Там, где живут невидимые люди

Борис Лоза
Недавно, мы с женой, вернулись из поездки в Исландию. Кто-то может подумать: «Зачем забираться во время суровой и холодной зимы Канады еще дальше на север, а не на юг?» Я думаю, что скорее всего для того, чтобы с удивлением узнать, что зима в Канаде не такая уж суровая и холодная. Оказывается, что люди живут и выживают в еще более жестких условиях!

Полет из Торонто в самую северную столицу мира – Рейкьявик, стоил всего 130 канадских долларов. Вернуться назад было немного дороже - $150. Это почти столько же, сколько например, один час перелета из Торонто в Монреаль, или поход «на хорошие места» вечернего представления балета «Щелкунчик». Правда, кроме «чистого» полета ничего больше не было включено и даже стакан воды «из под крана» стоил денег. Но было очень заманчиво оказаться на пару дней в Европе и побродить по рождественским базарам.

Полет в Исландию это классический пример «принципа принтера». Вы покупаете компьютерный принтер по «очень доступной цене», но зато потом каждая коробочка краски для него стоит почти столько же, сколько и сам принтер. Также и в данном случае. Исландия это дорогая страна. В Рейкьявике я не мог найти чашку кофе дешевле 5 долларов. Самый простой обед на двоих, состоящий из бутерброда с жареной картошкой и простого сока из банки, в обычном кафе может обойтись в более чем 100 долларов.  Жилье без «видимых излишеств» не менее 120 долларов за ночь. Литр бензина - $2.40, проехать одну остановку на автобусе - $5.50 и так далее.

Мы летели туда пять часов без особой турбулентности, а в это время за окном во весь горизонт бушевало северное сияние (началось за пару часов до Рейкьявика)!

Первое, что бросилось в глаза это полное отсутствие деревьев. Километры и километры черной незастроенной земли и даже ни одного кустика. Говорят, что в девятом веке, когда сюда прибыли первые поселенцы, 95% острова было покрыто березовыми лесами. Пионеры быстро вырубили все деревья на костры и строительство жилья. Теперь, согласно официальным данным, только менее одного процента острова утопает в лесах. Та самая береза, была единственным деревом, которое могло создать подобие леса в этих суровых условиях. Теперь, березы похоже больше не приживаются. Из-за этого, а может быть из-за того, что здесь нет высоких гор, дует шквальный ветер. Нас, в прямом смысле, сносило с ног! Приходилось держаться за стены домов. Было бы очень хорошо, если бы по всем улицам Рейкьявика была протянута веревка, за которую можно было бы держаться любознательным туристам, желающим осмотреть достопримечательности. И это было в городе. Из-за непрерывного ветра, местные говорят, что дождь здесь идет параллельно земле, а не вертикально, как везде в мире, согласно земному притяжению. Было всего минус один по Цельсию, но «с ветром» казалось, что такого холода никогда не было в Канаде даже при минус 40. Как пожаловались те же местные жители: «у нас только две погоды: или ветер или дождь!» В декабре, когда мы там были, солнце вставало в 10 утра и садилось в 3:30 «вечера», не поднимаясь над горизонтом выше одноэтажного дома.

В русскоязычной прессе об Исландии можно найти много информации о том как в Исландии «никто никогда не запирает двери», «все знают друг друга в лицо», «медицина там абсолютно бесплатная» и других похожих «фактов». Я собирался узнать об всем этом из «первых рук», проведя социальный опрос местного населения. Осмотревшись по сторонам, я не смог сразу найти «местных». По улицам ходили туристы, в многочисленных отелях и магазинах работали поляки и выходцы из прибалтийских республик, автобусы водили чернокожие, а в ресторанах посетителей обслуживали азиаты. Казалось, что, местные «викинги» поручили управление отелями и бизнесами иностранным работникам, а сами, по «закону сообщающихся сосудов», уехали в те страны откуда прибыли эти самые работники. Поэтому, информация собранная мной, исходит как от тех, так и от других местных жителей, которых мне удалось в конце концов разыскать. Кстати все «местные», кроме нескольких вновь прибывших жителей, говорили на хорошем английском языке.

Такое количество самых разнообразных электронных замков я редко видел в других странах. Для мня, как для специалиста со стажем по компьютерной и прочей безопасности, все это было очень интересно. Вместе с электронными замками, в дверях были врезаны и обычные замки (для подстраховки). Не доверяя глазам своим, я дергал за ручки дверей как в столице, так и в маленьких городках. Всё-таки я проводил научно-социальный эксперимент! У меня даже было готово объяснение на случай нечаянно открывшейся двери. Не понадобилось. Двери не поддавались… Может замки не запирают где-то в деревнях, но мы там не были. Кстати, в Канаде в нашем маленьком городке/деревне, мы днем часто не запираем двери, а многие наши знакомые из местных жителей не запирают их даже ночью. В наши дни, а точнее «в наши ночи», это может быть чревато!

Поляки живут в Исландии уже давно. У них построены свои католические церкви (коренные исландцы - лютеране-евангелисты), магазины и бизнесы. Выходцы из прибалтийских стран тоже живут там давно. Арабы-мусульмане (видели мечети и «проповедников»), евреи-хабадники, чернокожие и азиаты-буддисты составляют меньший процент населения. Скоро откроется первый (за последние 1000 лет) «нео-языческий» храм. В нем, прихожане будут молится древним северным богам. Количество «нео-язычников» все время растет и насчитывает сегодня около 4000 человек. Это вторая, после Христианства, религия на острове.

Согласно «интервью» с семьей исландцев, живущих в маленьком городке, те знают «только членов своей церкви, соседей и коллег по работе». Нормальные люди! Как запомнишь в лицо всех остальных 348,580 исландцев не считая постоянно прибывающих временных рабочих из других стран мира? Кстати, надо прожить в Исландии не менее 7 лет, исправно платя налоги (т.е. работая), чтобы подать на гражданство.

Каждый год в Исландии появляется ровно на 48 врачей больше, чем было до того. Они выпускники единственной медицинской школы. Для пациента поход к терапевту стоит дешевле, чем к «специалисту». Зато, пойти к «специалисту» ты можешь минуя терапевта. Заплатив за визит, ты получаешь все остальное лечение и различные проверки бесплатно. По мне так канадское здравоохранение даже «более бесплатное», чем в Исландии. Наши визиты к врачам бесплатны. Но иногда, может и надо где-то заплатить (лишь некоторые таблетки и операции, машина скорой помощи и т.д.). Зубные врачи в Исландии оплачиваются государством для детей до 18 лет и для граждан старше 66 лет. Исландские врачи недовольны, что после шести лет учебы их заработки гораздо меньше заработков банкиров (разница где-то в 1.5 – 2 раза). Я думаю, что банкиры в Исландии получают больше потому, что их профессия более опасная. Когда в 2008 году исландские банки обанкротились, многие банкиры оказались за решеткой, а банки были национализированы. Тем не менее, врачи уезжают из страны в поисках лучшей жизни.

«Викинги-студенты» платят за образование. Государственный Университет Исландии «берет» $470 американских долларов в год. Согласен –  это все равно, что бесплатно! Частные университеты берут бОльшую сумму.

В Исландии свято верят в существование «прячущихся людей». Их название можно перевести как «спрятавшиеся люди», «прячущиеся» или «скрывающиеся» (английское слово «hidden»). Мне больше нравится переводить их как «невидимые люди». Не в смысле как в кинофильме «Человек-невидимка», а в смысле как «Не видно, а щас видно! А щас опять не видно!» Эти люди живут параллельной жизнью с обитателями острова. Истории из их жизни описаны во многих книгах и всегда рассказываются детям.  Как и обычные люди они женятся, рожают детей, веселятся. Только лишь не платят налоги. Рассказывают, что раньше, когда на Рождество хозяева уходили в церковь, работник, оставленный присматривать за хозяйством, иногда исчезал вместе с хозяйскими продуктами. Так как темнело рано, хозяева возвращались затемно, промерзшие и голодные, а дом был не освещен, не топлен и еда не разогрета. Никто не мог понять, куда деваются работники. Их больше никогда не видели. Тогда, один хозяин спрятался в сундук и увидел, что вдруг откуда не возьмись, появились «невидимые люди», которых в деревне никто не знал. Они постелили на стол красивую скатерть, поставили на нее многообразные и вкусные блюда. И начали пировать. Предприимчивый хозяин, спрятавшийся в  сундуке, выскочил с криком «дневной свет!» «Невидимые люди» в страхе убежали, оставив на столе свою скатерть и все блюда. Так сделали и другие хозяева, захватив врасплох «невидимых людей». С тех пор повелось, не полагаясь на приход «невидимок» самим накрывать стол к Рождеству и другим праздникам. А что – очень хорошее объяснение для некоторых «щекотливых» моментов. «Папа, ты видел пирожное, что мама оставила здесь для меня? – Нет, не видел. Наверно его съели невидимые люди, сынок!» Уверен, что «невидимые люди» эмигрировали и в другие страны и многие с ними уже встречались.

Несмотря на шквальный ветер сносящий с ног, мы держась друг за друга и за стенки домов, добрались кое-как к, не побоюсь этого слова, настоящей «святыне» всех выходцев из бывшего «Советского блока». Несмотря на пронизывающий ветер, туда также пришло несколько восточно-европейского вида туристов, чтобы посмотреть, обойти вокруг и потрогать это здание. В нем,  в 1986 году, Михаил Сергеевич Горбачёв и Рональд Рейган подписали договор об окончании «Холодной войны», открыв наконец «железный занавес» для всех тех, кто хотел за него заглянуть. Символично, что для окончания «Холодной войны» была выбрана страна с таким холодным климатом!

При таком ветре, бедным туристам некуда деться, кроме как зайти в Национальный Государственный Исландский Музей Пенисов (мужских детородных органов). Он находится на главной улице Рейкьявика и может еще не «национальный» и «государственный», но уже рекламируется на государственном уровне. В каждой уважающей себя стране имеется маленький «эротический музей». Исландия – не исключение. Трудно назвать этот музей «музеем», но в нем собрано несколько десятков засушенных пенисов китов и других животных (включая человека). Под экспонатами нет особых объяснений, а оставшаяся часть комнаты отдана под «сопутствующие» артефакты. Можно зайти и погреться в этот музей, но не рассчитывайте выйти «одухотворенными» полученными знаниями. Говорят, что этот музей очень популярен у женщин. Их туда приходит больше, чем мужчин.

Еще одно, очень популярное место - «Голубая Лагуна». Это выкопанный на месте бывшей гео-термальной станции бассейн под открытым небом. Если вас не смущает, что вода там «немного хлорированная» и меняется только каждые 48 часов, то это еще одно, посещаемое туристами место. Мы хотели добраться до действительно натурального чуда природы «горячей реки» (без искусственного подогрева), но зимой туда лучше не ездить. Надо вернуться в Исландию еще раз – летом!

Так, как туризм самая большая статья дохода, исландцы предлагают и другие развлечения. В Исландии существует «Школа троллей». Обучение включает два семестра, но можно заплатить за прослушивание шести-часового курса и получить диплом «Троллелолога» или «Троллеведа». Вас научат различать все 13 видов троллей, находить их места обитания и разбираться в их привычках. Мы ходили в парк троллей, но из-за сильного ветра они к нам не вышли, а их дом-музей был закрыт на ремонт. В принципе, почти на каждом углу можно ознакомиться с внешним видом и описанием «специфики» характеров всех 13-ти и даже более Троллей. При таком самообучении, хоть и без официального диплома, вы будете готовы к встрече с «заглядывателем в окна», «хлопателем дверей», «колбасным вором», «мясным вором», «йогуртным вором» и так далее. Похоже, что тролли, не имея собственных фабрик, составляют конкуренцию «невидимым людям» в поедании мясных и молочных продуктов!

Кстати, об исландской еде можно написать отдельный рассказ. Мы снимали квартиру с кухней. Поэтому, каждое утро готовили такие деликатесы, как жаркое из китового мяса, маринованное китовое «сало», приготовленный в горячей вулканической земле черный хлеб, баранину, копченную с помощью собственных экскрементов (там нет деревьев и мясо коптят на высушенных «бараньих лепешках», оставшихся от того же барана. Не пропадать же добру!), пахнущую аммиаком маринованную акулу, «скир» (мягкий сыр/йогурт) и нежнейшие «языки трески». Запивали чаем из дикого мха, собранного на окружающих Рейкьявик горах. Кстати, в Исландии из под-крана течет чистая родниковая вода! Без хлорки, фтора и других «витаминов», добавляемых в Канаде «заботящимися» о нас дантистах.

Еда в Исландии может быть непривычна «для нашего слуха», однако очень вкусная! Мы пробовали мясо нескольких видов китов. Это мясо напоминает по вкусу говядину, а по нежности – печенку. В ресторанах всегда можно найти копченое и жареное мясо экзотических морских птиц – кайры, тупика, баклана и других. В наличии стейк из мяса кита (всегда делается «с кровью»). Мы искали знаменитое рождественское блюдо, любовно называемое «вонючий скат». В одном ресторане, где «оно всегда точно есть», нам сказали что «вчера все распродали и теперь приходите только через две недели». Мы так его и не нашли. Может и к лучшему. Говорят, что когда подают это блюдо оно пахнет так, что ваша одежда насквозь пропитывается «ароматом», который почти невозможно отстирать. И это в стране, где маринованная акула считается обладателем самого отвратного запаха! Мы «свободно» ели эту акулу, и ничего!

Кроме лошадиного мяса, тюленей и китов, исландцы любят мясо полярной лисы и «птицы-глупыша» (fulmar). Мясо лисы запрещено продавать в магазинах, а мясо кита всегда пожалуйста! Китов еще не научились разводить на фермах и в отличии от мяса лисицы, оно точно «дикое». Еще, на «бараньих лепешках» (я думаю, что больше для туристов, чем для себя) делают пиво и виски.

Нам показалось, что по улицам ходило не так много исландцев. Правда, было очень холодно. Может они и есть те мифические «невидимые люди», которые живут себе параллельной жизнью с туристами и временными работниками? Во всяком случае, на улицах была слышна речь только людей из разных других стран. Услышать исландскую речь удавалось, кроме как телевизора, иногда еще и в ресторанах. А может норвежскую, датскую или еще какою-нибудь «северную» (я не специалист)? Но такое может случиться и в Торонто, где живет много людей разных национальностей и не везде ведутся разговоры на английском языке. Надо наверно было ехать в деревни для того, чтобы посмотреть традиционную жизнь исландцев.

И хотя это очень дорогая для туриста страна с суровым климатом, а также там нет для нас с женой достаточно солнца, нам все равно там очень понравилась! Жить бы там я не хотел,  но приехать еще раз летом было бы замечательно!