На бульваре

Алла Жарикова
      Конец семестра. В институте начались зачёты. Английский я сдала досрочно, и в среду могла наслаждаться свободой. Погодка в этот день выдалась чудесная, ясная, с лёгким морозцем. Накануне выпал снежок, и, нетронутый, он красиво искрился под лучами солнца. В то утро мы с Гусаром пошли прогуляться на бульвар. Вскоре там появился Боря со своим боксёром Раджаном. Парень явно был чем-то обеспокоен. Даже не поздоровавшись, он сразу перешёл к сообщению.

-  Алла, ты слышала, в наших краях объявились похитители собак. Воруют и больших, и маленьких, и взрослых, и щенков. Преимущественно породистых, но не брезгуют и метисами. Потом дают объявление, мол, нашлась такая-то собака, и отдают за вознаграждение. А если хозяева не откликаются, то либо продают, либо сдают в виварий на опыты. У Риты из группы Бычка увели её колли, оставленную у магазина. Она только на пять минут за хлебом зашла.  Так, Ритка им потом свою месячную зарплату отдала за собаку.

- Вот твари! – возмутилась я. – А что же Берта? Она что, не лаяла, не вырывалась, не кусалась и спокойно пошла с незнакомым человеком?
- Ну, ты же знаешь, Берта доверчивая, не то, что твой Гусар. Этот пол руки оттяпал бы, да ещё и в милицию вора доставил.

   Боря торопился на занятия в техникум и вскоре ушёл, а мы продолжили прогулку. Вдруг я услышала крики. Кричали мужчина и женщина. Я посмотрела в том направлении и увидела знакомых – пожилых хозяев Чарлика, белого шпица, маленького товарища Гусара по играм. От них, зажав пёсика под мышкой, удирал мужчина.

- Стой! Отдай! Помогите! Чарлик, Чарлик! – кричали старики, но догнать похитителя они были не в силах.

   Долго раздумывать я не стала. Отстегнула поводок,  показала  убегающего и  дала команду «Фас!».  Гусар помчался вдогонку, я за ним.  Вор не успел пробежать и тридцати метров, когда услышал за собой рычание. Возмездие в виде разъярённого эрдельтерьера настигло, Гусар вцепился в его рукав.  Негодяй бросил Чарлика, и он  тут же кинулся к хозяевам. Я взяла своего пса на поводок, а вор завопил на весь бульвар.

- Люди добрые! Что же это творится? Собачники народ своими волкодавами травят!

   Тут же нашлись защитники – две тётки в одинаковых пуховых серых платках, с набитыми хозяйственными сумками и немолодой тощий мужичок.

-  Безобразие, – орала одна тётка басом, - развели собак, людЯм гулять негде!
- Здесь дети игратся, а они своих бульдожек водят! – вторила с привизгом другая.
- Милиция! Где милиция! – вносил свою лепту мужичок.

   Тут я вспомнила, что в кармане у меня лежит удостоверение помощника милиции, выданное местным отделением.

- Милиция на месте, - уверенно заявила я, показывая корочки. – А вы сорвали операцию по поимке вора. Пройдёмте.

   Тётки и мужичок затихли и быстренько убрались, вор под прикрытием заступников покинул бульвар ещё раньше. Я увидела, что хозяин Чарлика сидит на лавочке, откинувшись на спинку,  держится за сердце, и поспешила узнать, не надо ли вызвать скорую.

-  Я дала нитроглицерин, сейчас всё пройдёт – успокоила меня его жена. – Ах, как мы переволновались! Этот бандит выхватил Чарлика прямо у меня из рук. Спасибо вам и вашему отважному Гусару. Не знаю, чем вас отблагодарить.
- Ну что вы! Любой из моих друзей - собаководов  не задумываясь, оказал бы вам помощь.
- Как нам повезло, что вы в это время тут гуляли. Вот что. Вы любите оперу?
- Да, очень. Я вообще люблю классическую музыку.
-Прекрасно, теперь я знаю, как выразить вам нашу признательность. Мы с мужем работаем в Консерватории. Приходите сюда завтра вечером, часов в семь, я дам вам абонемент на два лица для прослушивания выпускных постановок. Знаете, есть очень хорошие голоса, будущее украшение наших оперных сцен.

   Целый год потом мы с моей задушевной подругой Ленкой бесплатно наслаждались прекрасной музыкой и отличным пением.
   Чарлик с хозяевами ушли домой. Я немного поиграла с Гусаром в палочку и тоже засобиралась.

- А я видел, как вы лихо обработали воришку, - раздался вдруг удивительно знакомый голос.

   Рядом стоял невысокий мужчина. Его лицо показалось мне тоже знакомым, только я никак не могла вспомнить, где его видела. Вдруг он крикнул скороговоркой.

- Манюня, Манюня, Манюня, иди сюда, скорей, скорей, давай, давай!

   К нему подбежала маленькая лохматая собачка, по виду помесь таксы, и я сразу вспомнила. Это же известный клоун, Борис Вяткин.

- Вы Вяткин?
- Да. А это моя партнёрша, Манюня. У меня их пять. Все похожи и всех зовут Манюнями. Разное может случиться.  Устанет артистка, или лапу порежет - дублёрша её заменит в номере. Ваш красавец, смотрю, обучен, команды знает: «Ко мне», «Фас». А что-нибудь ещё умеет?
- Конечно, - и Гусар тут же продемонстрировал, как он умеет выполнять разные команды  по голосу и жесту.
- Отлично. А моя Манюнька умеет считать. Ну-ка, Манюня, сколько будет один плюс один?

   Собачка пролаяла два раза.

- Теперь вычитание. Семь отнять четыре. Сколько?

   Манюня три раза подала голос.

- Вот какая умница, отличница. Как это у неё получается, не знаю.
- Знаете, знаете.  «Сколько» - сигнал, по которому собака начинает лаять. И делает это, пока вы руку за спиной держите. Гусар тоже умеет считать, только без подсказки.
- Ну-ка, ну-ка, это интересно.
- Гусар, четыре минус один. Сколько?

   Он пролаял три раза.

- Была, была подсказка. Сначала сигнал «сколько», а потом рука в кармане.
- Пожалуйста. Я руки на груди сложу.
- Гусар, корень квадратный из четырёх?

   Прозвучал ответ – два гава.

- А-а-а. Подмигиваете.
-Ладно, я закрою глаза. Гусар, три плюс два.

   Пять раз подал голос мой четвероногий друг.

- Непонятно. Я давно в цирке работаю, разные методы обучения повидал. Откройте мне ваш секрет, или это тайна?
- Секрет такой – я знаю ответ. Когда собака пролает столько, сколько надо, в голове у меня срабатывает сигнал «стоп». Я не подаю никаких знаков, просто знаю, что больше не надо лаять, и Гусар это воспринимает. Я передатчик, он приёмник.
-  Фантастика! Это что же, телепатия?
-  Свойства мозга ещё не изучены. Возможно, это электрические сигналы, возможно, тепловая энергия, вызванная мозговой деятельностью. Я не специалист в этой области. Гусар в щенячьем возрасте ослеп и научился улавливать мои мысленные команды.

   Вяткин был потрясён. Мы не раз потом встречались на нашем бульваре и, гуляя с собаками, вели интересные беседы о телепатии, о собаках, о дрессировке, о цирковой жизни. В конце весны Вяткин уехал на гастроли, и наши встречи прекратились.