Благодарность

Забил Алекперов
               
        «Благодарность - признак благородства души!».  Эзоп (620-564 г до н.э.)

        Благородный человек совершает добрые дела, никогда не рассчитывая на взаимность. А благодарные люди оказывают знаки внимания по своему внутреннему убеждению, в душевном порыве и бескорыстно. 
        Один, мною уважаемый, автор после прочтения моего рассказа, написал: «Банальная житейская история. Встретились два земляка, один лечит родных и близких друга, а тот подбрасывает ему харчи, по принципу: ты мне - я тебе. Поэтому в нашей стране невозможно искоренить коррупцию!»
        Я с уважением отношусь к авторам, произведения которых читаю, и своим читателям! Низкий поклон всем, кто пишет мне теплые, сердечные отзывы и тактично поправляет мои ошибки, если таковые встречаются. Изредка у кого-то бывают отрицательные суждения при знакомстве с моими сочинениями, но я принципиально не вступаю ни с одним оппонентом в полемику.  Благодарю зашедших на мою страницу за то, что читали и откликнулись, несмотря на их разные мнения.
        В своих рассказах я, в основном, пишу о реальных событиях, добре и любви. Зла и негатива, которыми нас пичкают средства массовой информации, телевидение и так достаточно.
        На работе меня окружают пациенты, боль и страдания которых я каждый день стараюсь облегчить. Но свою профессию я выбрал еще в детстве без корыстных умыслов, и очень ее люблю! Врач должен с уважением и чуткостью относиться к людям! Иначе пациенты не смогут доверить ему самое главное, что у них есть – свою жизнь!
        Прочитав вышеуказанный отзыв, мне стало немного обидно, поэтому я решил поделиться своими мыслями с Вами, дорогие читатели.
        Обидно стало потому, что автор, человек преклонного возраста, чуть моложе меня, образованный, с ученой степенью не понял сути простых человеческих отношений, бескорыстную дружбу абсолютно незнакомых раньше людей и так низко ее оценил! Грустно, что психика людей старшего поколения, к которому отношусь и я, после распада СССР так сильно изменилась. На сегодняшний день культ денег, богатства уничтожил у людей все, что было присуще раньше: высокую нравственность, культуру, взаимоуважение, чуткость и доброту! Оскорбить, нагрубить, обмануть, оболгать - пожалуйста, а попросить прощения - не дождетесь!
        Нынешнее молодое поколение нечего обвинять, оно - плод нашего воспитания! В связи с плотным рабочим графиком и неприемлемостью опозданий, на работу езжу общественным транспортом и наблюдаю за окружающими. Вижу озабоченные лица людей, часто проявление какой-то непонятной агрессии, бурных эмоций. На сегодняшний день в метро или автобусе мало кто уступает место старикам, детям или беременным женщинам, несмотря на постоянные объявления дикторов по средствам связи. Если же такое происходит, то, зачастую, вместо благодарности, можно услышать ворчание пожилого человека и увидеть его укоризненный взгляд.  Иногда хочется напомнить людям строки из романа «Дон Кихот» писателя Мигеля Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». 
         По своему опыту знаю, пациенты чаще идут к тому врачу, который, кроме профессионализма, обладает душевными качествами, способен понять их боль, страдания. Некоторые мои пациенты заходят ко мне просто так, поговорить о своих бытовых проблемах, поделиться печальными или радостными событиями в их жизни, услышать слова сочувствия, поддержки. Как можно их не выслушать? Многие, оперированные мною, больные впоследствии становятся моими друзьями! После выздоровления они заходят рассказать последние новости, мы поздравляем друг друга с какими-то значимыми датами. Если кого-то долго не вижу или не слышу, сам звоню, беспокоясь, все ли в порядке?
        «Труд врача – это подвиг!» - писал А.П.Чехов. За свою работу никогда не брал мзду, потому что считаю это ниже моего достоинства! Тому, кто вымогает деньги у пациентов, не место среди настоящих врачей, любящих свою профессию! Больные не виноваты, что в нашей стране так низко ценится труд медицинских работников! Это вопрос к власти, которая сначала медицинскую помощь населению отнесла к сфере оказания услуг, а потом начала проводить бесконечное, часто бездарное, реформирование здравоохранения, результатом которого стало не просто уничтожение отечественной медицины, а потеря многочисленных человеческих жизней!
          С давних времен, читая разные документальные материалы и художественную литературу, видно, что отношения между врачом и пациентом складывались уважительно, с благоговением. Благодарность врачу, своему спасителю, от пациента, если такое случалось, шла от души, и никому не приходило в голову расценивать ее, как взятку.
          Дети послевоенных лет, наверное, хорошо помнят, как мы жили в бедности, а наши отцы и деды, помогая друг другу, растили детей и восстанавливали страну после страшной разрухи. Кому - то крышу чинили, кому- то дом строили, пасли овец по очереди, делили последнюю буханку хлеба с соседями. Никто не думал ни о каком-то обогащении, не преследовал каких-либо корыстных целей.
         «Светя другим, сгораю сам!» - эта красивая, благородная фраза негласно стала девизом врачебного сообщества, а популяризировал ее голландский доктор Николас ван Тюльп (1593-1674 гг.). Он предлагал, чтобы эмблемой врачевания стала горящая свеча как символ самоотверженности врачей, которые, не жалея себя, помогают пациентам, иногда сами умирают от болезней, спасая своих подопечных. Эти крылатые слова выбиты на могильной плите знаменитому русскому врачу Николаю Васильевичу Склифосовскому.
        Мало кто знает, что врачи живут намного меньше и болеют гораздо чаще представителей других профессий. Высокий темп работы, груз ответственности, хронический стресс, необходимость постоянно брать на себя боль и страдания других людей – факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние врача, а психологи называют это синдромом эмоционального выгорания.
        Мне непонятно, когда по каким-то и кем-то проведенным исследованиям, средства массовой информации объявляют о высокой коррупции в медицине, что сразу подхватывается на разных уровнях и начинаются бесконечные обсуждения с неподдельным смакованием. Покажите в нашей стране хотя бы одного коррупционера-врача, миллионера, который спрятал, накопленные от пациентов, деньги в офшорах и обзавелся виллами, яхтами, самолётами, футбольными клубами за бугром…
        К сведению многих напомню, что коррупция, в переводе с латыни, продажность, подкуп – термин, обозначающий обычно использование должностными лицами своих властных полномочий и доверенных им прав. Чиновники используют официальный статус в целях личного обогащения, что приобретает системный характер. Сегодня многие хотят стать чиновниками, чтобы дорваться до «кормушки» и набить собственные карманы, не думая о стране и ее гражданах. А «шестерки» этих государственных служащих ходят за деньги на митинги, чтобы кричать разные лозунги в пользу того, кто платит. Нижние чины берут взятки и делятся со своим начальством, те с верхними правящими чинами для сохранения собственной должности.
        Сейчас стало модно опорочить честь и достоинство врачей, чтобы они не подняли голос, не стали требовать увеличения заработной платы, улучшения своего социального статуса. Вы много видели митингующих врачей или учителей?! Они работают, порой, на износ, подрабатывая в нескольких местах, чтобы прокормить семью! Нельзя же из-за кучки подонков-взяточников, которые непонятно как оказались в медицине, очернить огромное врачебное сообщество!
        Недавно я ходил на семинар в одно крупное медицинское учреждение, где лектором была женщина бальзаковского возраста, доцент.  Она разработала целую теорию по психологии сегодняшних пациентов. Оказывается, больные делятся на 4 группы. Охарактеризую их простым, понятным читателю, языком. Первая группа - мнительные пациенты, готовые плакать по любому поводу. Вторая группа - возбужденные, агрессивные пациенты, которые выходят из себя от любого, неудачно сказанного слова. Третья группа – интеллектуальные пациенты, начитавшиеся в интернете массы некомпетентной, лживой информации на медицинскую тему. Их переубедить в чем-то очень сложно. И, наконец, четвертая группа – «пофигисты», которым все «по барабану», в том числе их собственное здоровье. Пришли, выслушали, ушли, рецепты выбросят тут же, выходя из кабинета.
        Лектор пыталась  учить врачей как, на сегодняшний день, нужно вести себя с  больными. За первые 10-15 минут контакта определить тип пациента, найти с ним общий язык и сделать так, чтобы больной ушел от врача довольным. О болезни и лечении вопрос не шел вообще. Вот я сижу, хирург с  громадным стажем практической работы, и думаю, что  мир вокруг превратился в большую психиатрическую больницу,  и мы все  в ней - неизлечимые больные. Люди, о чем мы говорим?! Давайте опомнимся, пока не поздно! В погоне за лучшей жизнью мы потеряли самое ценное - взаимопонимание, доверие, доброту, уважение друг другу, чувство благодарности и благородства!
        Двумя историями я хочу завершить свои размышления.
        Ноябрь 1980 года. Я работал хирургом в городе Ангарск и собирался в отпуск  домой, в Баку. Самолёт вылетал  рано утром из Иркутска, и я заказал такси  с запасом времени, чтобы не опоздать. Перед  дорогой поспать не удалось, и, в ожидании такси, я дремал в кресле. Дверной звонок  разбудил меня. Открыв дверь, я увидел мужчину лет сорока пяти, который с улыбкой смотрел на меня. Представившись (звали его Сергеем), он взял мои вещи и, пока я одевался, понес к автомобилю. Когда я вышел из подъезда, сумки уже лежали в багажнике, а водитель, увидев меня, распахнул дверь машины со словами: «Ну что, доктор, поехали?». Я кивнул и, усаживаясь на переднее сидение, подумал, откуда он знает, что я врач.
        Дорога была заснеженная и очень скользкая, поэтому мы ехали медленно и осторожно. Таксист оказался приветливым и разговорчивым. Обратившись ко мне по имени-отчеству, предложил позавтракать бутербродами с колбасой и сыром. От еды я вежливо отказался, сославшись на раннее время, но горячего чая из термоса выпил. Мужчина был доволен,  разговаривал со мной подчеркнуто уважительно, без пошлых анекдотов и баек, которыми некоторые таксисты развлекают своих пассажиров. Я же всю дорогу пытался вспомнить, где мы встречались, откуда он знает меня?
        В аэропорт мы приехали без опоздания. Сергей, не слушая моих возражений, взял вещи и донес их до стойки регистрации, поставив на весы. Народу было мало. Через некоторое время диктор по громкоговорителю объявил посадку на рейс. Я поблагодарил своего провожатого за  внимательное отношение и оказанную помощь, вытащил бумажник, чтобы расплатиться с ним, на что получил категоричный отказ. Мужчина сердито посмотрел на меня и произнес:
      - Я понял, доктор, что Вы меня не узнали! Пациентов много,  всех не запомнишь. А  я не забуду Вас до конца своей жизни! 
        Сергей завернул рукав куртки и  показал мне правое предплечье со свежим послеоперационным рубцом, продолжая рассказывать:
       - В начале апреля  ночью я попал в городскую больницу после тяжелой аварии на дороге. Обе кости правой руки  были сломаны и висели на связках, сухожилия порваны, кисть и пальцы, как будто, не мои. Я в шоке лежал на операционном столе и  думал только об одном: без руки  с профессией водителя придется попрощаться, как дальше буду кормить семью?
        Когда Вы появились в операционной, я очень расстроился из-за того, что меня будет оперировать молодой, неопытный врач. Под наркозом  уснул, когда разбудили, увидел полностью загипсованную  руку.  На следующий день медсестры  рассказывали мне как Вы до утра «колдовали» над моей рукой: сопоставляли каждый фрагмент кости, затем долго и кропотливо сшивали все сухожилия. Через месяц, сняв  гипс,  мне назначили курс реабилитации по восстановлению двигательной функции  кисти, после которого я полностью вернулся «в строй», а Вы от души радовались моему выздоровлению. Разве такое можно забыть?  Благодаря Вам я живу полноценной жизнью, и вся наша семья вспоминает Вас добрым словом! Всегда рад помочь, чем могу! Счастливого пути, доктор, мягкой посадки и скорейшего возвращения!
         Услышав эти слова, я был очень  растроган, мы крепко обнялись и тепло попрощались. По приезду из Баку  Сергей встретил меня, а я привез ему в подарок набор отборных азербайджанских коньяков и восточные сладости. Он не ожидал такого презента и был очень доволен! Мы поддерживали приятельские  отношения  до моего отъезда из Сибири.
         Вторая история произошла  в мае того же года. В городе показывали  фильм-катастрофу режиссёра Александра Митты «Экипаж». В воскресенье у меня был  выходной день, что случалось очень редко, поэтому я  решил сходить  в кино, благо кинотеатр находился недалеко от моего дома. Подходя к кассам,  увидел длинную очередь, которая тянулась на десятки метров вдоль улицы. До начала сеанса оставалось совсем мало времени, и шансов купить билет не было никаких! Протиснувшись в кассовый зал, чтобы посмотреть время следующих сеансов, у двери служебного входа я столкнулся с миловидной женщиной лет тридцати пяти. Увидев меня, она засияла от радости:
       - Доктор,  своим глазам  не верю! Вы тоже пришли посмотреть фильм?      Я сразу вспомнил свою пациентку Анну, попавшую ко мне на операционный стол пару месяцев назад с гангренозным аппендицитом в тяжелой форме. После операции, пока не миновал кризис,  я не отходил от нее – дежурил  в реанимационном отделении. Только после перевода больной в общую палату  я отправился домой отсыпаться. В таких случаях говорят, что доктор вытащил больного с того света!
         Поздоровавшись с Анной, я сказал, что сегодня для меня неудачный день и, по-видимому, не судьба посмотреть фильм.
         Она безапелляционно взяла меня за руку и проводила в  служебное помещение, по ходу крикнув администратору:
       - Саша, вытащи мое кресло из кабинета и поставь в зрительном зале в удобном  месте  для доктора, потом проводи  туда  Забила Мустафаевича.
         Вот так я посмотрел фильм «Экипаж» впервые. Разве данные отношения между врачом и пациентом можно назвать корыстными, меркантильными? Разве это не благородные поступки в знак благодарности своему спасителю? Ради таких  взаимоотношений  я  принимал клятву Гиппократа еще в молодости. По сегодняшний день  живу и тружусь  по принципу: «Светя другим, сгораю сам!».

                20.04.2018 г. Москва.
               
                Zabil.