Катарсис

Юрий Кутьин
    Подросток рос хулиганистым, его увлекал зов улицы и криминальная романтика. В шестидесятых годах все пацаны этого временного лесного поселка с подобными увлечениями проходили через колонии и тюрьмы.   Не было в посёлке ни одного взрослого парня без судимости. Да и могло ли быть по-другому, если  посёлок этот без названия, обозначаемый в документах только номером соответствующего лесного квартала, №42, возник на месте бывшего лагеря для осужденных за уголовные преступления. После отбытия срока многим из бывших ЗК ехать было некуда  и они все оставались здесь же. Кто-то так и продолжал трудиться на лесоповале, создавал семьи, а кто-то опускался и  бомжевал.

 Такая масса ЗК  уже не растворялась в здоровом объёме местного населения без остатка, а сильно влияла и даже определяла  правила жизни населения, вынуждая всех следовать воровским понятиям. Старожилы вспоминают,  посёлок был, по сути, настоящим «чикаго» по уровню преступности. Но стране для восстановления хозяйства после войны был срочно нужен лес и до поры это безобразие терпели, разбавляя  преступные малины  техническими специалистами.

  Превзойти других  в дерзости, жесткости, мести для пацанов этого лесного посёлка, было правилом, потомки бывших заключённых и не знали  другой жизни. Ватаги подростков шкодничали вечерами на Святки: кому-то раскатят поленницу дров, кому-то приморозят двери водой, угонят дровни или долго и надоедливо стучат в окна гайкой на нитке, дёргая из-за укрытия за длинный её конец.  И, когда, "спасаясь" от вышедшей на стук хозяйки с голиком, ватага с шумом и смехом пробегала мимо конторы, один мальчишка вдруг остановился, и  прислушался к репродуктору, что висел на столбе и вещал на всю «ивановскую» с шести утра до двенадцати ночи.  Радиовещание было внедрено недавно, но уже стало привычным и, если это не было сообщение о полёте первых космонавтов, то шло фоном и не замечалось. Ватага помчалась дальше, а паренёк, уловив волшебные музыкальные аккорды, отстал и, забыв про окурок, стал, как заворожённый, слушать историю про  любовь армейского прапорщика Владимира и семнадцатилетней девицы Марьи Гавриловны.

"Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни,"– слушал он отчетливый баритон артиста,  ловя каждое слово, каждую ноту пронзительной, щемящей мелодии.  Рассказ зацепил, захватил его, причём, в условиях совсем неподходящих для восприятия художественного слова,  на морозе, на ветру, у простого репродуктора. В отдельных сценах снежная позёмка создавала эффект соучастия. И тогда казалось, что из темноты сугробов сейчас появится заплутавший в метель и отчаявшийся Владимир, ведущий под уздцы уставшую лошадку, запряжённую в маленький возок. Паренёк то как-будто стоял в полутёмной церквушке на венчании и удивлялся рассеянности и невнимательности действующих лиц, то вместе с народом бежал навстречу прославившимся победой над французами  русским полкам. Как сильно билось при этом его сердце и гордость поднималась в груди за «офицеров, ушедших в поход почти отроками,  а вернувшихся  возмужавшими на бранном воздухе и  обвешанными крестами».

К финальной сцене, когда главные герои повести уединились в беседке "для внезапного и решительного объяснения", мальчишку била дрожь. Нет,  не от мороза, а, видимо, от желания поскорее узнать развязку, поскольку озноб сразу же прекратился после прозвучавшей финальной фразы:
 – "Боже мой, Боже мой – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку,– так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам"...

    Не в силах больше сдерживать переполнявших его эмоций, ведь заданный в конце вопрос был и ответом на все перипетии сюжета, мальчишка тоже  радостно подпрыгнул и помчался домой, успев краем уха услышать,– «Повести Белкина»... Он бежал и не чувствовал усталости, а в сознании его продолжала звучать волшебная музыка вальса из этого радиоспектакля  – «лай-ла-ла-ла-ла-ла-лай.»  И почему в школе на литературе не "проходят" такие интересные рассказы?— мелькнуло в голове у подростка. Каким-то странным образом Жорка разошёлся с Пушкиным в школе.

Никогда ещё за свою жизнь мальчишка, не испытывал такого душевного подъёма, не замирал  в таком восхищении перед  совершенством творений  писателя и композитора и не переживал таких ярких, сильных эмоций, такого захватывающего восторга.
Ещё древние греки такому состоянию сильного эмоционального потрясения дали название – катарсис и утверждали, что произведение искусства заставляя зрителя (читателя) сопереживать, тем самым очищает его душу, возвышает и воспитывает его".
    Наверное, поэтому дома в постели парнишка ещё долго не мог заснуть. Сердце его стучало, спать не хотелось в принципе, хотя уже была глубокая ночь. Хотелось вскочить с постели и сделать что-то хорошее. Эти переживания событий повести привели мальчишку к размышлениям о своей жизни.
 
Чем больше он восторгался  самой повестью, её героями, музыкой и авторами, тем непрезентабельней выглядел сам на этом фоне. В повести отроки немногим старше его, а уже «обвешены орденами», значит, храбро сражались с врагами и любовь у них серьёзная, к настоящим красавицам.
  – А ты у сестры мелочь на сигареты тыришь да в окна училкам вечерами надоедливо стучишь  гайкой на ниточке за якобы несправедливые отметки.– Распекал парнишка сам себя.
  – А командиром – бугром кто у вас был? Позорище! Этот увалень – переросток, которого из армии комиссовали «за ночной энурез» со справкой «олигофрен в стадии дебильности». Командир? Стыдоба. И на чём он раньше держался? Да  просто все были помельче его и боялись, потому что он частенько впадал в бешенство и, налетая с разбега, просто сминал.
Вспомнив, как  пил принесённую Увальнем  противную бражку наполовину с дрожжевым осадком, мальчишка плевался. Но ещё противнее было вспоминать парнишке свою как бы приклеенную улыбочку, когда Увалень хвалил его перед всеми за украденные у сестры из копилки деньги. Ведь так он фактически нацеливал паренька на новые кражи денег для покупки сигарет и неизвестно какие ещё планы он вынашивал.  Да, докатился,  на самом деле впереди колония маячит. Слово даю – я покончу с этим,–клялся парнишка сам себе. И это не были просто благие намерения с вечера.У Жорки это было вызревшее убеждение.
Да, полностью своим  в компании пацанов Жорка себя и не чувствовал. Помимо того, что из специалистов,  был у него ещё один отличающий его от всех пацанов  грешок – он хорошо учился. Нет, он не был ботаником, зубрилой. Само как-то получалось с его отличной памятью и живостью ума. И чтобы этот пунктик  не всплывал, Жорка  «прогибался», обеспечивая компанию куревом.  Курение и невыходившая бражка, от которой потом тошнило и голова болела Жорке не нравились, но за компанию  всё шло. Ещё пацаны дрались с подросшими парнями из соседних деревень и уже провожающих их поселковских девушек. Ну, так и полагалось по понятиям. В общем,  при таких устремлениях  Жорку в перспективе неминуемо тоже ждала колония.
      
      А раньше пареньку даже нравилось то, что он прибился к компании старших ребят и с мелюзгой не водится.
Подросток переслушал все байки старших о благородных бандитах не по одному разу и заметил, что они своими действиями сами свои же байки и опровергали. Трусоваты они были и беспринципны, молодых подставляли, элементарно, разжёвывая для непонятливых: «Тебе по малолетке ничего не будет, а мне срок мотать, так что бери на себя.» Своё комфортное состояние в данный момент для них было превыше всего на свете, поэтому они особенно не утруждались, чтоб за кого – то вступаться. Дрались, или когда в угол загонят, или когда знали, что им за это ничего не будет и они наверняка победят, так как их сейчас числом побольше.  Когда парнишка прикинул, что они также и с врагами драться будут, всё – его  отбросило от этой криминальной кодлы. Он никак не мог представить  их в числе «отличившихся и раненых под Бородиным.»
 Парнишка естественным путём перерос, пережил это своё неосознанное детское увлечение криминальной романтикой, которой он  не нашёл ни грамма в её доморощенном варианте. Доверие к « таким старшим» иссякло, отношение к ним стало критическим и не зря – многие из них так ничего и не добились в жизни, а некоторые очень плохо кончили, стали преступниками.   
А сколько огорчений своим упрямством парнишка доставил родителям, ведь они говорили ему те же вещи, к которым он сам пришёл. Как же плохо было мальчишке от этих мыслей, обидно за себя и стыдно перед родителями..
Завтра всё будет по-другому , мальчишка был уверен в этом.

Заглянув на следующий день в школьную библиотеку, мальчишка попросил книгу писателя Белкина про метель, так как очень хотелось перечитать самому эту историю с самого начала и был удивлён узнав, что автор этого произведения  А.С. Пушкин! Оказывается, кроме стихов про зиму, "вечор, ты помнишь, вьюга злилась," он ещё и повести писал. Позже он узнал и автора музыки – композитор Г.Свиридов.
Взрослея и бывая, в дальнейшем в Храмах Культуры – музеях и театрах, где созданы все условия, чтобы лучше ощущать и наслаждаться магией  искусства, духом и мощью талантов Руси, выросший юноша,  да, ощущал и наслаждался, но такого уровня восторга, как от того рассказа на морозе, больше не испытывал никогда.
    То есть  для того, чтобы почувствовать великую Силу искусства, наверное, важны и условия, но главное, всё-таки, необходимо, чтобы душа человека была разбужена, а совесть его искала сближения с прекрасным, очищалась бы от порчи и в душе становилось чисто, светло, честно. А без этого до вершин искусства даже в тепле и комфорте уютного жилища вряд ли поднимешься. Просто примешь к сведению факт их существования, включишь в реестр художественных ценностей, но они так и останутся в памяти как холодные, обособленные, непокорённые вершины, не затронувшие душу…
     Под впечатлением от того случая у конторы мальчишка увлёкся чтением. Все немногочисленные популярные книжки школьной сельской библиотеки были постоянно на руках и библиотекарша  отсылала пацана к полке с классиками. И хорошо! Это и была его "Золотая полка" с писателями "Золотого века". Читая  Тургенева, Лескова, Пришвина, Пушкина, Бунина и других авторов, талантливо пишущих.  Он воспитывал в себе вкус к хорошему языку, учился правильно писать, говорить. Далеко не всё тогда паренёк прочитал, но прочитанное  помогало, выручало его во многих жизненныхситуациях. Эта страсть к чтению хоть и не развилась  во что-то значительное, но перевесила желание бесцельно болтаться, определила и судьбу мальца и помогла избежать ему многих опасностей, ведь некоторые друзья детства покатились, как говорят, по наклонной,  и сгинули...
     Говоря про сегодняшнюю нашу молодёжь, утверждают, что если что и читают сейчас молодые, то, в основном, детективы, фантастику. А классика к сожалению утратила на них свою силу воздействия и поэтому неинтересна. Увы, всё когда-то теряет свою силу. Бывая  в библиотеке, мельком да взглянешь на полки  классиков… Кто-то и сегодня сюда регулярно заходит,  нарушая идеальную,  аскетическую  упорядоченность  многотомных сборников, просматривает книги,  выбирает и судя по тому, что то одного тома не хватает, то другого, а то и сразу нескольких - читает, изучает. И я представляю подростка,  которому и сегодня хорошая литература помогает приобретать духовный опыт и развивать в себе нравственные начала.
Нет, не утратила классика своего влияния на молодёжь да и никогда не утратит.

Г.Свиридов "Романс" ("Метель")
https://www.youtube.com/watch?v=31I8RhR2a4Коллаж авторский.   Слов -1674
и                Кутьин Ю. А.