О Кебурахии

1. Знамения, предшествовавшие появлению Кебурахия в Империи, были такие. Некий раб, несший своему господину с рынка цитрусы, вернулся к господину своему с ушами размером в два с половиною фута. Аллигаторы в Колизее пели непотребные стихиры и отказывались пожирать гладиаторов. На небе многие рабы видели свечение звезды, подобной цитрусу. Императору же сивиллы растолковали: явился ужасный философ, который сделает так, что сестерции и тетрадрахмы будут источать зловоние.

2. О Кебурахии доподлинно известно, что происходил он из стран полуденных. В Империю прибыл он тайно, на рабской галере, пришедшей из Предела Африки. Весь путь на галере проделал Кебурахий, словно мертвец, лёжа в саркофаге из дерева. Кто положил его в тот саркофаг, о том ни один автор не пишет. Был ли Кебурахий изгнан из отечества, или бежал тайно, страшась гнева Кесаря Африканского, о том ничего не известно.

3. Роста Кебурахий был не более фута и ещё полфута, ликом смугл и покрыт тёмной шерстию; уши имел размером более ладони. Блаженный Успений в своём трактате "О Кебурахии" говорит, что питался он лишь диким цитрусом, у Геркулесовых Столпов произрастающем, а более - ничем.

4. Тот же автор сообщает нам, что на вульгарном наречии, принятом в Империи среди плебеев, изъяснялся Кебурахий свободно, а изъяснялся ли он на иных наречиях варварских, то нам неизвестно. Происхождения Кебурахий, по всей видимости, был низкого, так как о родителях его и предках Блаженный Успений в своём трактате ничего не сообщает, и о родовых его ларах ничего не упоминает.

5. Прибыв в Империю, Кебурахий поселился изначально в малом павильоне, стоявшем близ овощной лавки одного торговца, где торговали оливами, цитрусами и зеленью. Павильоны эти благородные граждане и плебс для переговоров друг с другом на расстоянии используют. Довольствуясь столь малым жилищем, прожил в нём Кебурахий некоторое время, проводя ночи в размышлениях, а дни - в прогулках по Городу, что свидетельствует о том, что был он философом эллинской школы киников. Когда же обращались к нему с вопросами, отвечал им: ищу аллигатора.

6. Через некоторое время угодно было богам, чтобы прибыл Кебурахий в Колизей, в коем жил аллигатор Геннадиус. Этот аллигатор, живший в Коллизее, был вольноотпущенником, и поселен там был ещё во времена Тита для пожирания рабов и иных прочих гладиаторов на радость благородным гражданам и плебсу. Однако же в те годы о которых нам известно, аллигатор сей уже никого не пожирал более, а проводил дни свои в термах, в музицировании на кифаре и гидравлосе, и сочинении стихир.

7. Об аллигаторе Геннадиусе известно немногое. В летописях тех варваров, что живут у края полуночи, говорится о корокодилах, зверях лютых, выходивших из Волхова, и множество черни пожравших. Но прибыл ли в Империю аллигатор Геннадиус из земли полунощных варваров, или из иного Предела, о том ни один автор доподлинно не упоминает.

8. Известно также, что знаком был Кебурахий с некоей Галой. Про ту Галу многие авторы сообщают, что была она гетерой и плясала в цирках, услаждая плясками своими благородных граждан и плебеев. Но взошла ли эта Гала на ложе к Кебурахию, или делила ложе с аллигатором Геннадиусом, о том Блаженный Успений и иные авторы в своих трактатах ничего не сообщают.

9. Подученный ли плясуньей Галой, либо придя к тому через философские размышления, задумал Кебурахий построить в Городе невиданный прежде никем лупанарий, и поселить в нём не только людей, но и животных. Так, Блаженный Успений сообщает нам, что когда лупанарий был возведён, жили в нём Обезьяна, Собака и Лев. Видимо, велика была жертва богам, принесённая Кебурахием, раз терпели они в Городе такое бесстыдство!

10. Также известно, что увидев однажды центурию молодых легионеров, отправлявшихся на усмирение мятежа варваров в Галлии и Британии, возжелал Кебурахий в сердце своём стать легионером, и к тому же склонил аллигатора Геннадиуса. Когда же центурион тех легионеров отказал Кебурахию и аллигатору Геннадиусу зачистить их в центурию, то они двое, ослеплённые отчаянием, стали творить разные безумства.

11. О безумствах тех Блаженный Успений пишет: крали они оба различные железные вещи у вольных граждан и у рабов, и сносили то железо в одно тайное место. Когда же собрали они железа столько, что из него воздвиглась целая гора, то позвали они к той горе центуриона, и рекли оба: посмотри, сколь мы сильны, что воздвигли гору из железа! Но не принял их тот центурион в свою центурию.

12. Тогда, подученный Кебурахием, аллигатор Геннадиус совершил святотатство. Ворвался он в один из малых храмов Юпитера, и уронил жертвенник, и разбил все статуи, говоря: устрою здесь лупанарий, и возлягу в нём на ложе с юными отроками. Отроки же и рабы, подученные Кебурахием, стояли поблизости в ожидании оргии.

13. Блаженный Успений в своём трактате сообщает нам, что боги не допустили аллигатору Геннадиусу растлить тех отроков, и извергли этого аллигатора из осквернённого храма Юпитера, ударив в нечистивого аллигатора молниями, и так прогнали его прочь. Слава Юпитеру!

14. Плиний Средний сообщает также, что однажды, употребив магию, создал Кебурахий колесницу, что летала по воздуху, размахивая вёслами, что были у неё, как крылья. Возомнив себя равным богам, вознамерился Кебурахий взлететь на небеса, низвергнуть Юпитера-Громовержца, и воссесть сам. Но боги не допустили этого, и, поднявшись на небо на короткое время, низвергнут был Кебурахий, и пал он на землю за городскими термами, и покалечился, а колесница, летавшая по воздуху, разрушена была при падении.

15. Тогда, окончательно впав в безумство, затаив чёрную злобу в сердце своём, придумал нечестивый Кебурахий злодейство, которого ещё не было. Принеся гекатомбу, подговорил он аллигатора Геннадиуса, что стал к тому времени слепым и послушным орудием в лапах его, соблазнить почтенную матрону Капокликию, и возлечь с нею на ложе. В то время аллигатор Геннадиус уже сделался, как раб Кебурахия, и всюду носил его на шее своей, и служил ему.

16. Капокликия же была матроной очень преклонных лет. Известно о ней, что девственницей была она жрицею в храме Кибелы, а после стала сивиллой, и предсказывала будущее по внутренностям ратусов. Царица же ратусов, Лариция, служила ей, как рабыня, и всегда сопровождала её, прикованная на цепь. Кормилась же Капоклиакия тем, что находила на улицах кошели с сестерциями и тетрадрахмами, оброненные свободными гражданами и рабами.

17. Взошла ли почтенная Капоклиакия на ложе к аллигатору Геннадиусу, или нет, о том сведения разнятся. Пишу об этом лишь потому, что разные авторы говорят об этом по-разному, а где Истина, нам неведомо.

18. Слышал я и о том, что через некоторое время Капоклиакия отправилась вместе с Кебурахием и Геннадиусом-аллигатором в дальнее путешествие. Плиний Младший сообщает, что уселась Капоклиакия вместе с ними на крышу повозки, словно гетера или девица низкого звания. Капоклиакия пела вульгарные стихиры о Колеснице Содомитов, а аллигатор Геннадиус сопровождал её пение игрою на кимвале и цитре. О, боги, какой стыд!...

19. О том ещё упоминают различные авторы, в частности Гай Светоний Транквилл, что, прибыв на берег некоей реки, принудил Кебурахий аллигатора Геннадиуса нырнуть в ту реку, и афедроном своим затворить подводный источник, через который в ту реку стекала моча и гузновица из городских латрин. Верить ли сему, не знаю, а упоминаю об этом только потому, что о том свидетельствуют иные древние авторы.

20. Блаженный Успений указывает, что от этих безумств, злодейств и беззаконий Кебурахия сам Император Веспассиан понёс многие убытки, и сестерции его стали пахнуть зловонием. Содрогнувшись от ужаса, отправил Император свои железные легионы с тем, чтобы они изгнали безумца из пределов Империи далеко на Восход. Но те легионы пожраны были все поющим аллигатором Геннадиусом.

21. Некоторые авторы указывают и иное: будто бы, сам Кебурахий, пресытившись, отправился к варварам, живущим на Восходе, на острове за понтом Ниппонским. А доставил его к тем варварам на своей галере Кот-Мореплаватель, о котором Блаженный Успений также упоминает в своих трактатах. И сообщает ещё, будто бы, те варвары принимали Кебурахия, как равного богам, и оказывали ему императорские почести.

22. О Кебурахии достаточно.


Рецензии