Мишка-бич

Владимир Шевченко
                Мишка-бич.

      Три года назад судьба забросила меня в один из вахтовых поселков, что разбросаны на сотни километров друг от друга по охотоморской тайге. За лето изучил всех его обитателей и это не смотря на то, что вертолёты каждый день, кроме грузов ( зимник свяжет его с Охотском только в декабре)  доставляли  приехавших или отработавших свою смену людей.
    Хмурым сентябрьским утром я заступил на дежурство и решил сделать как обычно осмотр вверенной мне территории. Едва  прошёл пару десятков метров как увидел, что к лиственнице, которая росла у домика геологов, привязана обычной бельевой веревкой крупная лохматая собака  неизвестной мне породы. Вернее в неё было перемешано сколько кровей, что можно было только догадываться – от водолаза до овчарки. Рядом с ней стояла большая чашка из нержавейки с водой, а дальше лежали друг на друге три белых пропиленовых мешка из под сахара с имуществом. На мешках кривыми буквами было выведено – Мишка-бич.
    Надпись была оригинальной.. Почему Мишка, а не Михаил, да еще «бич». Слово  теперь уже редко упоминается, с лихих 90-х всё больше «бомж». А раньше на Севере оно было в ходу, о них даже Владимир Высоцкий пел в своих песнях, расшифровывается как «бывший интеллигентный человек».
     Пес поднял голову, равнодушно глянул огромными, почти совиными глазами и снова положил её на лапы.. Видно угрозы охраняемому добру я не представлял.
    Пройдя мимо домика, в котором размещалась прачка к курилке я увидел человека.. Скорее всего это и есть Мишка-бич. Поздоровался и присел рядом, ненавязчиво окинув взглядом. Рост за метр восемьдесят, на голове копна давно не стриженных волос, да и рыжая борода не ухожена, на самом затылке едва умещается вязаная лыжная шапочка. На плечи накинута рабочая куртка из шинельного сукна, под ней старый свитер непонятного цвета, из под воротника которого выглядывает воротник застиранной байковой рубашки, когда то бывшей голубого цвета. Дополняли наряд не раз штопаные брезентовые брюки и стоптанные кирзовые сапоги. Бросилась висевшая на груди зажигалка и наручные часы, примотанные суровой ниткой к шнурку из капроновой нити.
     Человек жадно курил одну за одной, прикуривая от  предыдущей, отрывая при этом фильтр.. Он молчал и я решился разговорить и узнать о прибывшим побольше.
    - Фильтр то зачем отрываешь.. Губы так обжечь можно ,- начал я первым.
    - Да без фильтра накуриться не могу, видно никотину организму не хватает.
    - Собака возле домика геологов и мешки твои?
    - Естественно мои..
    - Подписано интересно…Мишка-бич..
     - А я и есть Мишка-бич. Меня тут многие из старожилов знают.. Лет как двадцать брожу с геологическими партиями. Сейчас рабочий, а когда то даже должность техника-геолога занимал..
     - Что так? С техника до куда пошлют…
    - Да спирт сгубил.. Пить начал, вот и стал рабочим…
    Незаметно разговорились.. Оказалось что Михаил родом с Урала, служил на Дальнем Востоке срочную, после увольнения в запас устроился в геологическую партию и вот больше двадцати лет бродит по тайге.. Всё имущество в тех мешках..
     - Всё время только в геологах?
     - Почему в только в геологах? И браконьерничал.. Икру заготовлял. Забросят на вертолёте бригадой подальше и заготавливаем бочками икру, потом вертолётами вывозят. Несколько сезонов провёл в тайге. Дают продукты, оружие, капканы, выделяют район. Весной забирают с пушниной.. Всяко было и фарт был, соболей брал по сотне.. а то только за продукты рассчитаться хватало.. Ведь в природе как устроено. Кедровый стланник урожай шишки не каждый год даёт. Вот скажем в эту осень все кусты шишками увешаны – бурундукам и грызуна раздолье. Следующей весной их поголовье стремительно растёт, ведь перезимовали почти  все. Тут соболям, горностаям пир. Теперь их черед увеличивать численность… Тогда и лови их десятками. Ведь на следующий год не уродит шишка и начнётся в тайге мор..
    - Домой то хоть ездишь?
   - Раньше чаще, а теперь уже не к  кому, - хвастливо добавил, - раньше когда приеду домой, то деревня неделю пьёт.. Коровы ревут, доярки пьяные, мужики в поле не выходят.. А теперь лишь самому на половину отпуска хватает, потом на подножный корм приходится переходить.. Да я дальше Чумикана и не добираюсь..
     До его отъезда встречались не один раз и он при каждой встрече рассказывал что-нибудь интересное…
    - Вот смори на птичек, - рядом с курилкой стая пичуг, похожих на воробьёв, только ярче раскрашенных, расклёвывали засохшие ягоды шиповника..
     - Ну что тут странного, кормятся..
    - Эва… кормятся. Зима будет холодной и злой.. Верная примета. Обычно плоды шиповника идут в корм ближе к весне, а теперь видишь как шурудят, - помолчал немного и добавил..
    - Вот почему коршунов-белохвостых орланов стало намного меньше…
    -Экология, браконьеры..
    - И это тоже, но не главное. Медведи стали зорить гнёзда..
     - Так ведь те выбирают дерево не просто так, отдельно стоящее и на которое залезть не так то просто..
     - А я считаю, что какой то пестун, а может и взрослый, но попроворней остальных залез на дерево и птенцов съел. Научил следующий выводок и те тоже стали гнёзда зорить…
     - Ну ты скажешь тоже… что целую школу образовал..
    - Зря не веришь..
    - У эвенов и пестун и медвежата обозначаются одним словом –«аманаган», что переводится как маленький медведь. А они всё примечают..
    - Я сам сколько раз видел.. Пестун не только смотрит, чтобы малыши не разбежались, но и учит корм добывать..
      - Расскажи… очень интересно..
    - Ну вот например такой случай.. Шёл я с геологиней по откосу небольшого распадка, шишка ка раз поспела.. У неё рюкзак и карабин, у меня тяжеленый мешок с образцами. Присели отдохнуть, а тут ниже по склону пестун нарисовался и двое медвежат, тем месяцев по семь-восемь. Пестун ветку с шишками нагнул и давай грызть, только шелуха изо рта летит. Медвежата все что то нюхают, пытались голубицу рвать, а та переспела –давится. Нагнул в очередной раз пестун ветку и подзывает  медвежат и показывает – мол ты нагибай, а ты рви. Потом поменял местами. Мы думаем, что пестун от слова пестовать, еще около мамки учится, а он в том году уже школу выживания прошел и теперь вот – малых учит, пестует, - он замолчал и на какое то время задумался..
     - Я еще один эпизод приведу.. Он правда страшный.. Медведи ведь каннибалы.. Самец при бескормице может и медведицу и медвежат задрать.. Как то раз натолкнулся я на такого.. Канавы рыли на Куюкли, по тропинке до табора далеко, я и решил спрямить. Время было в середине июня – ни грибов, ни  ягод, да и рыба не подошла. Вот самец и выследил самку с двумя детенышами.. Слышу рёв, подкрался с наветренной стороны.. Медведь ведь глуховат и подслеповат, а вот обоняние.. Падаль за десятки километров чует.. Вижу что самец, он более крупный, задавил самку… Распорол живот и внутренностями лакомится.. А медвежата от испугу на деревья залезли. Тут один их них пискнул. Самец определил дерево, на котором тот сидел, разбежался и передними лапами по стволу.. Малыш как шишка на землю. Задавил его самец и таким же образом второго снял. Сложил самку и детвору в кучу, ветками, травой закидал.. А я без ружья, топор да нож охотничий .. Пришлось ждать пока тот уйдёт..
     Не сказать что мы стали друзьями, но каждому появлению на вахтовом посёлке я был рад. Обязательно расскажет какой-нибудь интересный случай из своей бродячей жизни и  обязательно подарит, то камушек интересный, то кусок окаменевшего дерева, возраст которого несколько десятков миллионов лет…
     В это лето я потерял его из виду, стал расспрашивать знакомых геологов. Оказалось что Михаил на Уенме, бьёт канавы. Начальник участка даже рассмеялся на мои вопросы о Михаиле..
    -Да я его в палатку к геологине поселил…
    - Как к геологине? В одну палатку с женщиной?
     - Ты этот подарок природы видел?
    Я догадался о ком идет речь. Видел как то пару раз. Небольшого ростика, худущая, могла приехать на участок и целый день проходить в разорванных на коленке брюках.
    - Медведи повадились на табор ходить, то повара в балок загонят и летнюю столовую разгромят, пока все в тайге; то в палатке нашкодят. Геологиня, та с топором под топчаном спала. Вот я и поселил к ней Михаила.. Мужик он степенный, в том смысле, что в возрасте, на кости не бросается. Баловством заниматься не будет. Та успокоилась, по утрам ему дали оладьи печет..
    Были и у меня встречи с косолапыми. Всё лето бродили вокруг поселка, да и забредали не раз. Но один случай врезался в память видно навсегда. Обходил я как то территорию  и вижу, что у баков с отходами около столовой кто то возится. Посветил фонариком и вижу встает на задние лапы огромный медведь. Рост под два метра, голова с тазик, талия в обхвате метра три и глазищами на меня, а расстояние метров пятнадцать .. Ну … два –три прыжка. Агрессивности не проявляет.. У меня на боку пистолет и две обоймы, но куда с «ижаком» на мишку. Вот если «ТТ», тогда дело другое..
 Распахиваю тогда куртку и ору басом, а голосок у меня еще тот..
    - Да пошел ты косолапый… дальше один мат.
    Тот наклонил голову, принюхивается, опускается на задние лапы и уходит межу баней и туалетом в лес. Послушался. Минут через десять по телу легкий озноб.. А если бы кинулся.. Не приведи Господь..
    Еще одна встреча произошла в сентябре. Вернее узнал, что Михаил на участке и сам  зашел в кернорезку. До меня дошли слухи, что в геологической компании прошли большие сокращения, многих уволили. Михаила тоже.. Того было не узнать. Подстрижен и выбрит. Сразу сбросил с десяток лет.
    - Что делать будешь.. Ни кола ни двора.. Домой поедешь?
    - Да нет, потолкаюсь немного. Расчет брать не буду. Может и забудут, что уволили.
    - Не будь таким наивным. Тебе ведь не 17 лет…
    - Ну попробую поговорить.. Летом люди на канавы всегда нужны…
    - А зиму как пережить?
    - Тут надо думать..
     Через пару дней он улетел со своим скарбом на вертолёте, а я мысленно пожелал ему удачи. Ведь должно когда-нибудь повезти человеку. Ведь не дурак и работящий..