Возможно ли движение MeToo в России?

Мария Ивано
На днях главного редактора интернет-издания «Медуза» обвинили в домогательствах по отношению к жене подчиненного. Из-за «неподобающего поведения» Иван Колпаков временно покинул свой пост до вынесения вердикта советом директоров Meduza Project.
6 ноября по решению совета Колпакову вернули должность главного редактора «Медузы», не обошлось без личного извинения перед мужем пострадавшей.
Галина Тимченко, директор Meduza Project, которая временно заняла пост Ивана Колпакова, комментирует действия главного редактора:
«Произошло это в выходные, человек, выдвинувший обвинения против Ивана, в «Медузе» не работает. Редакция обсудила эти события, по итогам Иван попросил временно снять с него обязанности главного редактора до совета директоров, который должен расследовать инцидент, разобраться в ситуации и что-то решить».
Парадоксально наблюдать реакцию «Медузы» на действия коллеги, которые оцениваются общественностью как харассмент. Совсем недавно, а точнее 5 октября, издание запустило проект, являющийся частью движения #MeToo: на сайте Медузы каждый пострадавший от харассмента человек или же сам домогающийся могли публично признаться в случившемся, просто заполнив анкетную форму.
До сих пор не вышло ни одной статьи, посвященной проводившейся акции. Кажется, что пора начать с публичного признания Ивана Колпакова в содеянном. Попытка «Медузы» бороться с харассментом в России только на словах?
Данная акция была запущена в день публикации расследования журналистов New-York Times домогательств известного голливудского режиссера Харви Вайнштейна, который на протяжение многих лет откупался от раскрытия случаев харассмента. В октябре 2017 года под девизом #MeToo зарубежные актрисы, известные личности начали рассказывать об инцидентах харассмента по отношению к ним.
Движение получило широкое распространение после публикации нескольких журналистских расследований о домогательствах и изнасилованиях со стороны известных личностей. Хэштег MeToo за 24 часа (16 октября) был использован 4,7 миллионов раз на страницах социальной сети Фейсбук.
MeToo зародилось благодаря общественному деятелю Таране Берк, которая использовала эти слова в 2006 году на своей страницы в MySpace. Тарана Берк создала документальный фильм, названный «Я тоже»: в фильме рассказывается о случаях изнасилования женщин, девушек и девочек из темнокожих семей.
15 октября 2017 года актриса Алисса Милано призвала распространять хэштег MeToo в социальных сетях, чтобы показать масштаб проблемы харассмента и изнасилований. Именно с этой даты считается начало активной деятельности движения «Я тоже».
Задолго до движения #MeToo в России проводилась акция #Янебоюсьнасилия: под этим хэштегом пострадавшие рассказывали свою историю, раскрывали случаи насилия. Эта акция не получила широкой огласки.
В начале 2018 года депутата Государственной Думы Леонида Слуцкого обвинили в домогательствах по отношению к журналисткам, которые работают на площадке ГосДумы. Несколько человек, скрывая свою личность, рассказали телеканалу «Дождь» о приставаниях со стороны депутата. Вслед за признаниями некоторые издания приостановили работу в ГосДуме в знак протеста против действий депутата и его безнаказанности. Сам Леонид не признает своей вины. Слуцкого сравнивают с Вайнштейном, а признания журналисток считают продолжением движения «Я тоже». Признание всего нескольких пострадавших не повлекло за собой масштабные раскрытия других случаев домогательств, так как «в России принято замалчивать инциденты харассмента и обвинять в этом самих женщин», как считает журналистка «Ведомостей» Ольга Чуракова.
В итоге, можно сказать, что движение #MeToo в России не состоялось, так как многие боятся публичных признаний и будущих преследований. Акция, которую проводит «Медуза», можно предположить, не будет иметь результата. «Я тоже» не удалось, Леонид Слуцкий остался ненаказанным и продолжает работать в ГосДуме, совершать поездки за границу, Иван Колпаков возвращен на пост главного редактора Медузы.
Итоги подходящего к концу 2018 года, под лозунгом «Я тоже» за рубежом, не утешительны в России. Понятие харассмента никак не отражено в законодательстве страны, уголовная ответственность существует только за изнасилование. После случая с депутатом ГосДумы представитель «Единой России» Оксана Пушкина приступила к реанимации проекта 2003 года о равноправии мужчины и женщины в России. Оксана считает, что нужен отдельный закон о сексуальных домогательствах, но депутат не верит в возможность его одобрения Думой, поэтому надеется на осуществление нескольких поправок к проекту о равноправии полов.
Сейчас косвенно защищает от харассмента статья 21 Конституции РФ: «никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению».