Пожелтевшие страницы

Антон Панферов
          В конце дня на одной из опустевших сельских улочек, появился прохожий - старик лет семидесяти. Он шел быстро не останавливаясь. Его высокая, сутуловатая фигура еще сильнее сгибалась под налетающими порывами ветра, который трепал седые волосы на непокрытой голове. Это был местный учитель литературы Олег Серафимович Серебряков. Сегодня он дал свой последней урок в школе, в которой проработал почти сорок лет. Местное руководство приняло решение расформировать школу, а учителей распределить по ближайшим учебным заведениям. Олег Серафимович по примеру своих молодых коллег тоже надеялся получить распределение в другое место, но этого не произошло. Его методы учебы посчитали устаревшими, и отправили на пенсию.
         Единственной радостью оставалась  библиотека. Книги, которые он собирал всю свою жизнь, занимали обе комнаты его небольшого дома. Раньше, от желающих посетить библиотеку не было отбоя. Он с удовольствием делился книгами, помогая с выбором тем, кто не мог определиться. Но со временем посетителей становилось все меньше и меньше. В моду вошли электронные гаджеты, поэтому интерес к его книгам, постепенно угасал. Олег Серафимович поначалу недоумевал, обижался, а потом смирился.
                Вернувшись домой, он умыл запыленное лицо холодной колодезной водой, разделся и лег в постель, но сон никак не приходил. В старческой голове крутились мысли не дававшие покоя. Старый учитель не мог смириться с тем, что остался без своей любимой работы. Он вообще не мыслил жизнь на пенсии. Неожиданно он вспомнил о дочери, которая жила с мужем в Москве, и последнее время часто звала к себе.
               Сев на кровати, Олег Серафимович отодвинул занавеску, и выглянул во двор. Уже темнело, оранжевые отблески заката виднелись за крышами соседних домов.
           «Сейчас позвонить, или завтра с утра» - думал он, роясь в ящике письменного стола.
           Достав из дальнего угла старенький кнопочный телефон, которым изредка пользовался,  поставил его на зарядку, и сел в ожидании, продолжая размышлять.
           - Нет, сегодня, а то завтра забуду!
           Найдя нужный номер в телефонной книге, он нажал соединение. Через несколько секунд на другом конце послышался женский голос:
            - Здравствуй пап, что-нибудь случилось?
            - Нет дочка, все в порядке, ты извини что так поздно…
            - Да, все нормально пап, говори!
            - Тут вот какое дело… - и Олег Серафимович, поведал дочери свою историю, которая с ним произошла.
            - Конечно приезжай пап, я тебе давно предлагала, ты просто наверное забыл, и комната для тебя готова.
             - Тут вот еще что, - замялся Олег Серафимович .
           - Ну, говори!
           - Я бы хотел забрать с собой книги!
           Повисла минутная пауза.
           - Хорошо пап, я что-нибудь придумаю, ты пока собирай все, что считаешь необходимым, а мы с Андрюшкой в выходные приедем и тебя заберем.
          До выходных оставалось еще три дня. За это время Олег Серафимович, набрал в соседнем магазине старых бумажных коробок, в которые когда-то упаковывали продукты, собрал их, кое-какие подклеил и принялся складывать в них самое дорогое, что у него было – книги. Бережно и с большой любовью упаковывал он каждую книгу, протирая ее от пыли и аккуратно укладывая в коробку. Казалось, в этот момент, он испытывал невероятное счастье, глаза его светились радостью, ведь с каждой книгой у него были связаны отдельные эпизоды жизни. Здесь в этих коробках хранилась вся история, вся его биография, с которой он не мог расстаться ни при каких обстоятельствах. Были книги, которые он спас из пожара в школьной библиотеке, когда из-за возгорания проводки, школа чуть не лишилась всего научного фонда. Были книги, которые ему дарили благодарные ученики и коллеги. Были даже такие редкие экземпляры, которыми могли похвастаться только главные библиотеки столицы. Множество зарубежных изданий привезенных в разные годы из научных поездок по странам СЭВа, так же имелись в коллекции старого учителя. Когда последняя книга заняла свое место, Олег Серафимович принялся считать коробки. Их оказалось двадцать шесть. Двадцать шесть больших коробок, которые он с трудом  мог сдвинуть с места, не говоря о том, чтобы поднять.
           - Она мне, пожалуй, голову оторвет!
           За сборами время прошло незаметно. В день приезда дочери, Олег Серафимович выгладил костюм, побрился, привел себя в порядок, чтобы на его лице не оставалось следов уныния и тоски по потерянной работе.
           Андрей, муж дочери, давно не видевший тестя, первым переступил порог его дома и кинулся обнимать старика. Он был весельчаком, и в свои сорок с небольшим, вел себя как восемнадцатилетний мальчишка, в общении с ним старый учитель никогда не мог понять, где тот говорит правду, а где шутит.
           - Ну ты даешь, Серафимыч! Столько барахла накопил. Мне Ольга говорила, что у тебя много книг, но чтобы столько…!
           - Накой тебе сдалась эта макулатура, сейчас уже другой век! Сейчас книг то уже почти никто не читает! Век технологий. Все умещается вот в такую коробочку, - и он на пальцах приблизительно показал размеры того, о чем говорил.
            - Ты давай не болтай,  вон, лучше коробки носи! – осекла его жена.
            Ольга – дочь Олега Серафимовича, была как две капли похожа на своего отца. Высокая, сухая, предпочитающая строгий стиль в одежде, по жизни она занимала статус лидера. Единственное, что ее отличало от отца, это характер. Волевая и целеустремленная, она сумела добиться значительных успехов и сделать хорошую карьеру. Должность директора школы, которую та заняла в неполных сорок лет, подтверждала это.
           Отец хорошо знал свою дочь, и боялся, что различие во взглядах может навредить их отношениям. Поэтому, предпочитал жить отдельно и до последнего момента ни в чем не нуждался.
           По пути в город Олег Серафимович думал, чем же ему заняться в чужом не знакомом месте. Он чувствовал себя не в своей тарелке, и уже начал сомневаться в правильности принятого решения, но сомнения развеяла Ольга, которая как бы вскользь произнесла.
          - Первое время будешь у меня в школе! У нас большая текучка, на маленькую зарплату никто не идет. Как раз и будешь преподавать свою любимую литературу.
           Олег Серафимович  ничего не ответил, лишь пожал плечами.

           Столичная школа поразила старого учителя. Он еще никогда не видел подобной красоты. Декоративная отделка здания разноцветными панелями, впечатляла и радовала. Ухоженная территория с разбитыми скверами и цветниками дополняла общую картину и сразу расположила Олега Серафимовича к работе на новом месте.
            Внутреннее убранство помещений не уступало внешнему облику. Кругом зеркала и мрамор, перила лестниц, отделанные хромированными вставками, радовали взгляд сельского учителя. Приятный запах, исходивший из школьной столовой, сразу разбудил аппетит у проголодавшегося старика.
            - Заносите сюда! Да, да, вот к этим стеллажам поближе, чтобы ему далеко не носить, - десяток учеников, руководимых директором, перенесли коробки с книгами в школьную библиотеку.
             - Тебе повезло пап, что у нас еще остались стеллажи для книг. После ремонта их хотели демонтировать, но я как чувствовала, что они могут понадобиться.
             - А что же у вас получается, своей библиотеки нет? – удивился он, осматривая пустые полки, на которых красовались только цветы.
             - Пап, ты не обижайся, но правильно тебе сказал Андрей – книги, это уже прошлый век!
             - Вся наша библиотека вот здесь! – Ольга провела отца в соседнее помещение, где за тремя компьютерами, сидели молоденькие девушки, которые, по-видимому, только недавно окончили школу.
             - Здесь вся необходимая информация! Коллекция книг, журналов, учебных пособий, все нормативные документы собраны в единый информационный портал. Через интернет, это все мгновенно обновляется, поступают новые данные, тексты, файлы и прочее.
             - Я понимаю, для тебя это сложно, но со временем, я думаю, ты привыкнешь. Это очень удобно, - и она на примере студента, который пришел за книгой, показала, как это делается.
            Олег Серафимович внимательно смотрел, как паренек, вынул какую-то штучку из своей электронной читалки, и передал девушке. Та поместила ее в специальную ячейку одной из своих машинок, нажала пару кнопок на клавиатуре, при этом на мониторе забегали какие-то зелененькие полосочки, и после характерного звука символизирующего окончание операции, вернула штучку обратно ученику.
            - И что из этого получилось?
            - Теперь у меня учебник английского языка под редакцией Бонка! – крикнул паренек, сливаясь с общей толпой учеников.
            На следующий день за обедом Олег Серафимович поинтересовался у дочери, в каком классе он будет вести уроки. Он был приятно удивлен, когда узнал, что ему доверили десятый класс. Старый учитель любил работать со старшеклассниками, считая, что именно в этом возрасте в человеке формируются зачатки творца, когда душевные порывы способны раскрыть человеческую сущность, и если в этот момент наполнить ее правильным содержимым, то вскоре можно увидеть результат превращения простого человека в гражданина.
             Конечно за тарелкой супа, Олегу Серафимовичу было невдомек, с чем ему придется столкнуться. Перед глазами стояла сельская школа, которая кардинально отличалась от той, в которой ему предстояло работать.
            На первом же уроке произошел конфуз. Ребята привыкшие лицезреть молоденьких училок, и не ожидавшие, что к ним пришлют почтенного старца, потеряли дар речи, когда тот вошел в класс.
             Как обычно, учитель поприветствовал ребят:
         - Здравствуйте! Меня зовут Олег Серафимович, фамилия моя Серебряков. С сегодняшнего дня я буду преподавать у вас литературу.
         Сев  за свой рабочий стол, он принялся раскладывать книги, которые принес с собой в стареньком потертом дипломате. Когда пришло время отметить присутствующих, Олег Серафимович, попытался найти школьный журнал, но его нигде не было. Время поиска, сопровождалось злорадным смехом отдельных учеников.
       - Ребята! Где ваш журнал? Что-то я не могу его найти, - наконец не выдержал он.
       Смех, который до этого подавлялся, на этот раз вырвался из груди ребят, что смутило старого учителя.
        - Что тут смешного? – растерялся Олег Серафимович.
        На помощь пришла ученица, сидевшая на первой парте.
        - У нас сейчас электронный журнал! – пояснила она новому учителю. - Все заносится в компьютер!
        - В компьютер? – Олег Серафимович надел очки и взглянул на монитор, на котором высвечивалась какая-то таблица. – Ах да! Я совсем забыл, мне же ваш директор говорила об этом, - попытался исправиться учитель.
        - А ты знаешь, как этим пользоваться? – спросил он все у той же ученицы.
        - Да, я староста класса, мне не раз приходилось работать в этой программе.
        - Вот и хорошо! Как тебя зовут?
        - Света! – ответила девочка. Она оказалась на редкость воспитанной и любезно согласилась помочь старому учителю с ведением электронного журнала.
        Пока Света отмечала присутствующих, Олегу Серафимовичу, не без труда удалось выяснить у ребят, тему последнего занятия. Те как партизаны молчали, или вводили в заблуждения старика, придумывая разные отговорки, чтобы только не дать провести урок. Как потом выяснилось, зачинщиками были трое друзей, сидевших на последних партах. Артем Гридасов, был самым активным из них – вожаком, как говорят в узких кругах. Он постоянно торчал в телефоне и не реагировал на замечания учителя. Даже когда Олег Серафимович, вызвал его к доске и попросил охарактеризовать образ Емельяна Пугачева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка», тот умудрился вывернуться. Сначала он долго красовался, приглаживая свои черные, налаченные волосы, а потом заявил, что потерял зарядное устройство от своей электронной книги, да и тему эту они уже давно прошли и он ее основательно забыл.
         - Света, поставь-ка ему двойку! – не выдержав препирательств с наглецом, сказал Олег Серафимович.
         После этого Артем, и трое его друзей, в знак протеста, демонстративно, молча покинули класс.
         - Что же это ребята? – развел руками учитель. - Разве так можно? Вы же сюда учиться приходите. Ладно я, для вас человек новый, что-то уже в силу возраста не понимаю, но вы - то! Вы должны уважать друг друга! У вас на следующий год выпускной экзамен, а больше половины класса не знает даже пройденного материала. О чем вы думаете?
          На следующем уроке, Олег Серафимович открыл томик А.Н. Островского, в том месте, где начиналось произведение «Гроза».
           - Кому знакомо это произведение, поднимите руку! – подняли пять человек.
           - А остальные что же?
           - Мы не успели сходить в библиотеку и загрузить! – хором ответили ребята.
           - Все понятно! Ну что же, тогда работаем с теми, у кого есть!
           Разделив фрагмент пьесы по ролям, Олег Серафимович принялся слушать. Поначалу, все шло гладко, но когда индивидуальные свойства электронных книг, потребовали дополнительных манипуляций с перелистыванием страниц и увеличением текста, начались заминки.
             Толстый коротко-стриженный очкарик, в сердцах стукнул по монитору кулаком и воскликнул:
            - Блин, опять завис! Как всегда в этом месте
            - А у меня зарядка садится! – произнесла его соседка, худощавая, прыщавая девочка, с жуткой химией на голове.
             - Хорошо, ждем, не торопитесь! – успокаивающе произнес Олег Серафимович.
             Тут в дверь постучались, и в класс вошла директор школы, а следом за ней знакомая троица, совершившая демарш на прошлом уроке.
             - Олег Серафимович, разрешите им присутствовать на уроке, они сказали, что принесли необходимый материал.
             - Пожалуйста, пусть проходят, я буду только рад! Ребята открывайте свои книги, и следите за нами, я могу спросить!
             Урок продолжился. Не прошло и десяти минут, как Артем Гридасов на весь класс сообщил, что у него плохо отсканирована страница текста и ему не удается следить. Тут Олег Серафимович не выдержал и сунул ему свою книгу.
              - Вот, здесь! - указал он в тексте. - Следи внимательно.
              - Глянь Андрюх, какие желтые страницы у этой книги, - обратился он к приятелю, который листал на каком-то сайте страницу с бытовой техникой.
              - Этой книге, наверное столько же лет, сколько и старику.
              - Гридасов, продолжай дальше! – послышался голос учителя, но едва Артем открыл рот, прозвенел звонок.

              Перед сном Олег Серафимович, как обычно, размышлял о прошедшем дне. Первый день в новой школе ярко запечатлелся у него в памяти, а перед глазами, стояли силуэты ребят, которые с зомбированными лицами, освещаемые электронными гаджетами, с увлечением тычут пальцами в экраны. Он не мог понять и разделить этой зависимости и одновременно потери интереса к бумажным изданиям. Но ему, как учителю, необходимо было найти выход из этого положения и решить, что поможет вернуть в головы подростков интерес к изучению литературы. Размышляя, Олег Серафимович не заметил, как уснул:
              Старый учитель ехал в полупустом вагоне метро. Держа в руках томик Достоевского, он то и дело, оглядывался по сторонам. Расстояние между станциями ему показалось невероятно длинными, и он периодически поглядывал на часы, боясь опоздать на работу. На середине пути свет в салоне начал мигать; то полностью погасая, то загораясь с новой силой. Яркая вспышка освещала лица оставшихся в вагоне пассажиров, каждый раз делая их образ каким-то особенным. Олег Серафимович отложил книгу, и принялся всматриваться. Ему показалось, что на том месте, где только что стояла девушка, при очередной вспышке света он увидел мужское лицо. Прозвучало объявление об остановке, но поезд не остановился и проследовал дальше. В вагоне метро стало совсем темно. «Когда же моя станция» вдруг подумал старик, и ему стало как-то не по себе, от происходивших необъяснимых явлений. Яркие всполохи света тоннельных фонарей попадавших внутрь темного вагона, пробегали по всему салону. Приглядевшись, он понял, что остался в вагоне один. «По-видимому, все вышли. Но когда? Остановки ведь не было», - подумал Олег Серафимович. «Куда же я еду?» Он уже встал и пытался нащупать на стене кнопку соединения с машинистом, как вдруг в дальнем углу вагона загорелся свет, как будто кто-то держал в руке фонарик. Олег Серафимович  насторожился, пытаясь разглядеть силуэт, который был едва заметен. Следом, на противоположном сиденье в середине вагона, загорелось еще два фонарика, и послышался приглушенный смех, а следом женский голос:
         - Тебе одно лишь место впору – ад!
         Далее мужской:
         - Нет, есть еще одно - сказать посмею ль?
         Женский продолжил:
         - Тогда тюрьма!
         - О нет, твоя постель, – вторил мужской, сопровождаемый смехом.
           Олег Серафимович потихоньку сполз на сиденье, пытаясь прийти в себя после услышанного. Он силился вспомнить, откуда эти строки, но в голове все перепуталось.
           - Это что, розыгрыш?! – закричал он. - Кто здесь?! Покажитесь!
           «Светлячки» вспорхнули со своих мест, и обступили старого учителя. Страх тут же рассеялся, когда Олег Серафимович, увидел своих учеников, которые держали в руках электронные книги. Он взял одну из них и пробежал по тексту, который только что декламировали ребята.
            - Шекспир! Как же я сразу не догадался! – воскликнул старик. – Точно! «Ричард III», диалог Леди Анны и Глостера. Молодец, Артем, я знал, что ты на большее способен. И он похлопывая парня по щеке засмеялся вместе с остальными ребятами.

           От своего смеха Олег Серафимович моментально проснулся. Взглянув на будильник, он потянулся, разминая затекшие за ночь суставы – наступило утро. В квартире было тихо. Дочь с мужем уехали на работу, оставив на столе завтрак и записку: 

      Доброе утро пап! Мы с Андреем уехали, тебе в школу к третьему уроку, так что не спеши. 
                Ольга.

         По дороге в школу Олег Серафимович обдумывал сон, который ему приснился. Вспоминая монолог из произведения Шекспира, ему пришла мысль: «А что, если мне построить урок по-другому? Если у них не получается работать командой и читать по ролям, отслеживая текст по книге, дам-ка я им индивидуальные задания…»
          На уроке, старый учитель по традиции, держа руки за спиной, прохаживался вдоль доски, посвящая ребят в свой план, по которому им предстояло в дальнейшем изучать предмет.
           Посоветовавшись с классом и выбрав самое легкое и интересное на их взгляд произведение – «Ревизор», Олег Серафимович отобрал несколько ребят, соответственно действующим лицам комедии, которые должны были заучить монологи. Остальным, отводилась роль жюри, которое должно будет вносить свои замечания и поправки.
           Все получилось просто замечательно. Довольные ребята чувствуя что справляются со своими ролями, буквально вживались в них, демонстрируя чудеса актерского мастерства. Из урока литературы получилась целая театральная постановка. Доволен остался и сам учитель, ему льстило то, что он все-таки сумел подобрать ключик, и пробудить в ребятах интерес к своему предмету.
            На следующее утро Олег Серафимович явился на работу пораньше, ему захотелось провести время у себя в библиотеке. Молодые работницы, находившиеся в соседней комнате, через приоткрытую дверь с интересом следили за стариком, как он обращался со своими книгами: что-то переставлял, делал какие-то пометки у себя в блокноте. Старый учитель не обращал на девушек внимания, он был увлечен своим любимым делом.
             Спустя некоторое время в зале послышался шум и недовольные возгласы молодежи. Чуть позже к ним присоединились взрослые голоса учителей и возмущение девушек за дверью. Это заинтересовало старика, и он заглянул в соседнее помещение.
            - Что-нибудь случилось?
            - Катастрофа! – произнесла одна из девушек, и в глазах ее действительно застыл ужас.
            Взглянув на мониторы компьютеров, которые показывали какие-то иероглифы, он догадался, что действительно что-то произошло. Но насколько это серьезно он конечно не знал. Да и никто в тот момент не знал. Все подумали, что полетел один из внутренних серверов, и программу можно восстановить через центральную систему доступа, но все оказалось гораздо сложнее. Даже обычный выход в интернет оказался заблокирован.
             Олег Серафимович неоднократно слышал и читал про разных хакеров, которые подобным образом наносят вред слабо защищенным компьютерным системам, но был далек от этого, а здесь ему представилась возможность увидеть все своими глазами. Больше всего его расстраивал удрученный и беспомощный взгляд учеников, которые не знали, что будет дальше, и как теперь будет проходить их учеба. Ведь может получиться так, что на восстановление системы и данных, которые хранились на серверах уйдет несколько дней, а может и месяц.
           - Маша, Таня, свяжитесь с Министерством образования! Что они скажут по этому поводу? – послышался голос директора школы.
           - Ольга Олеговна, мы уже связались со всеми, с кем только можно!
           - И?
           - Везде один и тот же результат! Из антивирусного центра пришла информация, что по всей стране атакам подверглось более полумиллиона компьютеров. В основном медицинские и учебные заведения.
            - Что же это такое? – возмутилась директор.
            - Конец света! – послышался голос из толпы.
            - Не умничай Гридасов! Тебя это касается в первую очередь! – живо отреагировала Ольга Олеговна. – Или ты думаешь, что это тебя спасет от сдачи экзамена?
             - А я что? Я только пошутил.
             - Шутки шутками, но нужно как-то выходить из положения, - рассуждала она вслух, и неожиданно перевела свой взгляд на отца.
              Олег Серафимович стоял у стенки и слушал, что говорят окружающие. Он не сразу заметил на себе пристальный взгляд дочери. Но потом до него дошло, что она хотела этим сказать, и одобрительно кивнул головой....

              ...С этого момента в школе, начались изменения, в результате которых библиотека Олега Серафимовича была оценена по достоинству, а старый учитель был несказанно рад, что смог обеспечить всех желающих необходимым. В тот момент он считал себя спасителем, и не удержавшись разразился цитатой:
              - «Только бумажная книга является источником знаний, испытанных временем»!