в дамскую сумочку,висевшую на плече,а ногой отодвинула  сумку обратно к порогу.
-- Тетя Валя,меня по времени уже должна забрать машина при въезде в  ваше село.Спасибо за чай.Опаздываю,- мило улыбаясь, незнакомка  обошла стол,растерянную тетю Валю и быстрым шагом ушла за калитку.
Тетя Валя в недоумении опустилась на табурет. В таком состоянии ее и застал дядя Сережа.

-- Вот,мать, у кумы больше нет. Здесь восемь тысяч,- он положил деньги на стол,а обернувшись заметил отсутствие женщины,- а эта где?- кивком головы  показал на стул.
--Ушла.  Серега,я ровным счетом  ничего не понимаю. Все как в тумане.Совсем ушла,- не вставая с табурета, тетя Валя нагнулась,пододвинула к себе сумку,открыла ее и начала вынимать содержимое.

--Странно,что я с ней не столкнулся.Может еще к кому то из соседей зашла?-дядя Сережа на полу слове закончил фразу,а дальше наступило молчание, после которого пришлось вызывать скорую помощь. В сумке было рванье,которое обычно выбрасывают в мусорные баки.

Утром пес своим лаем известил ,что мимо дома гонят скот на пастбище.
Дядя Сережа с тетей Валей в силу возраста со скотиной расстались давно.Однако, по привычке за калитку утром выходили всегда.  Лавочка возле ворот служила своеобразным местом отдыха  и обычно использовалась соседями при  утренней "пятиминутке"  после того,как отгонят  коров. Стариков уважали и непременно присаживались,чтобы обмолвиться словечком.

Так было и сегодня. Только за ворота вышел один  дядя Сережа.
Проводив коров, Нина остановилась и поздоровавшись с ним,присела на лавку.
--Ну,встретили вчера гостью?
--Да чтобы  она  сдохла!-- не ответив на приветствие, сказал дядя Сережа.
--Что то случилось? Я смотрю на вас лица нет! - Нина попыталась заглянуть ему в глаза.Ей непривычно было видеть старика в поникшем состоянии,- а с тетей  Валей все в порядке?
-- Сейчас все нормально,а вчера  скорую вызывал. Приступ был сердечный,- старик не был настроен на разговор.
-- Это всё из-за мадам?
-- Главное то, что? Мы ведь с Валей совсем забыли,что можно было Верочке позвонить,узнать  все. Как дураки сразу бросились деньги собирать! Растерялись - едрит твою в корень!. Так ведь эта стерва знала все про Верочку!А ,главное,мол, "вернется в Уренгой"! Этим и купила! - дядя Сережа немного успокоился, распрямил спину и в сердцах ударил ладонями об колени.
--Много отвалили?
--Хоть тут повезло- в доме только шесть тысяч оказалось. Спугнулась она,когда Валя сумку с тряпьем захотела раскордачить.

-- Слава Богу,дядя Сережа,что вы с тетей Валей живы!  Идите ,ставьте чайник.Я скоро,- Нина поднялась и быстрым шагом направилась в сторону своего дома.
--Постой,а ты то откуда....,-он не договорил.Нина скрылась за углом.
Дядя Сережа встал,держась за забор, повернулся и  ушел, хлопнув калиткой.

 Через полчаса, кинув кусок хлеба псу, Нина  прошла в летнюю кухню.
Хозяева сидели за столом. Голова тети Вали была перевязана полотенцем.
Нина не здороваясь, поставила на стол банку с молоком,банку со сметаной и положила стопку купюр. Хозяева наблюдали молча.
-- Тут все,что вчера наторговала,  еще немного  добавила и вот компенсирую ваши потери,- она опустилась на табурет.- А ведь с виду была нормальная женщина!Я бы про нее плохо не подумала.Хорошо еще,что не отравила вас.
--   Да Бог с тобой!Откуда знаешь то про гостью?  Деньги зачем?- тетя Валя удивленно смотрела на Нину. Она хорошо знала соседку,проработав вместе  с ней на молочной ферме не один год.
--А затем,что я во всем виновата.  Вас вот чуть не угробила. Простите меня?
--  Так это ты ее просветила?
-- Каюсь,- Нина  рассказала  всю историю. Закончив рассказ,  обхватила лицо,- понимаете,раз у дядьки Юрки она сумку не оставила, значит там не получилось. Ой, а я ведь ей еще и про стариков Ефремовых рассказала все!  А если она и их объегорила?
--Не думаю!  Степаныча так просто не проведешь! Вы чаек то пейте,а я к нему сбегаю,-дядя Сережа,нахлобучив засаленную кепку, побрел к соседу. Сосед был суров нравом,многие его побаивались.
Когда голова дяди Сережи промелькнула за забором,тетю Валю прорвало.
--Да, Нина,была ты дурой малахольной,ею и осталась! Не стала я тебе этих слов при Сергее говорить. Успокойся! У аферистки была только одна сумка и ее купили мы.   Теперь выходит,что эту сумку мы продали тебе? Значит ,Ефремовым она ничего продать не смогла! Сумка то была одна! Не переживай так!- тетя Валя рассуждала с надеждой в голосе.
Её надежда  оправдалась,когда вернулся муж.Он с таким радостным видом рассказал женщинам, почему  не столкнулся с незнакомкой,когда та уходила от них. 
-- Она действительно  побывала у Степаныча. Да фокус её не прошел - старый разведчик быстро раскусил  халявщицу.Мало того,он ее выпроводил за калитку,обматерив по первое число!
Закончив рассказ,дядя Сережа смачно выругался,будто это он сейчас выпроваживал аферистку.
--Закончил? Мат мог бы и не повторять. А теперь слушайте меня,- тетя Валя встала со своего табурета,- Значит так,менеджеры всея села. Ефремовым повезло- сумки с тряпьем им не хватило!- она перевела взгляд на кучу тряпья в углу кухни,- Наши потери Нина компенсировала,оставшись в накладе. Знаешь,старый,- тетя Валя  повернула голову в сторону дяди Сережи,--это мы с тобой позволили лапшу нам на уши  повесить,--  тетя Валя взяла со стола деньги и вложила в руки Нине,- а за молоко со сметаной спасибо!- выдохнула с облегчением и расставив чайные чашки,
неспешно налила в них чай.
--Вот и выходит,что дурой малахольной оказалась то я, меня и надо наказывать.  Мудрость народную совсем забывать стали,-  тетя Валя села,пододвинула поближе чашку с чаем,потом отодвинула. Положила руки на стол и задумалась.
--Это вы про что,тетя Валя?
-- В народе то как говорят? Простота - вторая красота,да твоя простота оказалась хуже воровства,Нина. . Вспомнила? -  Нина закивала головой,-именно так-  голову включать надо вовремя.  У меня ,кажется,  ни того, ни другого не осталось.Просто я тоже дура,но уже старая. Вот такие мы с тобой,выходит, родственные души.