Российская история. Часть 9. Аз есмь царь!

Юрий Никулин Уральский
   Смерть малолетнего царевича Дмитрия в Угличе наступила, как следует из заключения следственной комиссии во главе с боярином Василием Шуйским, из-за приключившейся с царевичем во время игры в «тычку» падучей болезни, кинувшей его горлом на находившийся у него в руке нож.
   Члены комиссии, конечно же, понимали, что при Иване Грозном за такую формулировку они дружно сели бы на колья. Но при Федоре Ивановиче, за которым стоял Годунов, сидение на колу считалось моветоном, и комиссары безбоязненно вернулись в Москву.
   Как известно, после смерти царя Федора в 1598 году царем стал Борис Годунов. Немедленно поползли слухи, что семь лет назад он и приказал убить царевича Дмитрия, чтобы расчистить себе путь к трону.
   А тут — засуха. Неурожай и страшный голод. Ясен пень — Бог за невинно убиенного отрока гневается. Ясен пень: Борис — убийца!
   Откуда ни возьмись — из Польши добрый молодец на лихом коне во главе шляхетского войска прискакал. Саблей машет, трон требует. Мол, Дмитрий он, чудом от убийц спасенный, а вместо него, мол, другого отрока зарезали. Аз есмь царь! - короче говоря.
   Годунов в расстройстве умер.
   Въехав в Москву, Лжедмитрий первым делом встретился с «матерью» - Марией Нагой. Та с радостью признала в нем чудесно спасенного сына, хотя про себя никак не могла припомнить бородавки на его лице. Хотя, опять же, бородавки — дело наживное... Василий Шуйский, кстати, тоже признал «Дмитрия», хотя лично видел царевича в гробу.
   Прибывшие с Лжедмитрием поляки славно погуляли на его свадьбе с дочерью шляхтича Юрия Мнишек Мариной, но душа требовала продолжения банкета, и шляхта растеклась по Москве, требуя хлеба и зрелищ. Кто не растекся — расположился в царских палатах и стал притеснять чистокровных русских бояр. Боярам это пришлось не по вкусу, и они кинули в народ фразу: «Царь — не настоящий!». Войско взбунтовалось и устроило над Лжедимитрием самосуд, а Марину с поляками прогнали кто куда.
   Не успели разделаться с одним самозванцем — тут же объявился второй;  подобрал Марину, тут же признавшую в нем мужа, объявил себя чудесно спасшимся  царем Дмитрием, и обосновался в подмосковном селе Тушино, призывая верных подданных поддержать его в предстоящем походе на Москву.
   Московские же бояре провозгласили царем Василия Шуйского, а Лжедмитрия Второго объявили тушинским вором. И стало на Руси двоецарствие.