Жетоны на суп

Светлана Гасюк
Тысяча девятьсот сорок четвертый год. Ещё идёт война. Мама с двумя детками возвращается из эвакуации в маленький городок в Харьковской области. Утром идёт на работу и по пути отводит пятилетнего сыночка в детский садик. Дочке семь лет, идёт в школу. Вечером она же забирает братика из садика и ведёт домой. Рабочий день у мамы длинный!..         Недалеко от дома, где живёт семья, находится столовая. Здесь можно брать обеды на дом.    Каждый день мама оставляет деньги дочери. На эти деньги девочка покупает три жетона на суп, а мама вечером разливает его на три тарелки, и семья ужинает. Мальчика кормят в садике, а для мамы и дочки это единственная еда за день.    В одно из посещений столовой девочка, как всегда, купила три жетона на суп. Жетоны представляли собой металлические номерки на одежду, взятые из местного Дома культуры. Они были скользкие, и приходилось держать их очень крепко, чтоб не уронить.        Стала в очередь у прилавка. Подошедший инвалид случайно зацепил своим костылем ребенка, и жетоны веером разлетелись из рук девочки. Она наклонилась, чтобы их собрать, один нашла, кто-то подал ей другой. Третьего не было. В отчаянии она попросила соседей ещё поискать. Отодвинулись, заглядывая под ноги.   Нет!     Подошла ее очередь. Девочка была крохотная, по росту меньше всех в классе,а прилавок- высокий, только глаза находились на уровне прилавка. Всегда кто- нибудь помогал ей поставить котелок на прилавок, а потом снимал и подавал ей в руки уже наполненный.     Рядом с котелком девочка положила жетоны и сказала:  Дайте мне три порции супа, пожалуйста.    Раздатчица взяла жетоны.   - Но у тебя только два!   - Тетя, я купила три жетона, они упали, я нашла только два, но у меня три было!   - Доченька,- сказала женщина,- я не могу дать тебе три порции на два жетона. Прости меня, маленькая, супа может не хватить кому-то , у кого будет жетон.   Девочка забрала котелок с супом и плакала всю дорогу до дома.    Вечером, как всегда, мама поставила три тарелки на стол, собираясь разлить суп. Девочка убрала со стола одну тарелку.   - Мама, я уже съела свою порцию.    Посмотрела мама на дочку. Такого никогда не было! Даже крошки хлеба не взяла бы она без разрешения! Что-то должно было случиться!  И со вздохом разлила суп в три маленькие тарелки.