Краснофлотец Георгий Широков

Петр Панасейко
           В последнее время после очередного Дня Победы иногда приходится слышать, что, мол, настоящих участников войны уже не осталось, а на праздник с  наградами приходят бывшие малолетние труженики тыла, да представители категории «Сын полка».  Конечно, спорить на эту тему, например, в нынешнем 2018 году трудно, когда весь российский народ торжественно отмечал 73-ю годовщину Великой Победы. Приплюсуйте к этой цифре «18» (именно столько лет было по минимуму в сорок пятом году победителям), и получим 91 год. Спорить трудно, но необходимо, ибо есть исключения.

            Рассматривая на сайте «Одноклассники»  личные фотографии моей городской одноклассницы Люды Гостевой, я заинтересовался одной из них. На фото один дедушка в морской форме с боевыми наградами в сопровождении двух молоденьких военных строевым шагом идёт по Красной площади. Стал интересоваться, кто такой? Получил неожиданный для меня ответ:
          - Это родной брат моей бабушки по линии папы Георгий Артемьевич Широков. Родился 1 мая 1924 года в Вятской губернии в крестьянской семье.

            Получается, Люда – внучатая племянница дожившего до наших дней активного участника Великой Отечественной войны. В просторечии, она – его внучка, а он – дедушка.

           Как писатель-любитель и как любитель истории ещё со школьной скамьи я не мог, разумеется, не расспросить её о таком известном на всю страну Человеке. Я написал «на всю страну» не для высокой лексики: о Широкове есть много информации в Интернете. Не обошли его стороной и СМИ. Вот я сейчас смотрю на обложку журнала «Природа и человек», номер 5 за 2012 год. На всю страницу помещено фото седого военного моряка с седой бородой в бескозырке с надписью «Балтийский флот». Боевых наград на груди трудно сосчитать. На читателей смотрят добрые глаза доброго человека. Если бы на фото он оказался в гражданской одежде и без наград, то догадаться, что за его спиной три года самой страшной в мировой истории войны, трудно было бы.

        Как уже сказано, Георгий Артемьевич родился в 1924 году. Страшно даже интересоваться, сколько их ребят, его одногодок, прямо со школьной скамьи шагнувших в пламя войны, вернулись потом домой. Такова была учесть того поколения. Но, как поётся в известной песне из фильма «Время выбрало нас», время   действительно выбрало их. И они Отечество не подвели, защитив его грудью.

        Мне, родившемуся в 1956 году, повезло общаться со многими живыми фронтовиками. Увы, не все они любили рассказывать о войне. Кто-то не обладал ораторским искусством, кого-то подводила память. Но были и исключения. К счастью, есть они и сейчас.

         Как рассказывает  Люда, не взирая на 94-летний возраст и болезнь, её двоюродный дедушка сохранил живой ум и прекрасную память. Понятно, что внучка не могла этим не воспользоваться, встречаясь с ним. И не послушать рассказы о войне.

        В настоящее время ветеран находится в Москве в пансионате. Люда  только в этом году уже дважды у него была. Расстояние в тысячу километров между столицей и Тольятти для родственных душ не помеха. Понятно, что не могла она не поехать 1 мая и не поздравить с Днём рождения. Это пока не юбилей, он будет на следующий год, но всё же, всё же. Повторно она его навестила 20 сентября. Можно представить радость ветерана весьма преклонного возраста. Как и радость его родственников из города Тольятти. А они не ограничиваются только семьёй Люды Гостевой. Есть в городе и другие родственники. Но об этом ниже.

        Ранее Широков часто приезжал в Тольятти из Москвы. До 2015 года он старался не пропустить ни одного парада в День Победы на Красной площади. О чём я упоминал вначале.

        Воевал Георгий Артемьевич три долгих года в составе легендарного Балтийского флота. С той лишь разницей, что не на боевых кораблях. Как известно, любой флот – это не только море, хотя  бескозырка  с алыми лентами присутствует обязательно. Защищать Родину от фашистов ему выпало на суше, с помощью железнодорожных путей. Служил краснофлотец Широков в артиллерийской железнодорожной бригаде. Их оружием были пушки-башенки, установленные на платформах.

       Несмотря на то, что в отличие от береговых батарей у артиллеристов на железнодорожных платформах была возможность маневрирования, бригада также несла потери. Война есть война. До сих пор ветеран вспоминает погибшего наводчика в сорок четвертом году, которого ему пришлось заменить.

        Вначале же краснофлотец служил подносчиком снарядов. Не это ли обстоятельство закалило его физически на долгие годы? Снаряд весил 55 килограмм, что больше современного мешка сахара, который  лично я с трудом поднимал. Но ведь таких снарядов ему приходилось носить за день до двадцати штук. Закалка лучше всякого ГТО в мирное время.

     Дралась бригада Широкова отчаянно, не давая врагу «житья». Самой дорогой для себя наградой фронтовик не без основания считает медаль «За оборону Ленинграда». Получил он её в 1943 году за прорыв блокады (не путать с полным снятием блокады). При этом я с удивлением узнал, как рассказывал  дедушка внучке, что та успешная попытка прорыва блокады по счёту была … седьмая. Почему об этом не писали в учебниках, можно только догадываться.

         Седой ветеран особенно любит рассказывать своим внукам и внучкам о двух вещах: о гвардии и своей пушке.  Наименование гвардейская бригада получила в 1944 году. «Гвардия – это, - говорит он, - Великое Святое звание». Что касается пушки, то он называет её «морской универсальной»: её можно ставить и на боевой корабль, и на берегу, и на железнодорожную платформу. Снаряды от неё летели на расстояние до тридцати километров. В одном из комментариев в Интернете пользователь Николай Петров написал:" Лично знаком с Георгием Артемьевичем, несколько раз вместе отмечали День Победы на Поклонной горе. Несмотря на возраст, после парада на Красной площади он приходил к своей пушке".

      Рассказывая о фронтовых буднях, бывший гвардии старший краснофлотец Широков не скрывает правды. Так, в фильмах о войне часто мы видим, как в сорок первом году солдаты в большинстве своём воюют  с автоматами «ППШ». Например, в финале фильма «Золото» проснувшаяся в лесу героиня в исполнении Натальи Варлей видит перед собой советских разведчиков с автоматами. Это – зима сорок первого года. А вот что говорит ветеран: «При прибытии на фронт в 1942 году  получил в своё распоряжение личное оружие – винтовку Мосина, с которой воевали ещё в Первую Мировую войну".

        9 мая 1945 года Георгий Артемьевич встретил под городом Пиллау. Многие из нас видели прекрасный советский фильм «Первый день мира». Там показано, как в первый день мира погиб советский офицер. Увы, официально война действительно окончилась девятого мая, но, как говорит ветеран, в некоторых местах по пути их продвижения эсесовские части сопротивлялись вплоть до 11 мая.

         Никогда не уклоняется бывший краснофлотец и от вопроса: «Страшно ли было на войне?». Отвечает: «Ещё как страшно!». Как не вспомнить слова фронтовой медсестры Юлии Друниной:
                «Я только раз видала рукопашный,
                Раз – наяву и тысячу во сне.
                Кто говорит, что на войне не страшно,
                Тот ничего не знает о войне».

        Из всех военных воспоминаний ветерана мне в душу запал один эпизод. Он рассказывал, как 9 мая 1945 года они праздновали День Победы. При этом одна фронтовая медсестра одела красивое платье. Спрашивают: «Откуда оно?». Отвечает: «Всю войну в чемодане хранила». Прочитав это, понимаешь, что советский народ не мог не победить в той страшной войне, если уж девушки, одев гимнастерку, тихонько на фронте берегли до лучших времён свои лучшие платья».

        А теперь о других родственниках Георгия Артемьевича в Тольятти.

       Работая в кадрах одного из производств АВТОВАЗа я однажды случайно увидел у своей коллеги Сафоновой Татьяны Константиновны в её компьютере  знакомое теперь мне фото с Красной площади. Это, как я нынче знаю, шагал в морской форме и с наградами бывший гвардии старший краснофлотец Георгий Широков. Кто он я догадался, зная девичью фамилию Татьяны – Широкова. Фото у нее появилось накануне Дня Победы.

            Прошли годы, и когда я увидел такую же фотографию ветерана у своей одноклассницы, то вспомнил и тот случай. Оказалось, я ошибся, подумав, что Татьяна поместила фото своего дедушки. На самом деле, это её дядя, то есть родной брат её отца Константина. И вот тут-то я столкнулся во второй раз с необычным явлением. Людмила Гостева младше Татьяны Сафоновой на четыре года. Как получилось, что один и тот же человек Георгий Артемьевич первой доводится, по сути, дедушкой двоюродным, а второй – родным дядей? Бывает, как видим. В отличие от первого раза, теперь я сильно не удивился. Тогда я случайно обнаружил, находясь в гостях на своей малой Родине на Украине в 1991 году, что мой бывший сельский одноклассник Володя Панасейко мне не троюродный брат, как я считал, обучаясь в школе. Настоящим троюродным братом оказался … его отец Григорий Панасейко. Вот так-то!

          О своём дяде Татьяна отзывается с особой теплотой. Пока позволяло ему здоровье, он часто приезжал в город на Волге. Здесь, в Тольятти, и проходили с ним встречи. Со слов племянницы, дядя очень начитанный и эрудированный человек. Много знает. Весьма общительный. Любит рассказывать различные истории.  Особенно его с интересом все слушали, когда он начинал рассказ о своей фронтовой молодости. Её внук Кирилл мог часами  слушать. Когда Георгия Артемьевича в Дни Победы показывали по телевизору, семья Татьяны от него не отходила, восхищаясь своим родственником-фронтовиком.

       Я иногда думаю, какая всё же сложная штука наша жизнь. Давно уже нет в живых ни папы Люды Гостевой, Семёна, ни папы Татьяны Сафоновой, Константина. А вот Георгию Широкову судьба определила долгую и счастливую жизнь. Живым вернулся с войны, дожил до нового третьего тысячелетия, продолжает жить в двадцать первом веке. Вырастил сына и дочь. Я очень надеюсь, что  судьба даст ему возможность отметить 1 мая 2019 года и очередной 95-й юбилей. И  потомки,  в том числе уже и  правнуки, поздравят Георгия Аретемьевича с юбилеем и пожелают долгих-долгих лет жизни.

09.12.2018 г.

Фото из Интернета