За други своя

Еремин
               

Нет больше той любви, аще кто
положит душу свою за  други своя …
(Евангелие от Иоанна 15,13)

В истории казачества множество примеров, когда горстка казаков и даже один воин одерживал победу над скопищем противников, полагаясь на Божью защиту и  желая «отдать душу свою за други своя!» Именно Православие увело казаков с пути разбоя и насилия к идеалам защитников Родины и традициям русского богатырства. «Бродячая Русь издревле стремилась на окраины государства, за черту оседлого жилья, где общая опасность сплачивала их в особый род военного братства. Так образовалось у нас «казацкое рыцарство» за неимением на Руси элементов для образования для другого настоящего средневекового европейского рыцарства. На широком просторе южнорусских степей развилась и воспиталась эта мощная сила, которою справедливо гордится русский народ, которая на протяжении столетий делала без шума, медленно, непрестанно и честно великое государственное дело», - отмечал казачий историк В. Потто .

Мы полностью разделяем взгляд современного историка профессора С.А. Головановой, что механическое объединение людей «для лихих дел» быстро распадается, если не скреплено некими притягательными духовными, социальными идейными установками .
«Для чего объединились казаки в вере и какова конечная цель такого объединения?  Выбранный путь активного служения и действенной борьбы во имя Справедливости, защиты не только личной свободы, но всех угнетаемых и гонимых создал Казачью правду подкрепленную Верой Православной. Борьба с грабительскими набегами с территорий Османской империи сделала казаков народными героями» .

Первые слова, которые были вышиты на знаменах, в том числе и терских казаков, были – «ЗА ВЕРУ».  Пуще ока своего берегли казаки казачьи святыни. «Каждое казачье Войско, каждый полк имел свое знамя (штандарт). Знамя есть полковая (войсковая) святыня, защищать которую каждый казак должен до последней капли крови. На знамени изображается крест или икона – знак той  Веры Православной, которой держится и крепнет Земля Русская, начальные буквы имени Государя (вензель) и государственный герб (двуглавый орел), - показывающие нам, за кого и за что казаки обязаны сражаться: ЗА ВЕРУ. ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО!» .
У казаков также существовала традиция освящения знамени. За поход и участие в войне 1828-1829 г.г. в Закавказье Гребенской полк был отмечен памятным стягом. Освящение его производил священник храма Св. Варвары Гавриил Егоров в станице Червленной, где был расположен штаб полка. Казаки пуще жизни берегли свои регалии. Для нас интересен тот факт, что во время Гражданской войны гребенцы спасли штандарт своего полка. Вместе с казаками он находился в Югославии, а потом был вывезен в Америку .

«Значение Православия для становления и жизни российского казачества трудно переоценить. Одним из основных факторов становления российского казачества как социальной силы и служивого сословия в XIY-XY веках была христианская вера. По сути можно говорить, что православная вера, казачья вольница и государево служение были ( да и во многом остаются) основой самоидентификации российского казачества» .
Донские казаки пришли на поле Куликово под православные стяги князя Дмитрия.

Гребенские казаки, положившие начало Кавказской линии, своим переселением на левый берег Терека с гребней гор в 1712 году, несмотря на окружение магометанских народов, сохраняли православную веру своих предков и черпали в ней силы и мужество, проявляя чудеса героизма, стойкости и верности, не жалея жизни ради близких и Отчизны. Все гребенцы были староверами, но не относили себя к раскольникам. Их силе духа и верности русскому народу поразился  царь Петр I, побывавший на Тереке по возвращении из Дербентского похода. Государь распорядился не преследовать гребенцов за длинные бороды и двуперстное наложение креста.
Духовная культура терского казачества сформировалась в своеобразных условиях. С одной стороны, она являлась продолжением духовной, в основе своей земледельческой культуры восточных славян, а с другой – эта культура испытала на себе влияние культуры восточной горских народов. Но соблюдение веры предков – православия – было незыблемым. Даже переселение в середине XIX веке украинцев не повлияло на духовные устои и традиции гребенских казаков. Так сторожилы настояли на том, чтобы новопоселенцы ставили свои дома в западной части станиц, а казаки станицы Червленной в одну ночь перевезли выделенный переселенцам материал за десять верст, где на юрту червленцев была обустроена новая станица Николаевская.

В казачьей семье существовал непреложный закон: «Казак – это вольный человек, который свою волю и свободу подчиняет Божьему закону». Без веры православной нет казачества. Казаки считали своим долгом передать детям свою любовь к Отечеству, уважительное отношение к матери и старикам, верность православной вере и своей казачьей присяге.
Особенностью казачьего семейного воспитания была высокая значимость духовно-идейных факторов, исходящих из православия, что проявлялось в смысле казачьего образа жизни: защите, сбережении православной цивилизации и актуализации на данной основе личностного образа.
Современники отмечали особую силу духа казачества, которая воспитывалась в семье чуть ли не с материнской  молитвы за младенца. Подтверждением тому   знаменитая лермонтовская «Казачья колыбельная», написанная поэтом в станице Червленной.
 Отцы и братья готовили казачат к военной службе повседневно. Поступая на службу, казак приносил присягу. «Присяга есть торжественная и священная клятва перед Богом служить верой и правдой Государю, Наследнику престола и Отечеству, хотя бы пришлось умереть за них» .
Самым страшным грехом и позором для казака было предательство своих товарищей и переход в другую веру. Таких изменников, если они попадались в руки станичников, ждала участь Иуды – петля. «Казаками былыми»   называли тех, кто, нарушив казачью присягу, уходил к горцам. Такое явление проявилось особенно в период Кавказской войны. В архивах «Управления наказного атамана Кавказского линейного войска» за 1831-1859 гг.  есть  дело 47 за 1845 год «Рапорт командующего Гребенским казачьим полком о привлечении к судебной ответственности казаков Гулаева, Свиткина и Андреева за побег к горцам», дело 62 за 1846 год «Рапорт командующего Гребенским казачьим полком Суслова о побеге к горцам отставного казака Вавилова». Более высокое разбирательство ведется в переписке с временно-командующим войсками Кавказской линии и Черномории Завадским о привлечении к судебной ответственности казака Гребенского полка Карина за побег к горцам .
Причины были разные, но наиболее распространенная – свободолюбие казаков и ссоры с офицерами, нарушавшими традиции и обычаи казачества.

Нам известны от современных потомков гребенских казаков случаи проявления их предками силы духа, храбрости и следования евангельскому завету «Положи душу за други своя!». В начале 80-х годов минувшего ХХ века нами был записан рассказ жителя станицы Гребенской казака Докторова о подвиге его прадеда: «Шайка абреков захватила в полон женщин и детей, работавших в виноградных садах, прихватили и волов. Нужно разбойникам было с добычей переправиться через Терек по отмели. Случайно их увидел охотившийся неподалеку казак Докторов из Новогладковской (ныне Гребенская) станицы. Не растерявшись, он выстрелил из ружья, выхватил шашку и кинжал и бросился на грабителей с возгласом: «Окружай, братцы! » Абреки бросили пленников и волов и в страхе бежали».
Казак Смирнов из этой же станицы был у кунаков в кумыкском селе Аксае, возвращался домой уже в сумерках. Его настигла разбойная ватага. Казак, перекрестившись, вступил с ними в бой. Неоднократно раненый он все же сумел доскакать до предмостного укрепления на Тереке .
Подтверждением отваги и храбрости гребенских казаков является наличие в Кизляро-Гребенском полку в 1878 году  766(!!!) Георгиевских кавалеров .

Интересный, по нашему мнению,  взгляд  на духовную силу казачества высказал доктор педагогических наук С.Н. Лукаш «В основе казачьей идеи лежало общее стремление людей строить свои внутренние отношения не на принуждении и угнетении личности, а на корневых традициях славяно-русского народовластия, раскрепощающих личность во имя выполнения определенной смысложизненной миссии.
С точки зрения онтологии казачества, формирующий в числе прочего
и вектор будущего развития, существенным является уяснение смысловых основ этого феномена, составляющих его сущность, первородность. Таким остовом казачьей культуры, духовно-нравственным стержнем казачьей идеи выступает,…, Православие» .

25-26 января 2013 года и 27-28 января 2014 в Москве на базе Московского государственного университета технологий и управления  имени К.Г. Разумовского состоялась  Международная научно-практическая конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».
На ней отмечалась особая роль казачества в истории России. Не только бесстрашными воинами были казаки, но и они же строили  крепости и храмы. Православные традиции свято хранились в станицах и передавались из поколения в поколение. Выполняя самую разнообразную службу по освоению новых земель,  являясь связующим звеном между отдаленными территориями, казаки выступали носителями русской культуры и Православной веры.
Участники конференции обратились к атаманам казачьих обществ и общественных объединений казачества с призывом: «Хранить, развивать и приумножать отечественные духовно-нравственные, патриотические и культурно-исторические традиции казачества. Считать важным направлением в жизни казачьего общества формирование традиций воинского братства, воспитание воинов Христовых, верных защитников православных устоев общества» .
Длительное, добровольное сближение казаков и Русской православной Церкви породило устойчивую доминанту принадлежности к Русской Православной Церкви – хранительнице истинных и вечных ценностей христианства. Это прочно закрепилось в генетической памяти казачества.
17 декабря 2018 года в честь 300-летия станицы Шелковской будет освящен вновь построенный Храм Св. Варвары.
В Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренного Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 11 февраля 2010 года, впервые учтена роль православия в жизни казачьих обществ, что свидетельствует о новом уровне соработничества российского казачества и Русской Православной Церкви, так и о признании Российским государством глубокой взаимосвязи казачества и религиозной традиции.
Именно в Храме Христа Спасителя 27 ноября 2018 г. в Москве было принято историческое решение об объединении реестрового казачества в единую общероссийскую организацию.

Литература
 Потто В. А. Два века Терского казачества. Владикавказ: Электропечатня Тип. Терск. обл. правления, 1912. С.12.
2 Голованова С.А. Казачество как идея и как идеал // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Мат-лы V Межд. Куб.-Терской конференции / под ред. В.Б. Виноградова и С.Н. Лукаша. Армавир, 2006. С. 18-20.
3 Лукаш С.Н. Православие – духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения // Мат-лы I Межрегиональной науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во «Графа», 2011. С. 92-96.
4 Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. Владикавказ: Электропечатня Тип. Терск. обл. правления, 1912. С. 317.

5 Как спасали штандарт // Газ. «Русская Америка». № 10 (443), 15 апр. 2009. С. 18.
6 Журавский А.В. Российское казачество и Русская Православная Церковь: опыт взаимодействия и перспективы // Материалы казачьей секции XIX Международных Рождественских образовательных чтений. М. – Ставрополь: Графа, 2011. С 42.

7  Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. Владикавказ: Электропечатня Тип. Терск. обл. правления, 1912. С. 317.
8 Еремин Н.М. Казаки «былые».// Истоки и традиции русско-северокавказского боевого сотрудничества в дореволюционном прошлом. Тезисы  докладов и сообщений. Грозный 1990. Изд-во ЧИГУ С.72
9 ГАРСО –Алания. Ф. 2. Оп. 1. Д. 47.
10 ГАРСО –Алания. Ф. 2. Оп. 1. Д. 46.
1 Чернозубов Ф.Г. Очерки Терской старины // Записки «Общества любителей казачьей старины». № 8 август 1914 г. Владикавказ. С. 64-66.
2 Трехсотлетие Терского казачьего войска // Cост. С. Писарев. – Владикавказ, 1881. С. 13.
3 Лукаш С.Н. Православие – духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения // Мат-лы I Межрегиональной науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во «Графа», 2011. С. 91.

4 Резолюция секции  «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».// Мат-лы 3-ей Международной научно-практической конф. 25-26 января 2013 года. Москва. 2014.  С. 401.