С Вулканом на уток

Александр Георгиевич Гладкий
Как-то в августе, бродя со спиннингом по берегам Западной Березины, я обратил внимание на стайки крякв на старицах, которые взлетали при любой попытке к ним приблизиться. Захотелось попробовать их добыть. Закончив рыбалку довольно рано, поскольку с подъемом солнца совершенно перестало клевать, я быстрым шагом пошел в деревню.

Вернувшись домой, наскоро перекусил, закинул на плечо одностволку шестнадцатого калибра, сунул в карманы десяток патронов с дробью и, таясь, чтобы не увязалась за мной собака вышел за ворота. Охотиться на птицу с собакой, которая на нее не натаскана – верный путь к неудаче. Задуманное, вроде удалось, но стоило мне отойти от деревни с полкилометра, как рядом появился Вулкан. Пес шел, как бы, сам по себе, всем своим видом выражая обиду за то, что я ушел с ружьем, а его не позвал. Попробовав прогнать его домой, я понял, что это бесполезно: он все равно пойдет на охоту, только еще больше отдалится от меня. Тогда я подозвал его и ласково потрепал по морде, что здорово подняло ему настроение. Дружба была восстановлена.

Вулкан, рослый гончак в зрелом собачьем возрасте, обладавший отменным чутьем и замечательно работавший по пушнине, на которую охотился Константинович – его хозяин. Последний птиц не стрелял, считая это охотой несерьезной и поэтому навыки, необходимые при охоте на них, собаке не были привиты. Я не знал, как поведет себя пес при охоте на уток, но предполагал, что толку будет мало.

Быстро преодолев по болоту путь от деревни до берегов реки, и не встретив ничего интересного, мы приблизились к старице с топонимом Кума. Еще на подходе к ней, по кряканью уток я определил, что они там есть. Насыпь линии обороны, оставшаяся с Первой мировой войны, тянулась вдоль правого берега реки и позволяла, прикрываясь ею, подобраться к старице вплотную, что я и сделал. Осторожно выглянув из-за насыпи, я увидел пару уток на воде поблизости и стал готовиться стрелять, но в этот момент Вулкан, державшийся сзади меня, неожиданно вылез на насыпь во весь свой немаленький рост, чем спугнул чутких птиц. Они взлетели чуть раньше, чем я был готов, пришлось воздержаться от выстрела. Выругав в сердцах собаку, я двинулся дальше по еле заметной звериной тропке, которая тянулась по берегу уже другой длинной старицы – Лисковой. Впереди путь перегораживал толстый замшелый ствол упавшего векового дуба, и вдруг за стволом я заметил какое-то движение. Я замер и пригляделся – уши! Они двигались то в одну, то в другую сторону. Лисица стояла по ту сторону ствола, полностью закрытая им от меня. Видны были только кончики ушей. Но вот, она меня почуяла, удивленно выглянула из-за ствола и со всех ног помчалась прочь по подлеску. Вулкан со звонким «яхканьем» за ней, и вскоре они отбежали довольно далеко. Я был рад, что собака убежала: не будет мешать подкрадываться к уткам. Вот опять впереди послышалось кряканье. Мне удалось скрытно подобраться к птицам на выстрел и на взлете добыть одну. Кряква замертво упала прямо на середину старицы.

Мысленно поздравив себя с полем, я стал думать, как достать трофей. Раздеваться и лезть в воду не хотелось: хотя вода и не холодная, но на дне полуметровый слой черной грязи, образовавшийся от гниющих листьев за многие годы. Вылезу грязный, как черт. Но тут на выстрел примчался запыхавшийся Вулкан, зашел в воду, жадно похлебал ее и, заметив утку, поплыл прямо к ней. Я ласковым голосом подбадривал его, но схватив крякву, пес поплыл не ко мне, а на противоположную сторону старицы в густые заросли на берегу. Разочарованию моему не было предела. Собака не только не принесла мне трофей, но сейчас сожрет его где-то в кустах, в чем я не сомневался. Покричав Вулкану и не дождавшись его возвращения, огорченный я пошел по берегу вокруг старицы и, каково же было мое удивление, когда на тропинке впереди я увидел свою утку – целую и невредимую. Вулкан шастал по кустам поблизости. Умный пес, как будто знал, что я буду здесь проходить и положил птицу на виду.

В приподнятом настроении, с трофеем, пошел дальше, и на одном небольшом озерке собака подняла еще несколько крякв, но теперь я уже был готов и, выстрелив вдогон, добыл еще одну. Вулкан быстро нашел ее в траве и, на этот раз, уже никуда  не унес.

Дома, в русской печи в чугунной утятнице была приготовлена отменная тушеная утка, косточками которой Вулкан с удовольствием похрустел во дворе.