Улыбка

Магда Кешишева
   В последнее время на портале всё больше пользователей сетуют на бездуховность нынешней молодёжи. И этому есть причины. Недавно, слушая "Русское радио", я была поражена. Ведущие задают слушательнице вопрос, за верный ответ на который она получает приз. Вроде, ничего особенного, но ... Вопрос звучал так: - "Где жили старик и старуха в сказке Пушкина о золотой рыбке?" Дорогие мои, такой вопрос уместно было бы задать детям средней группы детского сада, а не взрослому человеку!
   Если бы спросили, скажем, как звучит эпиграф к "Борису Годунову", или, кому посвятил Глинка романс "Я помню чудное мгновенье" на слова знаменитого стихотворения Александра Сергеевича Анне Петровне Керн, то можно было бы как-  - то  понять вопрошающего.

   Но, с другой стороны, смотрели ли вы  недавнюю передачу "Давай поженимся", где американец из Лас - Вегаса, которому не повезло в первом браке с русской, рискнул наступить на те же грабли? Это было что - то!!!
   Роза Сябитова решила устроить экзамен девушкам, которые пришли, как любит повторять Лариса Гузеева, "бороться" за жениха. Нет, то, что хотел увидеть американец Тим - девушку, умеющую готовить борщи и сырники, с внешностью стриптизёрши - было на лицо, девушки постарались. Но всё "испортила" Сябитова. Она "успокоила" потенциальных невест, сказав, что всё в формате школьной программы: следует взять билет, в котором напечатаны первые строки произведения Пушкина, и продолжить текст. И что?

   Первой девушке, весьма откровенно одетой, надо было продолжить:
 - Я вас любил, любовь ещё, быть может...
   Гузеева мягко спрашивает:
 - Пушкина помните?
 - Так себе.
   Дальше ведущая читает стихотворение, а "невеста" с улыбкой повторяет. Вердикт Гузеевой:
 - Молодец!

   Второй билет:
 - "Я помню чудное мгновенье..."
 - А я не помню...
 - Русский язык вы сдали на двойку, - резюмировала астролог Василиса(не буду придираться к ней - экзамен был по литературе, а не по языку).

   Вторую девушку попросили продолжить всё то же "чудное мгновенье". Результат был аналогичный. Второй вопрос - продолжить письмо Татьяны Онегину - "Я к вам пишу, чего же боле..." - девушка тоже не осилила. Василиса искренне удивилась:
 - Откуда они, эти люди с высшим образованием?!

   Третья девушка, хоть и не смогла продолжить "У лукоморья дуб зелёный..." и отправила кота учёного бродить по полю, но прочла Ахматову. Гузеева отреагировала:
 - Хоть немного знает, обрадовала. Прямо жалко девчонок.
 - Временами становится обидно за державу, - сказала Василиса.

   А я задала себе вопрос:
 - Эти девушки хотят замуж за богатого человека, хотят иметь детей. Прекрасно! Но, что они могут дать своим детям? Как они будут выходить из положения, когда надо будет отвечать на многочисленные "почему?" ребёнка?

 ... Через пару дней после этой передачи я встретилась с друзьями - был день рождения одной из нас. Эти встречи - всегда праздник общения, узнавание чего - то нового, интересного, шутки, смех... Так было и в этот раз.
   Когда вкусненько поели, приятно поговорили и сидели за чашкой кофе, именинница спросила:
 - Девочки, кто смотрел недавнюю передачу Гузеевой?
 - Это ты говоришь о "великих интеллектуалках"? - засмеялась Лара.
 - О них, о них.
   Что тут началось! Перебивая друг друга, громко и возмущённо стали мы воссоздавать позорную ту передачу. Одна Света молчала, загадочно улыбаясь.
 - Светик, а ты что молчишь?
 - Вас, возмущающихся, так много, что мой голос утонул бы, мои дорогие, но, если вы теперь повторите свой кофе, я скажу, что пришло мне на ум. Если честно, я об этом подумала не сейчас, а сразу после передачи.
 - О чём это ты подумала?
 - Если не будете перебивать, скажу.
 - Не томи уже, мы слушаем.

 - Я вспомнола один рассказ Рэя Брэдбери...
 - Но ты же не любишь фантастику, - вставила Рита.
 - Ритуль, не люблю, но читаю. Я и детективы не особенно люблю, но читаю и Сименона, и Агату Кристи, и Акунина. Для общего, так сказать, образования. Ладно, ушли от темы, продолжу. А вспомнила я рассказ с замечательным названием "Улыбка". В своё время он поверг меня в невесёлые раздумья о возможном воплощении в жизнь фантазий автора. Вот ты, Ларчик, любишь научную фантастику, и Брэдбери, конечно,  читала.
 - Естественно.
 - А "Улыбку" помнишь?
 - Не припомню что - то...
 - Тем лучше, послушаешь с интересом. Я не буду подробно рассказывать, чтобы не утомить вас. Расскажу вкратце.
 - Нет уж, давай рассказывай подробно.
 - Ладно, постараюсь. Я, правда, давно читала, но некоторые моменты так тронули, что я их запомнила на всю жизнь. Итак, дело происходит в далёком будущем, на главной площали города, ранним утром, когда ещё и солнце не взошло. Убого одетые жители города и предместий стоят на лютом морозе, чтобы, когда подойдёт их очередь ... плюнуть.
 - Что?!
 - Плюнуть... Здесь же стоит мальчик Том, который пришёл сюда из деревни, не совсем понимая, что будет происходить, и, главное - зачем. Кто - то уговаривает его вернуться домой и уступить своё место тому, кто знает в деле толк. Том несмело говорит, что слышал - ОНА улыбается и сделана из краски и холста. Один из мужчин сообщает, что ОНА висит на столбах и огорожена, чтобы люди не подходили слишком близко. Что власти запретили бросать в неё камни, что можно только плюнуть. Мальчик слушает и пытается узнать, почему надо в неё плюнуть. Ему  объясняют, что дело в ненависти ко  всему, что связано с прошлым. Прошлое превратило города в развалины, войны уничтожили дороги, от радиации ночами светятся поля... Короче говоря, эти люди полны ненависти ко всему, что поломало их жизнь. Один из мужчин говорит, что все те, кто правили  миром в прошлом, идиоты, и нынешним людям остались только "эти праздники".

   Том начинает понимать, о каких праздникаж говорит мужчина, и вспоминает, как озверевшая толпа со смехом уничтожала автомашины, сжигала книги, громила и взрывала заводы. Ему хочется узнать, что будет дальше:
 - ЭТО никогда больше не вернётся?
 - Что, цивилизация? А кому она нужна?
  Кто - то пытается выразить надежду, что всё может измениться, если появится человек, который вернёт не старую цивилизацию, а другую, и сделает людей счастливыми. На него шикают, не веря в это.

   Наконец появляются полицейские, которые должны следить, чтобы никто не поднял камень. Очередь продвигается, и Том видит ЕЁ, картину. Как заворожённый он смотрит на таинственно улыбающуюся женщину. Мужчина сзади толкает его:
 - Давай, давай, плюй!
 - Но она же красивая, - недоумённо произносит мальчик. Он смотрит на картину и ему кажется, что эта улыбка предназначена ему. Сердце его колотится, а в ушах звучит чудная музыка. Он спрашивает:
 - Как её зовут?
 - Кажется, Мона Лиза.

   Тут один из полицейских объявляет, что власти решили передать картину жителям, чтобы они её уничтожили. Люди с ликующими криками кидаются к картине и  рвут холст. Кто - то жуёт куски холста, кто - то ломает раму. Людской поток, толкая мальчика, выносит его к картине. Повинуясь стадному чувству, он протягивает руку, и срывает кусочек холста.
  Весь в ссадинах и порванной одежде выбрался Том из толпы и, прижимая к груди кусочек холста, побежал домой. Дома все спали. Мальчик лёг в кровать, всё ещё прижимая холст к груди. По щекам его лились слёзы, рука дрожала, а перед глазами стояла добрая улыбка красивой женщины. Когда Том раскрыл ладонь, на ней лежала ... Улыбка... Взволнованный мальчик осторожно сложил холст, спрятал его на груди и уснул. Всю ночь снилась ему эта таинственная Улыбка...

 - Ну, дорогие мои, что приуныли?
 - Грустно... и  страшно...
 - Да уж...
 - Есть, о чём подумать ...
 - Печальный прогноз, но остаётся надеяться, что Такого никогда не будет...
 - Дай Бог...