Пенсионерская осень. Начало

Татьяна Боронтова
               
Сентябрь.

Интересно - последний, неудачный мазок художника способен испортить картину? Так финальная сцена в кафе внесла диссонанс в радостную "обстакановку" встречи с подругами, но не омрачила её.
Зоя заявила, прощаясь:
- Старые все стали, советую сидеть по домам и не высовываться в общественные места.
Вот это да! Мы опешили:
 - Неужели всё в нас так плохо?
Зоя с сожалением привела веские доказательства увядания, указывая по очереди на каждую из нас, немного не договаривая, просто намекая.
- Вспомни, Рита, какая ты пышечка была (а теперь сухофрукт скукоженный).
Рита растянула губы в улыбке, обозначив мимические морщины и тем самым подтвердив жестокое обвинение.
- А у тебя, Ира, волосы были чёрные, смоляные! (а сейчас седые, как у облезлой мыши).
Ира тут же изолировала предательский белый волос, но это не спасло ситуацию: все ведь не вырвешь.
- Ну а Света? -  предъявили мы козырь - неувядающую молодость подруги, которая чуть ранее и вовремя убежала домой от внезапно настигшей нас справедливой критики.
- А что Света? - продолжила Зоя безжалостно. - Я незаметно залезла ей под блузу (не поленилась - изловчилась!) и потрогала её рыхлый живот. А раньше она была стройной, подтянутой!
Хорошо, что Зоя не успела добраться до моей лебединой шеи, припрятанной "глухим" воротничком (сверху теперь буду косынку надевать).
- А зубы?! - добила она нас, ударив по больному.
Приговор, который мы получили, обжалованию не подлежал: домашний арест... пожизненно...


Но как только я вышла из кафе и окунулась в разноцветную осень, слова Зои улетели из головы, как ненужный листок, гонимый ветром.
Возвращаюсь домой по жёлтым дорожкам, усыпанным яркими кленовыми листьями. В прозрачном воздухе разливается солнечный погожий денёк. Вспоминаются приятные моменты. Я дарю подругам по экземпляру моей книги сказок "Дни недели". Анна задаёт правильный и нужный градус нашей встрече, заказывая 2 бутылки "Шампанского":
-Таня, я с удовольствием читаю твои сказки. Пиши! У тебя здорово получается!
-Ты во многих обычных вещах видишь сказку, и это замечательно! - поддерживает меня Лариса.


Обсуждая наш девичник, выкладывая фото и комментарии в "Одноклассниках", я пишу:
- На встрече мы поделились друг с другом своими увлечениями, интересными событиями: узнали о путешествии в Сочи и новоселье, выходе на пенсию и замуж.
Переписка оживляется:
- Я что-то важное пропустила? Кто замуж вышел?
- Не буду раскрывать секрет, тем более не мой. Думаю, что ты догадываешься, о ком речь, а кто не был с нами, узнает лишь 13 октября, на следующей встрече. Вот наказание-то!
- И я хочу знать про Сочи, новоселье и замуж! Кто счастливчик-то? Намекни хоть, на какую букву?
- На "Н". Больше не имею права сообщать!
- Вот ты интригу завернула. Только в нашей группе было семь человек с именами на "Н".
- Как теперь не быть на следующей встрече?! Ведь хочется узнать подробности.
Запуская "утку", я лишь озвучиваю фразу Норы о том, что она мечтает познакомиться с достойным мужчиной и выйти замуж. Я не беспокоюсь, что доверие подруг пропадёт, когда они узнают правду. До нашей следующей встречи целый месяц. Дети выросли, на работу не ходить - запросто можно замуж выскочить.


"Дней сентябрьских моменты
В жёлто-рыжей листве
Как твои комплименты,
Кружат голову мне", -  я напеваю строки своей песни и шагаю по ковру из осенних листьев на театральную студию, в которую записалась в конце лета.
Заслуженная артистка России Татьяна Анатольевна Петрова собрала нас в небольшом зале кинотеатра "Октябрь" и попросила рассказать о себе.
- В детстве занималась в театральном кружке. Хочу убедиться, надо ли мне это сейчас. Получится ли? - делюсь мыслями я.
На первом собрании 6 человек, но записано в 2 раза больше, и Татьяна Петрова сообщает:
- Будет организовано два взаимозаменяемых состава. К апрелю отрепетируем комедию современного сценариста Сергея Белова "Мамуля" и сыграем её на сцене кинотеатра. Пожалуйста, найдите пьесу в интернете. На следующем занятии будем раскладывать её по ролям и разбивать на эпизоды. Вы, девушки, - обращается она к моим соседкам, - готовьтесь играть главную роль.
Татьяна Петрова предложила мне роль мамы, досрочно освободившуюся из мест лишения свободы. До нашего эпизода, когда я с мужем неожиданно являюсь в гости к дочери Нине, ещё 3 сцены. Актёры мы никакие, приходится отрабатывать на репетициях почти каждое действие, убеждаясь, что главное - не только реплики.
- Татьяна Анатольевна, в каких спектаклях Вы задействованы?
- Скоро "Касатка" Алексея Толстого, я играю не главную, но интересную роль барыни.


Захотелось в театр, тем более сегодня - открытие сезона. Мой муж никогда не был театралом, и я не принуждаю его сопровождать меня, надевать шубку в гардеробе (а также тратить своё время, дожидаясь меня в магазине одежды у примерочных, пока я подбираю наряды). «Есть у нас другие интэрэсы», как поётся в одесской песенке.
Я звоню подруге:
- Маша! У тебя есть желание пойти к 18.00 в драмтеатр на "Касатку"?
- Идём, - соглашается она, несмотря на дождливый вечер. Муж конечно после спектакля обо всём подробно расспросит, как Маша, что у них с сыном нового (убедится, на всякий пожарный, что я действительно была с ней). В молодости мы дружили семьями, пока не умер Машин муж. Почти сорок лет назад мы познакомились в баре на Дзержинке. Здесь было накурено, хоть топор вешай,  коктейль нам не понравился, публика и обслуживание тоже. Моряк моряка видит издалека – напротив маячили такие же "белые вороны" в  открывшемся недавно заведении. Сначала они сели за наш столик, а потом пригласили к себе в однокомнатную квартиру. Мы ели картошку на растительном масле, пели под гитару. Походы в Солотчу, шашлыки, рыбалка! Как здорово, что всё это было! Под впечатлением воспоминаний быстро доехала по вечернему городу до центра. У театра меня ждёт Мария. Она всегда улыбается, несмотря ни на какие жизненные невзгоды.
- Как проходят репетиции? – интересуется она. 
- Скоро будем отрабатывать эпизод, где я в роли мамы. Если не получится, то не стану тратить время.
- Думаю, справишься. Тебе нужно обязательно направлять свою энергию в мирное русло.
Она снимает пальто и остаётся в тонком светлом трикотажном платье и коротенькой, облегающей только грудь, бежевой кофточке с длинными рукавами.
- Прекрасное болеро. Тебе идёт! – восхищаюсь я.
- Сноха сказала, что это уже не в моде. И даже показала в интернете перечёркнутый наряд с надписью: «Нет! Нет! И нет!»
- Какая прелесть, что мы свободно носим то, что нравится, - и воодушевлённые предвкушением праздника, мы легко поднимаемся по ступеням на второй этаж в зрительный зал.
- Я что-то раньше у тебя не видела этой блузы с расклешёнными рукавами. Ты первый раз надела эту бордовую красоту?
- Конечно! Эту обновку только в театр. Она на застолья не годится. Можно просидеть весь вечер с пустой тарелкой, иначе подвижные рукава непременно окажутся во всех салатах.
- Ты неотразима! – говорит Мария, а звонки сообщают о начале премьеры.

Актёры играют великолепно! Внятно и естественно произносят свои реплики, а мои друзья на репетициях шепчут так тихо, что с третьего ряда не услышишь. Я постараюсь громко говорить, когда придёт моя очередь.
На сцене появляется барыня, наполнив зрительный зал энергией таланта. Она безудержно хохочет, и кажется, что вошли не 3 человека, а целый хоровод гостей, приглашённых на свадьбу. Жаль, что никто не дарит Петровой цветов, и я поскупилась, а она этого заслуживает!
Зато на ближайшей репетиции я поздравляю её с началом театрального сезона и желаю аншлагов!


Татьяна Анатольевна поправляет и корректирует игру "актёров".  Я поддерживаю своих товарищей по несчастью, аплодирую:
- Молодцы! Лучше получилось!
- Ну спасибо, а то я уже всё бросить собрался, - благодарно пожав мне руку, честно признаётся Алексей, по пьесе - мой будущий зять.
Марина делится переживаниями:
- Мне не нравится, что Татьяна Анатольевна не хвалит меня, а говорит, чтобы я училась у Веры и так же играла роль Нины.
- Ты молодец, хорошо выговариваешь слова. А у Веры ничего не разберёшь. Она очень торопится, непонятно, что произносит. Мне нравится, как ты играешь. И ловко ты перевела внимание на Веру, предложив ей выйти на сцену вместо тебя. Хвалю за находчивость!
- Конечно, то так просят играть, то эдак! Не поймёшь!


Даже в городском транспорте я представляю, как стану действовать на сцене, что делать: наливать, раскладывать, поворачивать голову, ходить, на кого смотреть; якобы поднимаясь по лестнице, ухвачусь за поясницу, чтобы всё казалось по-настоящему.
Еду я в библиотеку С. Есенина на заседание литературной ассоциации "Переяславль" под руководством Владимира Ивановича Крылова. Сегодня состоится вечер памяти, посвящённый 100-летию со Дня рождения Героя Советского Союза, прозаика, журналиста и краеведа Ильи Филипповича Андрианова. Лётчик Андрианов сбил 22 вражеских самолёта, а материалы его книги "Летай выше, сынок!", которую дарит библиотеке его сын, вошли в картину "В бой идут одни старики". Вечер запоминается застольем, пением под гитару и прекрасными высказываниями коллег - уважаемых краеведов, активных, талантливых писателей, общественных деятелей, настоящих патриотов Родины, много делающих для процветания Рязани.