Обретение себя. Глава 10

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Утро, казалось, не предвещало ничего хорошего. Артем начал чесаться. Отсутствие средств гигиены удручало его. Сейчас бы хотя бы обмылочек какой да на речку. Однако выход за пределы городища Артему был запрещен. Волосов оценивающе осмотрел маленькую баньку. У двери, как будто для него, стояла бадейка воды. Наверное, девушка эта, хроменькая, принесла.  Молодой человек подхватил емкость с водой и юркнул в баню. В бане темно, неуютно. «Домой! Хочу домой!» - билось в мозгу Артема. Обнажившись, парень начал омывать тело. «Вот что бы на моем месте сделал  какой-нибудь чудак, увлеченный историей? - рассуждал Артем. – Наверное, все уголки бы облазал, все бы разузнал, а я… Плохой из меня Миклухо-Маклай, ой плохой… Но тот вроде с дикарями общался, а я с кем? Правильно, с пращурами, может, потому ничего  здесь мне не кажется таким уж особенным, просто убого как-то все… Велес, батюшка, помоги!» Наскоро смыл с себя пот, вроде немного легче стало.
     Вышел из баньки, задрал голову, почесал отросшую бородку и обомлел. На березе сидела черная птица таких огромных размеров, с такими умными глазами, что даже камень бросить в нее как-то  не того… Не дай Бог, это чучело заговорит! Артем мгновенно скрылся в землянке. Велимудр зашевелился на лавке.
     - Чего испугался, потомок? – отряхивая с себя остатки сна, задал вопрос знахарь.
     - Да ворона там какая-то жуткая. Я уж теперь запутался: настоящая или морок, сам разбирайся, старик.
     - Побудь в жилище, дождись меня,- коротко бросил ведун и, мягко ступая, скрылся.
     Артем сел на лавку, положил руки на стол, нервно  постучал пальцами по столешнице. Неизвестно, сколько бы он еще отбивал ритм «районы, кварталы, жилые массивы…», но вернулся Велимудр. Вид у него был озадаченный. Сел рядом с Артемом, некоторое время  внимательно всматривался в глаза парня.
    - Совет мне твой нужен, гость, дело необычное, - начал ведун.
     - Да какое дело-то? – занервничал еще больше Артем.
     - Ты прав оказался, птица эта была непростая. Сарматский ведун являлся, предупредить хотел, что гости к нам едут, да непростые.
     - Воевать что ли кто задумал? – поинтересовался Артем.
     - Да повод вроде хороший. Аж с самой Мечи сватать едут сарматы  нашу Милану – охотницу.
     «Меча, Меча… Старик уже упоминал эту реку, только где же она? Что-то мы такое на литературе проходили, про Касьяна вроде… Ммм… Думай, думай, неуч! Ммм… «Записки охотника»… Вспомнил! «Касьян с Красивой Мечи»! Ай да Тема! Ай да сукин сын!» - перекроил про себя Пушкина Артем.
     - Ну так чего же ты тревожишься, старче?
     - Не бывало еще у нас, чтобы вятичи с сарматами кровью  смешивались.
     - А что тебя так пугает? Две головы что ли у сарматов или по шесть пальцев на руке?
     - Да все вроде как и у нас, а вера-то другая, обычаи не наши.
     - Вот и будет первый межнациональный брак. Радуйся, Велимудр!
     - А у вас, в будущем, так бывало?
     - Да сплошь и рядом!
     - И все соглашаются?
     - Не сказал бы. У некоторых народов нравы крепки, стараются со своими породниться, но вообще-то, я считаю, это пережиток прошлого.
     - Приедут сваты, к Чтиславу обратятся, тот пошлет за мной, будет просить совета. А я что скажу? От моего слова многое зависит.
     - Скажи, что это укрепляет отношения с соседними племенами. У нас и цари старались выдать своих дочерей за принцев соседних держав.
      - Цари? А кто такие цари?
     - Ну это вроде вашего Чтислава, только народу больше было под их властью.
     - Значит, таких браков в будущем не миновать?
     - Не миновать, отец. Главное, чтобы любовь промеж мужем и женой была.
     - Это ты правильно сказал. Любовь. Да пойдет ли Милана за сармата?
     - А у нее выбор есть?  Среди вятичей, как я понял, ухажеров нет, никто не осмеливается подкатиться,  да и Щука прикажет – не ослушается.   
    Артем набрал побольше воздуха. Признаваться в свое дурости не хотелось, но надо.
     - Плохо я знаю историю, старик. Не думал, что сюда попаду.  Я всего лишь чертов токарь! Ученый человек тебе бы больше рассказал. Но что слышал, поведаю. Там, где сарматы живут, на лесной-то реке Мечи, город Тула будет стоять, а где мы сейчас с тобой, там неподалеку Орел отстроится.  Соседями мы с туляками будем. Это и есть глубинная Россия, Русь. А еще  Москва будет, стольный град. Бывал я однажды в музее-то, в Москве. На земле вятичей город зародился. Смешаются все ваши народы,  говорил я тебе об этом, Велимудр, а Русь будет стоять.  И Калуга, и Воронеж, и Рязань, и Курск, и Владимир. И еще много-много русских городов. Так что не бойся принять на себя ответственность,  ваша задача сейчас одна: выжить! - одним махом выпалил Артем, вставая.
     Велимудр уставился на кроссовки Артема, перевел взгляд на диковинные портки, как будто увидел гостя впервые.
     - Быть посему! – одобрительно кивнул  седой гривой ведун.

  (Продолжение следует.)