Мраморный дворец 1

Владимир Лилин Киселёв
   Однажды летом на рыбалке в солнечный день дул юго-западный ветер, волн на воде почти не было, клёв рыбы был плохим, видимо, к перемене погоды... Один рыбак поведал мне историю о женщине и о путешествии по лесу.

   Однажды, сказал рыбак, будучи в городе Моршин Западная Украина, когда я находился на лечении по путёвке в санатории «Мраморный дворец» в 1972 году, с первых дней началось знакомство с людьми, начиная с комнаты, где находились вдвоём. Затем за столом в столовой, затем и на улице в беседках. Также во время лечения, принимая лечебные процедуры. Прошло немного времени, отдыхающие в санатории, познакомившись, стали объединяться в группы, чтобы было веселее и надёжнее на случай неприятностей и происшествий. В одну группу входил и я, сказал парень, путешествовали по всем достопримечательным местам данного санатория и небольшого городка Моршин. Затем решили пойти группой в лес без экскурсовода. Время было летнее, июнь месяц, световой день был длинным, поэтому нам хватало времени и на приём лечебных процедур, и на спортивные игры.
 
   Прежде, чем начать историю экскурсии по лесу, расскажу историю одной женщины, которая находилась со мной за одним обеденным столом, приехавшая также на лечение согласно путёвке из города по её словам Новосибирска. Неделю спустя после того, как я приехал в данный санаторий, приехала эта женщина. Посадили её за стол в столовой на место выбывшей женщины, она оказалась сидящей напротив меня. С первых дней она была молчаливой, в разговор ни с кем не вступала. Прошло два-три дня, я сказал сидящим за одним столом со мной мужчине и женщине: «У нас за столом появилась женщина, у которой, видимо, нет языка. Всё время молчит и старается покинуть нас, а ведь мы, сидящие за одним столом, как одна семья и секретов друг от друга не должно быть». Я показал на эту женщину, а она сидела и молчала, словно полный рот воды, и спросил: «А может быть она без зубов? Боится рот раскрыть?» Эта женщина взглянула на меня, улыбнулась и сказала: «Я ведь никого не знаю, поэтому и молчу». Тогда я предложил: «Давайте будем знакомиться. Меня зовут Николаем Ивановичем». Мужчина, сидящий рядом со мною, сказал: «А меня зовут Виктором, а мою подругу Надей». Эта женщина сказала: «А меня зовут Людой». «Ну вот мы и познакомились, - сказал я, - теперь давайте будем друзьями, а друзья друг друга в беде не бросают, будем всегда вместе, где бы мы ни были». На этом знакомство закончилось, Люда сказала: «Я пойду в свою комнату, а то, наверное, старушка заждалась меня. Мы с ней живём вдвоём в одной комнате, - Люда пошла, сказав, - до свидания».

   На третий день после нашего знакомства за столом мы с Людой оказались одни. Я спросил: «Чем занимаетесь в свободное время?» Она ответила: «Ничем. Сидим вдвоём – я да старушка. Она плетёт какие-то кружева, а я просматриваю старые журналы и книги». «А сколько лет этой старушке?» «Точно не знаю, но так с виду ей, наверное, лет 50-55». «А не скучно вам сидеть в комнате, как в заключении, ни с кем не общаясь?» «А что делать? Здесь всё и все чужие для меня». «Не нужно чураться и стесняться, нужно быть общительнее, познакомьтесь с людьми. Вот, например, я, эти мужчины и женщины, они, как брат и сестра, всегда в кругу отдыхающих, ходят по городу, на озеро тут недалеко за лесом. Там есть лодочная станция, пляж, где можно позагорать, купаться, прокатиться в лодке по данному пруду. Там очень интересно, там много бывает людей, среди которых есть и отдыхающие из нашего санатория. - Я спросил её. - Не желаете ли присоединиться к нашему табору? В нашем таборе человек 10-12. Завтра выходной день, мы собираемся пойти на тот пруд, если желаешь, приходи». Она ответила: «Я посоветуюсь со старушкой». «Ну вот и хорошо. Пусть и старушка пойдёт с нами, если у неё есть желание пойти на пруд».

   На следующий день утром Люда сказала: «Я пойду вместе со старушкой». «Вот и хорошо, - сказал я, - значит, в нашем таборе будет хорошее пополнение». По дороге в сторону пруда шли, говорили, шутили, играли вдогонку, кто кого поймает, смеялись. Мы шли втроём – я, Люда и старушка по имени Нина Яковлевна. От моего предложения покататься на лодке Люда отказалась, и мы решили отдохнуть-позагорать на ровном покрытым зелёной травою, словно ковром месте недалеко от воды пруда, наблюдая за природой этого места и за людьми, плавающими в лодке. Также рассмотреть водоплавающих птиц – уток, гусей, черноголовых чаек.

   День был солнечным жарким, на небе не было ни одной тучи. Под кронами деревьев дышать было тяжело, мы не раз подходили к воде, мыли руки, ноги и лицо, чтоб охладиться. Через некоторое время подошла старушка Нина Яковлевна, которая находилась недалеко от нас, сказала: «Я пойду домой в санаторий». Я предложил проводить её до санатория, она отказалась, сказала: «Вы молодые, оставайтесь, а я сама дойду, дорогу знаю». И так мы остались вдвоём на лоне природы среди шумного леса и пруда с чистой водой, словно из родника. Мы говорили о жизни и работе, о своих болячках, удачах и неудачах в своей жизни. Я рассказал о себе, о неудачной поездке в Сибирь моих родителей, о детях, о жене. Люда также рассказала о своей жизни, о сиротстве, что воспитывалась в детском доме-интернате, так как родители погибли в катастрофе. Она долго слушала мои рассказы об отношении к работе, семье, к людям, о моей любови к природе, животному миру и всему окружающему. Она сказала: «Вы, Николай Иванович, хороший, внимательный, рассудительный, понимающий в жизни человек. Я бы с таким человеком пошла бы на край света». На это я ответил: «На край света ходить не надо. Там на краю света жизни нет! Жизнь в середине света с хорошим понимающим, любящим человеком на всю жизнь, который чувствует большую ответственность за людей, которым он обязан!»

   С тех пор, как мы близко познакомились, она не избегала меня, старалась быть рядом. Помню, однажды после обеда вышли во двор санатория, где под крышей были шахматная доска и фигуры, сделанные из дерева, предложил сыграть партию в шахматы, она согласилась. Расставили фигуры, как полагается, определили, кому начать первый ход, первый ход достался ей. Нас окружила толпа отдыхающих людей данного санатория, наблюдая, кто кого победит.

   Я в шахматы играл ещё в детстве, ходы, перестановку фигур знал хорошо. Долго мы переставляли фигуры на шахматной доске. Признаюсь, решил показать своё мастерство, стал её обыгрывать. Когда игра подходила к концу, мужчины мне сказали: «Нехорошо женщину обижать, тем более такую молодую и интересную». «Тогда подскажите ей, если вы умеете играть в шахматы». Один мужчина спросил: «А не обидишься, если она выиграет?» Я ответил: «Вы же сами сказали, что женщину обижать нельзя». Благодаря помощи мужчины, да я и сам решил заканчивать игру, признал своё поражение, а её победу! Мы с Людой стали верными друзьями, но ненадолго!