. . . Бог есть Любовь
. . . . ап. Иоанн
ВРАЗУМЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИСТРЕБЛЕНИЕ
. Апостол молвил - все ликуют:
. «Бог слышит нас, Он любит нас!»
. Увы! Вещает грозный Глас,
. Что шлёт им язву моровую.
Конечно же, Он травит нас за грехи - они ведь есть у всех и всегда. Вот, мол, и воздаёт нам Боже по заслугам.
«Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой; пустил стрелы и рассеял их»
(2 Цар 22:15)
«Исшел огонь из гнева Его и истребил <…> грешников, как зажженную солому» (3 Езд 15:23)
«Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их» (Соф 3:6)
«Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф» (Иер 25:29)
«Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей» (Лев 26:22)
«Порази Амалика, <…> предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца»
(1 Цар 15:3)
«Ты истребишь дом Ахава, <…>, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков» (4 Цар 9:7)
Поверьте, мне совсем не хочется бередить душу тем, кто Любовь Бога ч у в с т в у е т : им, стало быть, она нужна и важна. Потому не читайте и не переживайте. Sorry.
Мои возражения адресованы тем з н а т о к а м, которые в п у б л и ч н о м п р о с т р а н с т в е спорят, убеждают, ссылаясь на милосердие Божие, как на данность. И в подтверждение своих слов обильно цитируют Писание: «Господь Бог твой любит тебя» (Втор 23:5), «Любит вас Господь» (Втор 7:8), «Господь долготерпелив и многомилостив» (Чис 14:18), «Любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин 13:34)…
Что ж, поцитирую и я.
ВЕТХИЙ ДНЯМИ
. Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне
. . Ин 5:36
А вот и дела:
«Поразил Господь народ весьма великою язвою» (Чис 11:33)
«Поразил Господь жителей города от малого до большого» (1 Цар 5:9)
«И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду» (2 Цар 12:15)
«Господь поразил всех первенцев в земле Египетской» (Исх 12:29)
«Всякого человека, последовавшего Ваал - Фегору, истребил Господь» (Втор 4:3)
«Народ великий, многочисленный и высокий, как [сыны] Енаковы, и истребил их Господь» (Втор 2:21)
И так далее, и тому подобное ещё много-много раз*…
Вы спросите, не жестоко ли всё это?
Да как бы нет, ибо Книга доходчиво разъясняет: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:12). Примерно так, как говаривали у нас на Руси: «Бьет – значит, любит». Бьет хоть сурово, но справедливо; больно, но ведь во благо…
Что же, когда-то, давным-давно такие патриархальные отношения отцов и детей действительно считались нормой, но нынче они выглядят дико.
Какая уж тут любовь! Ни малейшей нежности, ни жалости, ни понимания, ни прощения…
Напротив, сплошь и рядом наказание обрушивается на провинившееся «дитя», как снег на голову. И какое!
Ослушался – СМЕРТЬ. Поклонился другому – СМЕРТЬ. С иноверцем якшался – СМЕРТЬ. Сыну – за отца, отцу – за сына…
Адама прогнал, Каина изгнал, мир утопил**, строителей Вавилона разогнал, Египет пытал, Израиля
карал, детей поражал, народы истреблял, содомцев сжигал, даже своих преданных чад – Иова,
Иону, Авраама – испытывал «не по-детски».
.
Ни покаяния, ни искупления Верховный Судия не дожидался: коль согрешил – так получай по полной!
Кому-то покажется, что в этом и состоит отцовское воспитание. И то сказать: «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр 12:6)
Вот только смущают меня сами н а к а з а н и я эти – наказания изуверские, сродни дантовым кругам Ада: провинившихся терзают звери, жалят шершни, поглощает земля, покрывают язвы, изнуряют голод и жажда, рассекают мечи, истребляют враги.
Да уж во благо ли всё это? ***
«Пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать,
и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять» (Иер 15:3)
«Поразил Господь внутренности его болезнью неизлечимою. Так было со дня на день, а к концу второго
года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях (2 Пар 21:18-19)
«Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не
возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.
С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем;
виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им.
Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день
истаевать о них, и не будет силы в руках твоих.
И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои» (Втор 28:27-35)
Время от времени побитые и изувеченные "дети" задаются вопросом: "За что же Он наказывает нас?" Ответ на него прост, как две копейки: за всякий грех, но пуще всего – из ревности.
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим!» (Исх 21:3) – вот тот зарок, преступать который подобно смерти.
«Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете
служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете
с этой доброй земли» (Нав 23:16)
«Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас»
(Нав 24:20)
«За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих,
воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет» (4 Цар 22:17)
«И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон» (Исх 32:35)
Если в городе появятся "нечестивые" люди, уговаривающие жителей поклоняться другим богам,
то "порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот
его [порази] острием меча"(Втор 13:15)
Случалось, впрочем, пострадать и верным, и покорным.
«Господь разгневался на Озу, и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу»
(1 Пра 13:10)
«И поразил Господь царя /Азарию Изр/, и был он прокаженным до дня смерти своей» (4 Цар 15:5)
«Надав и Авиуд <…> принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь
от Господа и сжег их» (Лев 10:1-2)
«Поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей (Зах 14:18)
«Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно» (1 Пар 15:13)
«Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу» (Деян 12:23)
После этих п р а в о в е р н ы х бедолаг стоит ли упоминать тех, кого Господь умертвил за любопытство и «по заявкам», коих было множество.
«Он поразил их слепотою по слову Елисея» (4 Цар 6:18)
«И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа
пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар 6:19)
«Он /Елисей/ оглянулся и увидел их /детей/ и проклял их именем Господним. И вышли две
медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар 2:24)
Дааа, что-то не складываются дела эти в картину безграничной Божьей любви - любви с большой буквы (по крайней мере, в общепринятом смысле****). Отец Небесный – да простится мне моя дерзость – весьма напоминает деспотичного патриархального отца, властвующего сурово и бескомпромиссно.
-------------------------------------------------------
* А ещё Господь поразил землю (Чис 32:4), реку (Исх 7:25), Израиля (1 Пар 21:7), Ассириян
(Сир 48:24),
Ефиоплян (2 Пар 14:12), Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев
(Втор 7:1)
** Достали грешники? Избавиться от них можно было куда гуманнее: сократить срок жизни (как Еноху) и
«замкнуть чрево» их жен, как Сарре, Анне, Рахили, Ревекке, Елизавете.
*** В большинстве случаев после такого «наказания» проштрафившийся сын уже не способен ни грешить,
ни благотворить (по крайней мере – в земной жизни)
**** Ну хотя бы так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1 Кор 13:4-7)
-------------------------------------------------------
СЫН ДУХА СВЯТАГО
В сравнении с Отцом Сын выгладит сущим агнцем (да и без сравнения – тоже)
Случаются, правда, и у Него отдельные эксцессы, не согласующиеся с идиллическим образом Любви.
Апокрифы, к примеру, рассказывают про детские жестокости Иисуса, а Евангелия описывают Его отчуждение от близких и спорадические вспышки гнева (уничтожение смоковницы, избиение торговцев, проклятия городам). Он и сам признается, что пришел ради меча и огня*, что люди Его раздражают**.
Подростком Иисус хладнокровно бросил мать и отца в Иерусалиме, а повзрослев, возбуждал в учениках ненависть к родителям***.
Своего соратника – Предтечу – который оказался в темнице, Спаситель спасать не стал, и тот погиб.
Ну и ещё по мелочи: отказывался исцелить дочь иноплеменки (хананеянки), угрожал тем, кто не примет апостолов, ослепил Савла. Его воинственный призыв «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф 12:30) запросто может спровоцировать войну…
Посему даже такого выдающегося гуманиста трудно безоговорочно назвать средоточием любви.
СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ
Что ж получается: жесток лишь наш Отец, а Сын-то милосерден? И, как говорится, Сын за Отца не отвечает?
Увы, непостижимая конструкция тройственного Бога – Троицы – не позволяет разделить деяния Небес на Отцовские и Сыновьи.
Во-первых, Божественный Сын, как ипостась Бога, существовал от века, а значит, был в курсе всего.
«Отец никогда не был без Сына и Духа Святого» (митр. Макарий).
«Ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово без Духа» (Св. Иоанн Дамаскин)
Во-вторых, Сын и Отец единосущны друг другу и, стало быть, неправомерно противопоставлять их.
«Я и Отец – одно» (Ин.;10:30)
«Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14:11)
«Три Ипостаси находятся Одна в Другой взаимно» (Св. Иоанн Дамаскин)
И - главное: теологи в один голос уверяют, что В ЛЮБОМ ДЕЯНИИ УЧАСТВУЕТ ВСЯ ТРОИЦА.
«Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин 14:10)
«Отец действует, но через Сына в Духе» (Св. Кирилл Александрийский)
«Всякое действие Святой Троицы имеет начало в Отце и совершается через Сына в Духе Святом»
(архим. Алипий)
«О Божеском естестве дознали мы не то, что Отец Сам по Себе творит что-либо, к чему не прикасается
Сын ... но что всякое действование ... от Отца исходит, через Сына простирается и совершается
Духом Святым» (Св. Григорий Нисский)
Стало быть, традиционный образ библейского божества, как источника любви и благодати, нуждается в существенной корректировке: он, по меньшей мере, неоднозначен.
Никто не застрахован от Его гнева и милости – ни праведник, ни грешник. Никто не ведает масштабов воздаяния (в особенности – наказания). Бесполезно что-то предполагать и надеяться.
Можно вести себя праведно, как Езекия Иудейский, и получить «в награду» тяжелую болезнь.
Можно грешить больше всех, как Ахав Израильский, но так и остаться безнаказанным.
Можно поначалу лишиться всего, как Иов, а уж потом получить всё сторицей.
------------------------------------------------------
* «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! <…> Думаете ли
вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном
доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и
сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей,
и невестка против свекрови своей» (Лк 12:49-53)
** «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф 17:17)
*** «Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер,
а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26)
------------------------------------------------------
ВРАЗУМЛЕНИЕ БЕЗ ИСТРЕБЛЕНИЯ
Если не углубляться в Писание и довольствоваться устоявшимися догмами, то можно поверить, что Господь Бог и впрямь излучает сплошную Любовь. К сожалению, Его деяния и угрозы нередко совсем не похожи на проявление Небесной Агапэ.
«И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге. Буду нападать на них, как
лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица»
(Ос 13:7-8)
«И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя
вас и истребляя вас» (Втор 28:63)
ОН, говорят, так воспитует нас и искореняет пороки - калёным железом. Потом, говорят, станет легче, сами же благодарить будете (имеются в виду те, кто выживет после такого «перевоспитания»)
Да, в нашей традиции вразумление битьём не осуждается, а даже одобряется: за одного битого, мол, двух небитых дают. Но вот статистика таких «учебных заведений», как детдом и тюрьма, убедительно свидетельствует об ущербности подобного жестокого «воспитания». Единицы «выпускников» становятся порядочными и успешными людьми, а большинство ожесточается, развращается и утрачивает способность к интеграции в общество. И так продолжаться будет год за годом - до тех пор, пока мы не перестанем делать ставку на свирепость возмездия.
Давно уж замечено, что смысл наказания не в жестокости, а в его н е о т в р а т и м о с т и. Ведь наказание наказанию рознь: можно избивать ребёнка за малейшую провинность и, в конце концов, сломить его, подавить или озлобить, превратить в волка, а можно – как в биографическом романе А. Чудакова:
«Наказаний у деда было два:
не буду гладить тебя по голове и –
не поцелую на ночь.
Второе было самое тяжелое; когда дед его как-то применил, Антон до полуночи рыдал»*
-----------------------------------------------------
* «Ложится мгла на старые ступени». Роман выдающегося российского филолога, доктора фил. наук
А. Чудакова.
-----------------------------------------------------