Бьёт - значит, любит

                .                .                .                Бог есть Любовь
                .                .                .                .          ап. Иоанн


        ВРАЗУМЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИСТРЕБЛЕНИЕ
               
                .                Апостол молвил - все ликуют:
                .                «Бог слышит нас, Он любит нас!»
                .                Увы! Вещает грозный Глас,
                .                Что шлёт им язву моровую.


Конечно же, Он травит нас за грехи - они ведь есть у всех и всегда. Вот, мол, и воздаёт нам Боже по заслугам.

               «Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой; пустил стрелы и рассеял их»
               (2 Цар 22:15)
               «Исшел огонь из гнева Его и истребил <…> грешников, как зажженную солому» (3 Езд 15:23)
               «Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их» (Соф 3:6)
               «Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф» (Иер 25:29)
               «Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей» (Лев 26:22)
               «Порази Амалика, <…> предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца»
               (1 Цар 15:3)
               «Ты истребишь дом Ахава, <…>, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков» (4 Цар 9:7)

Поверьте, мне совсем не хочется бередить душу тем, кто Любовь Бога     ч у в с т в у е т :    им, стало быть, она нужна и важна. Потому не читайте и не переживайте. Sorry.

Мои возражения адресованы тем     з н а т о к а м,     которые в     п у б л и ч н о м     п р о с т р а н с т в е     спорят, убеждают, ссылаясь на милосердие Божие, как на данность. И в подтверждение своих слов обильно цитируют Писание: «Господь Бог твой любит тебя» (Втор 23:5), «Любит вас Господь»  (Втор 7:8),  «Господь долготерпелив и многомилостив» (Чис 14:18), «Любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин 13:34)…

Что ж, поцитирую и я.



        ВЕТХИЙ ДНЯМИ

                .                Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне
                .                .                Ин 5:36

А вот и дела:
       
          «Поразил Господь народ весьма великою язвою» (Чис 11:33)
          «Поразил Господь жителей города от малого до большого» (1 Цар 5:9)
          «И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду» (2 Цар 12:15)
          «Господь поразил всех первенцев в земле Египетской» (Исх 12:29)
          «Всякого человека, последовавшего Ваал - Фегору, истребил Господь» (Втор 4:3)
          «Народ великий, многочисленный и высокий, как [сыны] Енаковы, и истребил их Господь» (Втор 2:21)
           И так далее, и тому подобное ещё много-много раз*…

Вы спросите, не жестоко ли всё это?
Да как бы нет, ибо Книга доходчиво разъясняет: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:12). Примерно так, как говаривали у нас на Руси: «Бьет – значит, любит». Бьет хоть сурово, но справедливо; больно, но ведь во благо…

Что же, когда-то, давным-давно такие патриархальные отношения отцов и детей действительно считались нормой, но нынче они выглядят дико.
Какая уж тут любовь! Ни малейшей нежности, ни жалости, ни понимания, ни прощения…
Напротив, сплошь и рядом наказание обрушивается на провинившееся «дитя», как снег на голову. И какое!
Ослушался – СМЕРТЬ. Поклонился другому – СМЕРТЬ. С иноверцем якшался – СМЕРТЬ. Сыну – за отца, отцу – за сына…

              Адама прогнал, Каина изгнал, мир утопил**, строителей Вавилона разогнал, Египет пытал, Израиля
              карал, детей поражал, народы истреблял, содомцев сжигал, даже своих преданных чад – Иова,
              Иону, Авраама – испытывал «не по-детски».
              .
Ни покаяния, ни искупления Верховный Судия не дожидался: коль согрешил – так получай по полной!

Кому-то покажется, что в этом и состоит отцовское воспитание. И то сказать: «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр 12:6)
Вот только смущают меня сами    н а к а з а н и я     эти – наказания изуверские, сродни дантовым кругам Ада: провинившихся терзают звери, жалят шершни, поглощает земля, покрывают язвы, изнуряют голод и жажда, рассекают мечи, истребляют враги.
Да уж во благо ли всё это? ***

          «Пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать,
           и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять» (Иер 15:3)
         «Поразил Господь внутренности его болезнью неизлечимою. Так было со дня на день, а к концу второго
           года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях (2 Пар 21:18-19)
         «Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не
            возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.
            С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем;
            виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им.
            Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день
            истаевать о них, и не будет силы в руках твоих.
            И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои» (Втор 28:27-35)

Время от времени побитые и изувеченные "дети" задаются вопросом: "За что же Он наказывает нас?" Ответ на него прост, как две копейки: за всякий грех, но пуще всего – из ревности.
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим!» (Исх 21:3) – вот тот зарок, преступать который подобно смерти.

           «Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете
            служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете
            с этой доброй земли» (Нав 23:16)
           «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас»
           (Нав 24:20)
           «За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих,
            воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет» (4 Цар 22:17)
           «И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон» (Исх 32:35)
           Если в городе появятся "нечестивые" люди, уговаривающие жителей поклоняться другим богам,
           то "порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот
           его [порази] острием меча"(Втор 13:15)
 
Случалось, впрочем, пострадать и верным, и покорным.

            «Господь разгневался на Озу, и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу»
            (1 Пра 13:10)
            «И поразил Господь царя /Азарию Изр/, и был он прокаженным до дня смерти своей» (4 Цар 15:5)
            «Надав и Авиуд <…> принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь
             от Господа и сжег их» (Лев 10:1-2)
            «Поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей (Зах 14:18)
            «Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно» (1 Пар 15:13)
            «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу» (Деян 12:23)

После этих     п р а в о в е р н ы х     бедолаг стоит ли упоминать тех, кого Господь умертвил за любопытство и «по заявкам», коих было множество.

             «Он поразил их слепотою по слову Елисея» (4 Цар 6:18)
             «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа
               пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар 6:19)
             «Он /Елисей/ оглянулся и увидел их /детей/ и проклял их именем Господним. И вышли две
              медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар 2:24)

Дааа, что-то не складываются дела эти в картину безграничной Божьей любви - любви с большой буквы (по крайней мере, в общепринятом смысле****). Отец Небесный – да простится мне моя дерзость – весьма напоминает деспотичного патриархального отца, властвующего сурово и бескомпромиссно.

-------------------------------------------------------
         * А ещё Господь поразил землю (Чис 32:4), реку (Исх 7:25), Израиля (1 Пар 21:7), Ассириян
            (Сир 48:24),
            Ефиоплян (2 Пар 14:12), Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев
            (Втор 7:1)
      ** Достали грешники? Избавиться от них можно было куда гуманнее: сократить срок жизни (как Еноху) и
            «замкнуть чрево» их жен, как Сарре, Анне, Рахили, Ревекке, Елизавете.
    *** В большинстве случаев после такого «наказания» проштрафившийся сын уже не способен ни грешить,
            ни благотворить (по крайней мере – в земной жизни)
 **** Ну хотя бы так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не
           гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
           а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1 Кор 13:4-7)
-------------------------------------------------------



        СЫН ДУХА СВЯТАГО

В сравнении с Отцом Сын выгладит сущим агнцем (да и без сравнения – тоже)
Случаются, правда, и у Него отдельные эксцессы, не согласующиеся с идиллическим образом Любви.
Апокрифы, к примеру, рассказывают про детские жестокости Иисуса, а Евангелия описывают Его отчуждение от близких и спорадические вспышки гнева (уничтожение смоковницы, избиение торговцев, проклятия городам). Он и сам признается, что пришел ради меча и огня*, что люди Его раздражают**.
Подростком Иисус хладнокровно бросил мать и отца в Иерусалиме, а повзрослев, возбуждал в учениках ненависть к родителям***. 
Своего соратника – Предтечу – который оказался в темнице, Спаситель спасать не стал, и тот погиб. 
Ну и ещё по мелочи: отказывался исцелить дочь иноплеменки (хананеянки), угрожал тем, кто не примет апостолов, ослепил Савла. Его воинственный призыв «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф 12:30) запросто может спровоцировать войну…

Посему даже такого выдающегося гуманиста трудно безоговорочно назвать средоточием любви.



        СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ

Что ж получается: жесток лишь наш Отец, а Сын-то милосерден? И, как говорится, Сын за Отца не отвечает?
Увы, непостижимая конструкция тройственного Бога – Троицы – не позволяет разделить деяния Небес на Отцовские и Сыновьи.

Во-первых, Божественный Сын, как ипостась Бога, существовал от века, а значит, был в курсе всего.
          «Отец никогда не был без Сына и Духа Святого» (митр. Макарий). 
          «Ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово без Духа» (Св. Иоанн Дамаскин)

Во-вторых, Сын и Отец единосущны друг другу и, стало быть, неправомерно противопоставлять их.
          «Я и Отец – одно» (Ин.;10:30)
          «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14:11)
          «Три Ипостаси находятся Одна в Другой взаимно» (Св. Иоанн Дамаскин)

И - главное: теологи в один голос уверяют, что В ЛЮБОМ ДЕЯНИИ УЧАСТВУЕТ ВСЯ ТРОИЦА.
          «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин 14:10)
          «Отец действует, но через Сына в Духе» (Св. Кирилл Александрийский)
          «Всякое действие Святой Троицы имеет начало в Отце и совершается через Сына в Духе Святом»
          (архим. Алипий)
          «О Божеском естестве дознали мы не то, что Отец Сам по Себе творит что-либо, к чему не прикасается
            Сын ... но что всякое действование ... от Отца исходит, через Сына простирается и совершается
            Духом Святым» (Св. Григорий Нисский)

Стало быть, традиционный образ библейского божества, как источника любви и благодати, нуждается в существенной корректировке: он, по меньшей мере, неоднозначен.
Никто не застрахован от Его гнева и милости – ни праведник, ни грешник. Никто не ведает масштабов воздаяния (в особенности – наказания). Бесполезно что-то предполагать и надеяться.

            Можно вести себя праведно, как Езекия Иудейский, и получить «в награду» тяжелую болезнь.
            Можно грешить больше всех, как Ахав Израильский, но так и остаться безнаказанным.
            Можно поначалу лишиться всего, как Иов, а уж потом получить всё сторицей.

------------------------------------------------------
         * «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! <…> Думаете ли
               вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном
               доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и
               сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей,
               и невестка против свекрови своей» (Лк 12:49-53)
        ** «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф 17:17)
      *** «Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер,
               а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26)
------------------------------------------------------



        ВРАЗУМЛЕНИЕ БЕЗ ИСТРЕБЛЕНИЯ

Если не углубляться в Писание и довольствоваться устоявшимися догмами, то можно поверить, что Господь Бог и впрямь излучает сплошную Любовь. К сожалению, Его деяния и угрозы нередко совсем не похожи на проявление Небесной Агапэ.

          «И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге. Буду нападать на них, как
            лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица»
          (Ос 13:7-8)
          «И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя
            вас и истребляя вас» (Втор 28:63)

ОН, говорят, так воспитует нас и искореняет пороки - калёным железом. Потом, говорят, станет легче, сами же благодарить будете (имеются в виду те, кто выживет после такого «перевоспитания»)

Да, в нашей традиции вразумление битьём не осуждается, а даже одобряется: за одного битого, мол, двух небитых дают. Но вот статистика таких «учебных заведений», как детдом и тюрьма, убедительно свидетельствует об ущербности подобного жестокого «воспитания». Единицы «выпускников» становятся порядочными и успешными людьми, а большинство ожесточается, развращается и утрачивает способность к интеграции в общество. И так продолжаться будет год за годом - до тех пор, пока мы не перестанем делать ставку на свирепость возмездия.

Давно уж замечено, что смысл наказания не в жестокости, а в его     н е о т в р а т и м о с т и.     Ведь наказание наказанию рознь: можно избивать ребёнка за малейшую провинность и, в конце концов, сломить его, подавить  или озлобить, превратить в волка, а можно – как в биографическом романе А. Чудакова:

                «Наказаний у деда было два:
                не буду гладить тебя по голове и –
                не поцелую на ночь.
                Второе было самое тяжелое; когда дед его как-то применил, Антон до полуночи рыдал»*

-----------------------------------------------------
       * «Ложится мгла на старые ступени». Роман выдающегося российского филолога, доктора фил. наук
         А. Чудакова.
-----------------------------------------------------


Рецензии
Святые книги имеют привычку подменять понятия, превращать их смысл в безумный оксюморон. Но, с другой стороны, чего мы хотим, учитывая эпоху их написания.

Интересную тему подняли.

С уважением,

Андрей Звягин   23.03.2019 09:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей. Заходите ещё.
С уважением,

Томас Твин   23.03.2019 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.