К чему приводят гадания на Рождество

Екатерина Владимировна Журавлева
«Превратности  судьбы» или  «К  чему  приводят  гадания  на Рождество»

Однажды зимним светлым утром произошло событие чрезвычайно важное…

В одной усадьбе местной (довольно так прелестной) барыня Терентьева решила погадать. Для дочери Настасьи пару подгадать.
Отметить надо, что в тот самый день уж было Рождество. Живёхонько служанки стол сервировали, поставили пирог, ватрушки, кашу с фруктами и блюда с разными продуктами. 
Марина Дмитриевна, тем временем ; в уютной зале (пока родные спали) закончила приготовления.
Вздохнув и поразмыслив – всё ж решилась! Припомнила слова старушек знающих и девушек, внушающих достаточно доверия: «В неделю Рождества девицам всем, желающим найти себе любимого, полезно заняться гаданием». Есть в этом магия старинная.
И вот, за доченьку тревожась, мать задумала устроить ей судьбу. «Боюсь, что засидится в девках! За этим вышиванием, за книжками да фишками в лото останется без мужа. Без мужа – это что, вот я – без внуков, это – катастрофа!» – так думала Марина Дмитриевна, идя по коридору со сверточком в руках.

***
На улице незлобно потрескивал мороз, и снег легонько засыпал дорожку. Приятная пора для дивных грёз!
Припомнив все советы по гаданиям да девичьи свои воспоминания, желая дочери помочь, барыня Терентьева, выйдя на дорогу, раскрыла свёрток ; туфельку взяла и бросила её от дома прочь.
Подумала с волнением она: «Сия вещица, по поверьям, упасть должна в ту сторону, откуда явится жених… Ах! коль верна примета эта, я дочку выдам замуж и до лета!»
С надеждой тихою отправилась домой.

***
В усадьбе между тем уж Настенька проснулась.
Себя в порядок привела: и косы русы заплела, и праздничный наряд подобрала.
Как матушка вернулась, все вместе в церковь собрались. В дороге барыня у дочери спросила:
; Знаешь, милая, гадают все сейчас. На женихов и на невест, а ты… не хочешь ли? Пока гадания позволяет Рождественская сила.
 Тропинка снежная белела, вдали лучился купол золотой. Свой изумрудный взор Настасья в небо устремила. Последовал ответ:
; Нет, матушка, нет, нет. Загадывать боюсь я. Знаю только, кто небесами послан мне ; с тем встречусь я и без старинных всех примет.
 «Эх молодежь пошла, – подумала Марина Дмитриевна, – Гадания их безобидные пугают. Ну ничего, сама проверила: жених приедет с восточной стороны!»

***
За чаем, дома, дочь у матери спросила позволения отправиться на местные гуляния. В соседнюю деревню, где на коньках пройдут  катания.
Лишь только барышня Настасья отправилась гулять, матушка довольная села размышлять: «Откуда будущий жених приедет, знаю я теперь. Но  как он будет выглядеть? Наверно… погадаю. На картах, воске? Нет, не то. Быть может, зеркала? Опасное, я слышала занятие, но как иначе к делу подойти, коль дочери захочешь партию найти?!»
Однако только собралась исполнить сей обряд, как слышит, что в ворота с силою стучат.
«Ох, неожиданно. Мы никого не ждем. Наверное, детишки из соседних деревень пришли колядовать конфеты да золотые шишки, ; подумала Марина Дмитриевна, служанке приказав, ; Агафья, спустись-ка, посмотри, кто там. Коль дети, дай конфет им, а если кто иной – гони ты в шею. Скажи, что нет меня, уехала, и до Крещения беспокоить пусть не смеют».

***
Агафья вскоре поднялась к хозяйке и сказала, что некий барин к ним стучал. Неместный он и ехал по своим делам, но вдруг случился казус повсеместный: застряло колесо, а он «поскольку ближе нас усадьбы не нашел ; за помощью и обратился».
; Ах, вот оно в чем дело! – воскликнула Марина Дмитриевна, – Когда поломка экипажа случается зимой, так неудобно! Что ж… не помочь ему негоже. Где, говоришь, он? 
; Я оставила его в прихожей/передней.
Прервав свое гадание, барыня отправила дворовых на починку колеса.
Сама же, как радушная хозяйка, к столу обеденному незнакомца пригласила.
«Что за чудеса, – так думала она, на гостя глядя, – Приехал он с восточной стороны. Не уж-то всё сбывается, как нагадала я?! Да, он немолод. Кажется, ровесник мой. Но он умен и недурен собой. И карие глаза красивые, усы. Похож на мужа моего. Жаль, нет уже его». 
А гость, тем временем, хвалил хозяйку, ее гостеприимство и кутью…

Что дома гости у них нынче, Анастасия знать не знала. Она и на коньках каталась, ела пастилу, и на лихом коне скакала.
А после танцы начались. Не те, что при дворе – жеманные, чванливые. В деревне танцы ведь иные  – веселые, живые и старинные!
; Позвольте, незнакомка милая, я потанцую с вами, – Так обратился к Насте незнакомец с карими глазами…

***
Уж к вечеру клонилось дело, а гостя отпускать Марина Дмитриевна  не хотела.
«Жених завидный. С ним разговор приятен. И много общего у нас. Мне взгляд на жизнь его понятен. Он статный и находчивый. С ним Насте будет хорошо, и я буду спокойна. Теперь осталось дочку познакомить».
А гостя думы тоже занимали, но несколько иного рода: «Как интересна всё-таки природа! Я думал, больше уж не полюблю. Но вижу пред собой прекрасный образ и чувствую: люблю!». 
; Петр Иванович, как вам угощение? 
; Все было вкусно, просто объедение!
Тут в комнату вошла Агафья:
; Марина Дмитриевна, барышня вернулась, она пришла с…
Но, речи этой не дослушав, хозяйка спешно поднялась и к гостю обратилась:
; Позвольте Вас познакомить с дочерью моей.
; Я буду счастлив.

***
А между тем Настасья шла по саду. Да не одна, а с тем знакомцем новым. С карими глазами.
; Ах! рад я несказанно, что встретил в деревушке Вас! Вы верите в судьбу? 
; В судьбу? Да, верю! Ведь если б не она, то наша встреча…
; Могла бы не случиться?
; Да, так я думаю. Считаете меня чрезмерно романтичной?
; Я сам такой и полагаю, что любовь не может быть обычной. Вы… матушке своей меня представите, Анастасия Николаевна?
; Конечно, Александр Петрович. Вот и она. Какой-то незнакомец с нею.

***
Увидев дочь родную, барыня к ней быстро подошла, с заботой обняла и радостно произнесла:
; Ах, милая, недавно я гадала.
; Как, матушка, опять?!
; Ну да… но всё это не зря! Я волей случая жениха тебе нашла. Приехал он с восточной стороны, а экипаж застрял в дороге.
; Жених? Тот  самый экипаж? Так вы знакомы?!
; Конечно, да! А ты с ним разве тоже?
; В деревне на гуляниях…
; Но этого не может быть! Ах… свадьба будет грандиозная!

; Вы знаете уже?! – смущенно в разговор вступил Петр Иванович, – Как догадались, что желаю я, Марина Дмитриевна, предложить Вам руку, сердце?!

; Анастасия! Сделать предложение осмелюсь Вам, – краснея, Александр Петрович, взял Настю за руку тотчас.

***
Вот это поворот сюжета!
Замолкли птицы, и на миг как будто стих даже мороз.
Оцепенев, Марина Дмитриевна на юношу взирала. Внимания на него не обратила раньше второпях.
Невольно здесь с ума сойдешь! Видимо, таково праздника рождественского волшебство. И удивлениям нет конца.
И барыня, и гость ее воскликнули одновременно:
; Кто этот юноша, Настюша?
; Сынок, ты любишь эту девушку и впрямь?

***
Теперь и мать, и дочь невольно удивились:
; Сынок?! – воскликнули они.
; Да, это сын мой. Я ведь говорил, Марина Дмитриевна, что ехал не один. А спутник мой ужасно  непоседлив. Как поломалось колесо, отправился в деревню. Уж не знаю ; на местные гуляния посмотреть иль поискать харчевню.
; Ах, батюшка, я эту встретил девушку и так люблю ее! Позволите жениться нам?
; Я буду рад, коль ты жену такую выбрал, которая вся в мать – умом и красотой. А ты у барыни спроси, не против ли она.
; Марина Дмитриевна, – обратился Александр, – Позволите Анастасию замуж взять?
На барыню все трое устремили взоры, ведь от нее зависела судьба девицы.

***
У матери взволнованной метались мысли в голове, как птицы: «Вот это казус! Как мне быть? Что ж, он на вид довольно симпатичен, и Настя, думаю, влюбилась. Да, выбор, в общем-то, ее приличен. Но, как же быть тогда с гаданием? Оно не воплотилось?! Ах, нет же, вместе ехали они, а, значит, оба к нам попали с восточной стороны! – и вслух произнесла довольно, – Конечно, я не против вашей свадьбы!»
; Спасибо, маменька! – воскликнула Настасья, просияв.
; Вы чудо! – с горячностью добавил Александр и обнял ту, что всех милее для него была.

***
; Давно мечтал женить я сына! А что о нашей свадьбе скажешь ты, Марина? – с трепетом спросил Петр Иванович и добавил, кашлянув ; Дмитриевна.
«Вот это да! Выходит, я и себе жениха нагадала?! – дивилась барыня, ; И он с восточной стороны. Ах, если б раньше знала я, что туфелька и мне предскажет мужа, давно бы занялась таким обычаем, пускай старинным, но очень даже эффективным!»

К концу подходит мой рассказ. Осталось лишь добавить: свадьбы состоялись ближе к лету. И люди говорят, что гости там гуляли до рассвета!